Искусству Древнего Египта принадлежит одна из самых значимых страниц в истории мировой культуры. Свыше четырех тысяч лет насчитывает история возникновения и развития искусства этой страны, которое интересно и важно не только своими прекрасными памятниками большого художественного значения, но и тем, что многое было создано египтянами в истории человечества впервые. Это и каменная архитектура, и скульптурный портрет, отличающийся своей реалистической правдивостью, и попытка раскрыть внутренний мир человека, его чувств и переживаний и др.
Высокие художественные достоинства произведений египетского искусства, а так же очень большая временная протяженность его истории, оказали влияние на художественное развитие других народов, впоследствии даже на сложение ряда европейских стилей, что позволяет искусству Древнего Египта занять совершенно особое место. Изучение древнеегипетского искусства, как правило, ограничивается лишь архитектурой и скульптурой, однако декоративное искусство египтян достигло не менее высокого уровня развития. Это подтверждают многочисленные предметы, найденные в гробницах, под толщей песка, благодаря засушливому климату имевшие хорошую сохранность. Египетские ремесленники путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого совершенства художественные ремесла — резьбу по дереву и кости, ювелирное дело и различные виды обработки металла, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Произведения декоративно-прикладного искусства египетских мастеров отмечены сочетанием тонкого вкуса в выборе формы и материала с необычайной тщательностью исполнения. Главной же особенностью египетского искусства является единство стиля, что можно объяснить рядом специфических черт. Это своеобразие природных условий, значительная роль канона, в сложении которого большое значение сыграли религия и жречество, а также фараон и его двор, благодаря которым на протяжении тысячелетий канон не претерпевал каких либо существенных изменений. Сюда же следует добавить и главенствующую организующую роль архитектуры в древнеегипетском искусстве. Основную часть произведений декоративно-прикладного искусства составляли предметы религиозного характера, предназначенные для совершения погребального обряда. Они изготовлялись в мастерских, существовавших при храмах. Кроме этих мастерских в Египте были и придворные мастерские, где ремесленники работали над созданием изделий, используемых египтянами в повседневной жизни. Основными заказчиками на изготовление дорогих и изысканных изделий были фараон и его придворные, поэтому произведения декоративно-прикладного творчества в Древнем Египте создавались во славу царей, а декор, украшающий их, был средством выражения идеи могущества, силы и бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни. Предметы декоративного искусства кроме эстетической ценности представляют и исторический интерес, поскольку древнеегипетские мастера остались непревзойденными в целом ряде художественных ремесел. Ремесленная деятельность развернулась в Египте только к концу Древнего царства, о чем свидетельствуют барельефы на гробницах Бени Гассана. Здесь представлены ткацкое, горшечное, валяльное, кожевенное и другие ремесла. Часть из них встречаются и на памятниках нового времени, но уже в усовершенствованном виде, как, например, литейное, ювелирное и особенно ткацкое дело. Изображения различных ремесел, создающих предметы роскоши, впервые встречаются на памятниках Нового царства. Здесь мы видим столяров, писцов, живописцев, каменотесов, башмачников и т.п. Исключение составляют ювелиры, с деятельностью которых уже знакомили древние памятники В истории Древнего Египта без учета переходных эпох принято выделять шесть крупных периодов.
|
|
Додинастический период — V тыс.— рубеж III тыс. до н.э.
Раннее царство — 3000 г.— XXVIII в. дон.э.
Древнее царство — XXVIII в.— XXIII в.до н.э.
Среднее царство — XXI в.— XVIII в. дон.э.
Новое царство — XVI в. (1580 г.) — XI в.(1085 г.) до н.э.
Поздний период — 1085 — 332 гг. до н.э.
В додинастический период начинается сложение древнеегипетского искусства. Этому способствовали верования и обряды, связанные с заупокойным культом, которые и определяли характер художественных изделий того времени. Период Древнего царства был временем сложения основных форм египетской культуры и египетского канона, который определял содержание, главные правила построения и расположения сцен, используемых при создании рельефов и росписей, ставших впоследствии традиционными.
Древнее царство — время широкого развития художественного ремесла. Для развития всего искусства Древнего царства художественное ремесло имело большое значение. Так, обработка различных материалов сначала осваивалась на изделиях прикладного характера, а затем использовалась в зодчестве и скульптуре. Красота полированных поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов впервые История декоративно-прикладного искусства нашли применение в ремесле, показывая широкие возможности этих материалов.
|
Искусство Среднего царства, особенно в начальный период, следовало древним образцам, подражая искусству Древнего царства. Но в ряде мест в этот период стали развиваться более передовые художественные направления. Преодолевая определенные древние традиции, местные художники обращались к поискам иных способов передачи окружающего мира. Особенно значительные успехи были достигнуты художниками при изображении животных, так как здесь они были меньше стеснены каноном. Животные и птицы изображались в различных живых позах, а природа давалась в уже более реалистической трактовке. Новым для искусства декоративных росписей является и богатство красочных сочетаний: стали использоваться не только ранее не встречающиеся оттенки цвета, к примеру, густооранжевый, желтоватосерый, но и переходы от одного цвета к другому.
Период Нового царства начался с правления XVIII династии фараонов, время правления которой определяется как одно из самых интересных периодов в истории египетской культуры и искусства. Египет этого времени — одна из сильнейших мировых держав, ведущая победоносные войны со многими странами. Благодаря этим войнам в страну шли потоки драгоценных металлов и камней, слоновой кости и редкие породы дерева. Множились богатства знати. Во всех главных городах страны велось интенсивное строительство. Рост богатства знати приводит к проникновению роскоши в ее быт. Появляется широкий спрос на пышные одежды из тонких тканей, сложные парики, массивные ожерелья. Предметы домашней утвари становятся богаче и декоративнее. Изменение во вкусах высших слоев общества отразилось на стилистической характеристике искусства. Все это определяет новые задачи перед искусством, для которого определяющим становится стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. Период XVIII династии был также временем расцвета и художественного ремесла. Для него свойственно усложнение форм и декоративности, присущее стилю всего искусства этого периода. Особое развитие получает искусство инкрустации разными многоцветными материалами, сложнее становятся орнаментальные композиции. Изобретение вертикального ткацкого станка позволило изготовлять нарядные ткани с цветными узорами гобеленовой техники. В орнаментике этого периода явно заметно увлечение разнообразными растительными мотивами, возникшее в связи с популярностью «садовой» тематики, появившейся вслед за развитием садов при дворцах и виллах. Эта тематика, ставшая характерной для всего искусства в целом, распространилась в виде изображений цветов, зарослей в росписях потолков и украшениях пола. Среди изделий художественного ремесла большой популярностью пользовались туалетные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображением лотосов и плавающих среди них рыб.
Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) выдвинул новое учение, объявив единым божеством солнечный диск под именем бога Атона. Период правления Эхнатона в египтологии называют «амарнским». Этот период характеризуется отказом от ряда канонических форм и традиционного идеализированного образа царя. К примеру, позы царя и царицы на рельефах изображены в полный профиль без необходимого по канону условного разворота плеч в фас. Египетские художники были освобождены от сдерживающего их веками канона и смогли создать подлинно прекрасные памятники искусства, восхищающие и сегодня.
Художественное ремесло амарнского периода также достигло небывалого расцвета. С большим разнообразием использовались реалистически переданные растительные мотивы, особое внимание уделялось богатству расцветки изделия, в частности, предметам из фаянса и стекла. В период правления ближайших приемников Эхнатона работали те же мастера, что и в амарнский период, поэтому произведения прикладного искусства повторяют традиции Амарны и близки ей.
