Становление российской государственности




 

Становление российской государственности начинается с принятием Конституции 1993 года. В основах конституционного строя получили закрепление качественно новые начала государственной и общественной жизни. РФ была провозглашена правовым социальным демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.

Соответственно правовой характер государства нормативно был выражен в закреплении в ст. 15 Конституции принципа законности. Согласно которому требование соблюдения Конституции и законов обращено к гражданам, организациям, органам государственной власти, должностным лицам. Также был закреплён принцип ответственности государства за вред, причинённый действиями органов власти и должностных лиц.

Социальный характер выражается в закреплении положения о том, что политика государства должна быть направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности. Был закреплён соответствующий перечень социальных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. И в то же время данная характеристика не означает иждивенчества со стороны личности. Государство должно выравнивать социальные неравенства, оказывать помощь социально незащищённым слоям населения.

Демократический характер государства выражается в том, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Предусмотрено формирование выборных органов государственной власти – Президента и Государственной Думы. Соответственно был закреплён комплекс политических прав граждан.

Россия была провозглашена федеративным государством. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Изначально в РФ было 89 субъектов. В дальнейшем в результате объединения их число сократилось до 83. Таким образом политика направлена на сокращение числа субъектов. В 2005 году был изменён порядок формирования глав субъектов РФ (процедура выборов была заменена на процедуру наделения полномочиями). Одной из проблем федеративных отношений является обеспечение единства правового пространств, непротиворечивости законодательства федерации и субъектов. В 2000 году для улучшения взаимодействия федерации и субъектов были созданы федеральные округа с полномочными представителями Президента РФ.

По форме правления РФ можно отнести к смешанным республикам с очень сильной президентской властью. Государственная власть в РФ основана на принципе разделения властей. Президент был учреждён как глава государства, не относящийся ни к одной из ветвей власти. Он обладает очень широкими кадровыми полномочиями, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Исходя из федеративного устройства государства в России был создан двухпалатный парламент, в состав которого входят Гос. Дума и Совет Федерации. Последний призван выражать интересы субъектов РФ. В 2008 году были изменены сроки полномочий Президента (теперь 6 лет) и Гос. Думы (теперь 5 лет). Правительство является высшим органом исполнительной власти. Председатель и члены правительства назначаются Президентом РФ. При неудовлетворительной работе Правительства Президент может отправить его в отставку. А об исполнении бюджета Правительство отчитывается перед Гос. Думой РФ. Изменения коснулись и судебной власти. Были сформированы три ветви: конституционные суды (Конституционный суд РФ), суды общей компетенции (Верховный суд РФ) и арбитражные суды (Высший арбитражный суд РФ). Предусмотрено также и формирование органов государственной власти субъектов также на основе принципа разделения властей. К судам субъектов в частности относятся конституционные (уставные) суды субъектов и мировые судьи.

Помимо государственной власти в РФ предусмотрено осуществление местного самоуправления. В 2003 году была заложена новая система формирования муниципальных образований (двухуровневая). Соответственно формируются и органы местного самоуправления на уровне поселений и на уровне муниципальных районов. Также было предусмотрено формирование таких муниципальных образований как городские округа (совмещают выполнение функций поселений и муниципальных районов).

В Конституции были заложены и основы формирования гражданского общества. В частности было закреплено идеологическое и политическое многообразие. Также право создавать общественные организации (объединения). Соответственно и свобода мысли и слова. В Конституции предусмотрен институт Уполномоченного по правам человека и создание общественной палаты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: