ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ





 

Принцип дополнительности сформулировал выдающийся датский физик Нильс Бор в связи с необходимостью интерпретации кванто­вой механики.

Как способ описания при анализе альтернативных, противоре­чивых ситуаций принцип дополнительности стал применяться в различных сферах познания, превратившись в общенаучный методоло­гический принцип.

Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил В.Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека.

В социальной педагогике принцип дополнительности, даже скорее лежащая в его основе идея, имеет большое значение, ибо позво­ляет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассмотрении довольно большого круга проблем. Его применение предполагает:

подход к развитию человека как к совокупности взаимодо­полняющих процессов - природного, культурного, социально­го и др., которые определяют характер, содержание и ре­зультаты его социализации;

изучение и описание социализации как совокупности стихий­ного, частично направляемого, относительно социально кон­тролируемого процессов развития человека, а также его са­моизменения;

выявление и изучение взаимодополняющих факторов социа­лизации различного уровня: мега — космос, планета, мир; макро - страна, этнос, общество, государство; мезо - реги­он, средства массовой коммуникации, субкультура, тип посе­ления; микро - семья, соседство, группы сверстников, воспи­тательные, религиозные и иные организации, микросоциум;

подход к изучению воспитания как одному из социальных ин­ститутов, который, в частности, включает в себя взаимодо­полняющие виды воспитания (семейное, социальное, религи­озное, коррекционное, диссоциальное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муници­пальные, локальные) и воспитательные организации различных видов и типов;

рассмотрение социального воспитания как совокупности взаи­модополняющих процессов (например, организации социаль­ного опыта, образования, индивидуальной помощи), создаю­щих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя хотя и про­тиворечивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социаль­ных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.), что и требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности, незавершимости в со­циальном воспитании.

Все это далеко не исчерпывает возможности применения прин­ципа дополнительности в социальной педагогике, по мере развития которой будут открываться все новые и новые аспекты углубления с его помощью социально-педагогического знания.

Задания для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте содержание социальной педагогики как отрасли знания.

2. Раскройте взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей педа­гогики, человеко- и обществознания.

3. Охарактеризуйте функции социальной педагогики и принцип дополни­тельности.

Литература для самостоятельной работы

 

1. Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 5-21.

3. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. - Ека­теринбург, 1995.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ............................................................................................... 3

ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ..................................................................... 5

ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ........................................................................................................................ 11

ГЛАВА IV. МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР.............................................................................. 17

ГЛАВА V. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛИЯНИЯ МАКРОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ.......................................... 19

§ 1. СТРАНА............................................................................................................................................................................................................ 19

§ 2. ЭТНОС.............................................................................................................................................................................................................. 20

§ 3. ОБЩЕСТВО..................................................................................................................................................................................................... 23

§ 4. ГОСУДАРСТВО.............................................................................................................................................................................................. 28

ГЛАВА VI. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЗОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА...... 31

§ 1. РЕГИОН............................................................................................................................................................................................................ 31

§ 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ..................................................................................................................................... 34

§ 3. СУБКУЛЬТУРЫ............................................................................................................................................................................................. 36

§ 4. ТИП ПОСЕЛЕНИЯ......................................................................................................................................................................................... 40

4.1. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ...................................................................................................................................................................... 40

4.2. ГОРОД........................................................................................................................................................................................................... 41

4.3. МАЛЫЙ ГОРОД.......................................................................................................................................................................................... 44

4.4. ПОСЕЛОК.................................................................................................................................................................................................... 45

4.5. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.............................................................................................. 46

ГЛАВА VII. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ.............................................................. 50

§ 1. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.................................................................................................................................................. 50

§ 2. СОСЕДСТВО................................................................................................................................................................................................... 54

§ 3. ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ........................................................................................................................................................................... 55

§ 4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ.......................................................................................... 58

§ 5. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.................................................................................. 60

§ 6. КОНТРКУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДИССОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ....................................................................... 63

§ 7. МИКРОСОЦИУМ........................................................................................................................................................................................... 65

ГЛАВА VIII. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...................................................................................................................................................... 69

§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА............................................................................................................................................ 69

1.1. БЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ........................................................................................................................................ 69

1.2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ................................................................................................. 72

1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ......................................... 77

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ.............................................................................................................................................................................................. 82

§ 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ.............................................................................................................................................................. 85

§ 4. ЛОКАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.................................................................................................................................. 87

ГЛАВА IX. СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. ВОСПИТАННОСТЬ............................................................................................................ 91

ГЛАВА Х. ИЗДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ.................................................................................................................................................... 94

ГЛАВА XI. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ............................................................................................ 101

СОДЕРЖАНИЕ..................................................................................................................................................................................................... 105

 

 

Учебное издание

 





Читайте также:
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.