К концу II тысячелетия до н.э. Египет вступает в период Позднего времени, который характеризуется распадом государства на ряд отдельных царств, периодически объединявшихся в единое государство. Египетское искусство Позднего периода представляет сложную картину, еще в должной мере не изученную вследствие недостаточного количества дошедших памятников. В течение X–VIII вв. до н.э. основными государственными центрами остались Фивы и Танис. Официальное фиванское искусство продолжало традиции конца Нового царства. Храмовые рельефы, своеобразные росписи на саркофагах жрецов Амона и рисунки на их заупокойных папирусах не дали чего- либо нового и не смогли стать новым этапом в истории египетского искусства. Однако они позволяют установить то направление, по которому шло развитие фиванского искусства, с характерным для него увлечением внешней нарядностью. Художественное ремесло продолжало процветать в Танисе. Золотые и серебряные царские гробы, великолепные портретные маски, ожерелья, перстни, браслеты с инкрустациями, нагрудные украшения с подвесками в виде цветов лотоса являются свидетельством не ослабевшего мастерства и тонкости вкуса ювелиров.
Саисский период в истории Египта (663–525 гг. до н.э.) был временем нового относительного расцвета. Саисские фараоны уделяли много внимания увеличению торговых связей и развитию ремесел. Большое количество изделий вывозились за пределы Египта. С их помощью он прослыл образцом промышленной страны, сохранив это значение даже в глазах греков времен Римской империи.
Для саисского периода характерным стало стремление к воспроизведению образцов Древнего царства, ставшее отличительной чертой памятников этого времени. Такая архаизация не ограничивалась рамками искусства, она прослеживалась в литературе и религии. Саисские фараоны, пытаясь возродить древние традиции, тем самым подчеркивали свое намерение создать столь же независимое и могущественное государство, каким был Египет при строителях пирамид. Саисское искусство не было простой копией прошлого. К сожалению, из- за отсутствия достаточного количества документальных памятников невозможно восстановить развитие саисского искусства во всем его оригинальном и сложном разнообразии. В этот период продолжало развиваться и художественное ремесло, например, появился нового типа фаянс, очень твердый и насквозь окрашенный. Саисское искусство имело существенное значение для последующего развития египетского искусства, во многом не исчерпавшего своих возможностей. Камень. Для искусства и особенно архитектуры Египта общеизвестно преобладающее значение камня, добываемого в Аравийской пустыне и отличающегося своими превосходными качествами. Вырабатываются разнообразной формы каменные сосуды из алебастра, гранита, яшмы, стеатита и других пород. Интересно использование камня в архитектурном декоре, а также в палетках — пластинах для растирания красок и сосудах. Палетки, происхождение которых относят к Додинастическому периоду, изготовлялись из различных пород камня, но предпочтение отдавалось шиферу. Эти изделия отличались разнообразием формы, среди которых особое внимание привлекают палетки в виде фигурок животных: слона, антилопы, рыбы, черепахи, гиппопотама. Позже палетки стали изготовлять в виде щита и изображать на них охотничьи и военные сцены. Наиболее известна палетка фараона Нармера, отличающаяся оригинальностью и четкостью фризообразной композиции. Изготовление каменных сосудов, первые экземпляры которых относят к эпохе неолита,— одно из художественных достижений Древнего Египта. Они чаще всего имеют коническую или цилиндрическую форму, но встречаются и в форме бочонка, сердца, шара. Материалом для них служили базальт, известняк, алебастр, шифер и др. Сосуды из твердых пород камня лишены декора, их эстетическая ценность заключается в красоте материала и формы. В эпоху правления третьей династии фараонов —начало классического периода Древнего царства — галереи ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара были наполнены каменными сосудами, общее число которых доходило до 35 тысяч. Формы этих сосудов в основном повторяют формы предметов ранней эпохи; среди них встречаются алебастровые блюда, высокие кувшины грушевидной формы, украшенные рельефом в виде ромбовидной сетки, покрывающей поверхность изделий. Новое царство представлено замечательными алебастровыми сосудами из гробницы Тутанхамона. В одном из них, изображающем лежащую козочку, хранились благовония, другой в виде пучка лотосов служил светильником, для чего в чашечки цветов наливалось и поджигалось масло. Благодаря свету пламени можно было оценить и тонкость резьбы сосуда, и великолепие просвечивающегося камня. Другой светильник состоял из двух плотно вставленных один в другой кубков из полупрозрачного алебастра. Некоторые из них своими изогнутыми линиями напоминают европейские изделия 1900х гг. стиля модерн, например, тройной светильник, состоящий из вытянутой чашечки лотоса с двумя бутонами на изогнутых стеблях и двумя горизонтально расположенными листьями по бокам. Здесь же были обнаружены кубки из просвечивающегося алебастра в виде цветка лотоса и ковчег для каноп. Фасадные плоскости пилонов были дополнены рельефами и надписями — иероглифами. Рельефы и надписи применялись и во внутренних помещениях, где они сплошным ковром покрывали стены и колонны. Композиции носили ленточный характер. Ленты располагались друг над другом, смыкаясь одна с другой; размеры их по высоте менялись в зависимости от изображаемого сюжета. Изобразительные мотивы чередовались здесь с иероглифами. Египетские рельефы врезались в камень (рельефы «ан кре»). В таком рельефе швы, оконтуривавшие изображения, углублялись в поверхность материала. Таким образом, сами изображения не выступали по сравнению с фоном, а как бы укладывались в общую его поверхность. Очертания фигур и предметов при этом несколько округлялись, смягчались, придавая изображениям особую пластичность, и помимо прочего предохраняли изображения от скалывания. Среди архитектурных элементов интересны украшенные рельефами двери, немногочисленные образцы каменных оконных решеток, а также водосточных труб, заканчивавшихся львиными головами, которые будут копироваться греками много веков спустя. Резьба по камню применялась не только в храмах, но и в гробницах, иногда в виде архитектурных элементов, барельефов и стел. Саркофаги также украшались прекрасными рельефами. Влияние архитектуры сказывалось и во многих других видах декоративно-прикладного искусства.
Керамика. Египетская керамика разнообразна и делится на два вида: глиняную и фаянсовую. Глиняная посуда известна в Египте с V тысячелетия до н.э., ее формы и декор возникли еще в додинастический период. Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой и украшали сосуды очень примитивным орнаментом. Чаще всего, это полосы черного цвета или белые узоры по красному фону глины, которую в свою очередь покрывали красной охрой, что усиливало декоративный эффект древней керамики. Позже, с появлением гончарного круга, примерно с 3200 г., формы сосудов приобретают все большее разнообразие; меняются характер росписей и их техника: белую краску сменяет красная, наносимая теперь уже по желтому фону. Древнеегипетская глиняная керамика отличается большим разнообразием форм. Наиболее красивые сосуды, выполненные в эпоху энеолита,— красные, расписанные белым рисунком, и желтоватые с фиолетовым узором. В декоре сочетаются мотивы геометрического орнамента с человеческими фигурками, кораблями, животными, деревьями. Существуют и фигурные сосуды в виде животных (гиппопотам, птица, еж) и даже женской фигуры. В последующие эпохи глиняная посуда вытесняется металлической, и производство ее ограничивается чисто утилитарными нуждами; изготовление расписной посуды прекращается до XVIII династии. В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с растительным орнаментом, например, блюдо из ньюйоркского музея Метрополитен, считающееся одним из интереснейших произведений этой эпохи.
Изделия из фаянса относятся к выдающимся достижениям художественных ремесел Египта. Еще со времен I династии начинают свое существование фаянсовые бусы и маленькие круглые игровые столики. Синий фаянс нашел широкое применение в облицовке внутренних помещений гробницы Джосера в Саккара (III династия), а также в производстве разнообразных декоративных элементов архитектуры. Так, фаянсовые плитки с узором из маргариток использовались в Амарне, яркие полихромные плитки с изображением иноземных пленников — во дворцах Рамсеса II и Рамсеса III, а для дворца Рамсеса III в МединетАбу была изготовлена очень красивая голова фараона в профиль из красного стекла с париком из синего фаянса. Египтяне изготавливали из фаянса самые разнообразные изделия: полихромные ожерелья, канопы, статуэтки (фигурки для погребений из зеленой и синей эмали), сосуды для благовоний, различные кубки из синего фаянса с черным декором разнообразной тематики и мотивов: стилизованный лотос, рыбы, соединенные в круг, обнаженная танцовщица, лютнистка под сенью беседки. К периоду Среднего царства относится совершенствование техники фаянсовых изделий, благодаря чему сосуды приобретают красивую расцветку, главным образом в разнообразной гамме ярко синих и зеленых тонов. Для их украшения стали применять под глазурную роспись. К наиболее выдающимся изделиям из фаянса следует отнести статуэтки гиппопотамов и посох Аменемхета III.
В обнаруженных в Амарне и Кантире мастерских фаянсового производства XVIII и XX династий найдены и многочисленные формы. Изделия изготовлялись из кварцевой фритты со стекловидной поливой. Обычно использовался синий и зеленый цвета, реже фиолетовый, коричневый, красный, черный. Светлые тона — белый и желтый — были в то время труднодостижимы и поэтому очень редки. Цвет египетских глазурей многообразен и отличается большой силой. Особенно красив бирюзовый цвет, получавшийся от различных комбинаций окиси меди.
Стекло. Самое древнее известное нам производство стекла существовало в Египте эпохи фараонов. Древнейшими стеклянными предметами являются бусы, созданные еще до I династии. Расцвет производства художественного стекла происходит в период Нового царства. От этой эпохи остались многочисленные предметы: чаши синего стекла, украшенные темно синим и желтым узором и именем Тутмоса III, полихромный флакончик, бусы, трубки, вазы, различные флакончики для глазных капель и сосуды для благовоний, чечевицеобразные фляги. Среди стеклянных изделий большим многообразием форм отличаются различные мелкие предметы: серьги, перстни, амулеты, игральные пешки, подвески ожерелий. Стекло часто служило материалом для изготовления инкрустаций и накладок, имитируя полудрагоценные камни, такие как яшма и лазурит. Знакомство с изделиями древнеегипетских стеклоделов, особенно такими, как виноградная гроздь и сосуд синего стекла в форме рыбы из Амарны, позволяет с уверенностью говорить об их высоком профессиональном мастерстве. Так, в виноградной грозди виноградины представляют собой крупные бусы зеленого, синего или коричневого стекла, изображающие ягоды разной степени зрелости, в том числе и переспелые. В числе стеклянной скульптуры самое выдающееся произведение — женская голова, относящаяся к концу XVIII династии (Париж, Лувр). Ее лицо выполнено из светло синего, а парик из темно синего стекла, что заставляет предположить, что исполнение потребовало двух последовательных формовок и затем соединения их с помощью неизвестного нам метода, свидетельствующего о технической изощренности мастера. Несмотря на то, что инкрустированные глаза и брови, а также урей и золотая повязка на волосах ныне утрачены, их исчезновение не смогло умалить достоинства этого шедевра. В греко-римскую эпоху художественное стекло производится главным образом в Александрии и восходит к древнеегипетским образцам. Эта эпоха внесла и свои новшества: к формам, привычным для времен Нового царства, добавляются формы, навеянные греческими вазами, применяется насечка на двухслойном стекле, его выдувают и стремятся сделать прозрачным. С этого времени стекло становится материалом для обиходной повседневной утвари.
Египтяне знали также технику мозаики из непрозрачного стекла. Разноцветные стеклянные пластинки разогревались до сплавления и затем вытягивались для получения тонких и очень длинных полосок.
Ювелирное дело. Металлы. Из всех великих культур древности Египет оставил нам достаточно предметов, чтобы восстановить историю развития ювелирного дела в этой стране на протяжении сорока столетий. От каждой из эпох сохранились значительные шедевры, большая часть которых хранится в Каирском музее. В обработке металлов египетские ремесленники достигли значительных успехов. Они были знакомы с технологиями обработки меди и бронзы, благодаря чему появляются сосуды из бронзы новой формы и более совершенной выделки, а также разного рода украшения. Уже в период Древнего царства богатые люди носили кроме золотых вещей уборы из драгоценных камней и металлов. Женщины носили украшения почти на всех частях тела, даже на бедрах. Мужские украшения состояли только из широких колец или обручей, которые надевались (как и женщинами) на руку выше локтя, запястье и ногу вокруг щиколотки. К наиболее распространенным женским украшениям следует отнести ожерелья и серьги. Серьги имели форму кружка или колеса с подвесками и без. Кроме ожерелий и серег богатые египтяне носили на голове обручи из драгоценных металлов (диадемы, узорные повязки, сетки, плотно охватывавшие волосы). Национальным украшением египтян, общим для обоих полов и всех сословий, за исключением самых низших, был широкий воротник (пелерина), закрывавший плечи и верхнюю часть груди. Судя по изображениям древнейших гробниц, ширина его была невелика, но в эпоху Нового царства выросли как объем этого предмета одежды, так и его ценность. Такие воротники были очень нарядны и носились в основном женщинами. Но не менее роскошно выглядели и мужские воротники. Их изготавливали из благородных металлов (иероглиф, обозначающий «золото», имеет форму такого воротника с украшениями из разноцветной эмали). В роскошной отделке они исполняли роль даже почетнейших царских подарков и вследствие этого приобрели особый, символический характер. Значительный успех выпал на долю ювелиров Среднего царства. Ими был освоен новый технический прием — зернь. С того времени до нас дошли диадемы в виде венков, ожерелья, пекторали — царские нагрудные украшения, подвески, перстни и другие предметы, которые отличают разнообразие формы, тонкая искусная работа, умелый подбор узора и расположение его на каждой вещи, например, пектораль Сенусерта II (Нью-Йорк, музей Метрополитен) вырезана из листового золота и украшена припаянными золотыми перегородками, заполненными бирюзой, лазуритом и сердоликом. Все нагрудные украшения характеризует яркая многокрасочность, а их оборотная сторона обработана тонкой чеканкой. Наибольшее использование в орнаментике этого времени получают мотивы лотоса, папируса, розетки. Изысканные по своему рисунку и тонкости, тщательности исполнения, золотые украшения оживлялись вставками из цветных камней и паст, что придавало им неповторимые своеобразие и изящество. В период Нового царства ювелиры Древнего Египта достигли вершины своего мастерства. Этот период ознаменован появлением нового направления в искусстве. Сдержанность и уравновешенность предшествующих эпох противопоставляются своеобразному романтизму, где обилие и пышность доходят иной раз до чрезмерности. Как пример работы ювелиров этого времени — золотая диадема в виде обруча одной из наложниц Тутмоса III, напоминающая царские украшения. Мастера ювелиры Амарны использовали достижения ремесленников предшествующего периода и совершенствовали их. Искусство времени фараона Тутанхамона (первая половина XIVв. до н.э.), одного из последних фараонов XVIII династии, занимает важное место в истории египетской культуры. Появившись сразу после Амарны и сохраняя многие черты блестящего расцвета искусства того периода, памятники времени Тутанхамона имеют свой стиль. Тутанхамон правил около 10 лет и не был знаменит, но сохранившиеся в его гробнице сокровища прославили его на века. В ноябре 1922 г. английским археологом Говардом Картером в Долине Царей была открыта гробница фараона Тутанхамона. Это захоронение представляет собой не только невиданную сокровищницу, оно является единственным захоронением, сохранившимся в первозданном виде. Кроме того, для нас оно является уникальным источником ин формации о жизни Египта XIV в. до н.э., быте, семейном укладе, искусстве древних египтян. По подсчетам Картера, 101 группа различных украшений была найдена на мумии. Фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями. Вот некоторые из них: пектораль в виде грифа с распростертыми крыльями, царская диадема, выполненная из массивного золота и инкрустированная лазуритом, бирюзой, сердоликом и малахитом. Маска мумии Тутанхамона выполнена из кованого золота, инкрустированного смальтой и различными камнями. Для изготовления ожерелья использованы лазурит, кварц и полевой шпат. Головной убор прорезан полосами из синей смальты. Последний саркофаг, в котором находилась мумия, отлит из массивного золота и весит 1110 кг. Он составлен из золотых пластинок от 2,5 до 3,5 мм толщиной, покрытых снаружи и внутри великолепной чеканкой. Фараон изображен в облике Осириса с ожерельем, выполненным частично из синего фаянса, а магические птицы, осеняющие его своими распростертыми крыльями, декорированы чеканкой и перегородчатой эмалью. Они прекрасно повторяют линии тела птицы.