Питание детей в возрасте от двух до шести лет





 

В здеш­нем зо­опар­ке в Сан-Ан­то­нио над­пи­си, пре­дуп­реж­да­ющие по­се­ти­те­лей не кор­мить зве­рей, гла­сят: «Всех птиц и жи­вот­ных здесь кор­мят на­уч­но обос­но­ван­но, пра­виль­ной пи­щей и в нуж­ном ко­ли­чес­т­ве для обес­пе­че­ния их луч­ше­го фи­зи­чес­ко­го сос­то­яния. Кор­м­ле­ние пуб­ли­кой ку­соч­ка­ми и не­нуж­ны­ми про­дук­та­ми на­но­сит им боль­шой вред и яв­ля­ет­ся гру­бым на­ру­ше­ни­ем, че­го ди­рек­ция зо­опар­ка не мо­жет до­пус­тить».

И в том же го­ро­де ты­ся­чи де­тей кор­мят не­раз­бор­чи­во, не по-на­уч­но­му и не­пол­но­цен­но. Де­ти боль­ны, пло­хо раз­ви­ва­ют­ся, не­до­еда­ют и ли­ше­ны мно­гих ра­дос­тей жиз­ни. Ку­да ни пой­де­те, вез­де уви­ди­те де­тей, ку­ша­ющих сла­дос­ти, пи­рож­ки, пе­ченья, мо­ро­же­ное и про­чие бес­по­лез­ные ве­щи. С пе­чень­ями в обе­их ру­ках и кар­ма­на­ми, пол­ны­ми об­жа­рен­ных оре­хов, они да­вят­ся, за­пол­няя свои ма­лень­кие же­луд­ки кис­ло­то­об­ра­зу­ющей пи­щей и ли­шая свои тка­ни цен­ных ще­лоч­ных эле­мен­тов. Де­ти час­то ста­но­вят­ся сво­его ро­да ис­пы­та­тель­ным по­ли­го­ном для раз­лич­но­го ро­да па­тен­то­ван­ных про­дук­тов пи­та­ния, си­ро­пов и да­же ле­карств, ко­то­рые пред­ла­га­ют­ся пуб­ли­ке и вра­чам пред­п­ри­им­чи­вы­ми рек­ла­мо­да­те­ля­ми.

Родители час­то жа­ле­ют сво­их де­тей, ви­дя, что те ли­ше­ны оп­ре­де­лен­ных про­дук­тов, но их со­жа­ле­ния не к мес­ту. По­доб­ные со­жа­ле­ния, по су­щес­т­ву, рав­но­силь­ны же­ла­нию прод­лить бо­лезнь сво­их де­тей. «Ког­да ро­ди­те­ли дос­та­точ­но ра­зум­ны, что­бы по­ни­мать свой долг пе­ред деть­ми,- го­во­рил д-р Тил­ден,- они не бу­дут их жа­леть, ибо де­ти не пи­та­ют­ся так, что­бы бо­леть». Слиш­ком мно­гие ро­ди­те­ли ру­ко­вод­с­т­ву­ют­ся не зна­ни­ями и ра­зу­мом, а сво­ими эмо­ци­ями и чув­с­т­ва­ми. Да­вай­те де­тям те про­дук­ты, ко­то­рые нуж­ны им, и не куль­ти­ви­руй­те у них пот­реб­ность во вред­ных про­дук­тах. Ес­ли вы хо­ти­те вос­пи­тать ва­ше­го ре­бен­ка без вра­ча, с прек­рас­ным пи­ще­ва­ре­ни­ем, сво­бод­ным от бо­лез­ней, с хо­ро­ши­ми зу­ба­ми, креп­ким те­лом и яс­ным умом, сле­дуй­те со­дер­жа­щим­ся здесь со­ве­там и не да­вай­те ему са­хар, ра­фи­ни­ро­ван­ные крах­ма­лы и лю­бую пе­ре­ра­бо­тан­ную пи­щу. Ес­ли же вы хо­ти­те уве­ли­чить до­хо­ды вра­чей и ви­деть, как ва­ши де­ти стра­да­ют и уми­ра­ют, мо­же­те ид­ти по «ста­ро­му доб­ро­му пу­ти», ко­то­рый пов­се­мес­т­но в мо­де.

Фрукты и ово­щи.На­чи­ная со вто­ро­го го­да жиз­ни в ра­ци­он ре­бен­ка мож­но до­бав­лять фрук­ты и ово­щи. Мож­но да­вать лю­бой фрукт по се­зо­ну, ес­ли он соз­рел. Нет ос­но­ва­ний опа­сать­ся ка­ко­го-ли­бо фрук­та: пер­си­ка, сли­вы, аб­ри­ко­са, виш­ни, ин­жи­ра, яб­ло­ка, гру­ши, ви­ног­ра­да, ба­на­на и дру­гих, то есть все­го, что вхо­дит в спи­сок фрук­тов и ягод. Да­вай­те ре­бен­ку и мя­коть, и все ос­таль­ные час­ти пло­да, а не толь­ко сок. Мож­но да­вать ар­бу­зы, ды­ни (прос­тые, ме­до­вые) всех ви­дов. Мож­но да­вать и все ви­ды оре­хов, за ис­к­лю­че­ни­ем ара­хи­са (ко­то­рый, по су­ти, не яв­ля­ет­ся оре­хом}.

Все све­жие ово­щи мож­но да­вать как сы­рые, так и ва­ре­ные, но пред­поч­ти­тель­нее сы­рые. Мож­но да­вать шпи­нат, ка­пус­ту, бот­ву свек­лы и ре­пы, спар­жу, сель­де­рей, са­лат, по­ми­до­ры, лук, тык­ву, све­жий зе­ле­ный го­ро­шек, брюс­сель­с­кую ка­пус­ту, цвет­ную ка­пус­ту и т. д. Мож­но да­вать так­же мор­ковь, све­жую ку­ку­ру­зу (не кон­сер­ви­ро­ван­ную), свек­лу, пас­тер­нак, коз­ло­бо­род­ник. Нет ос­но­ва­ний опа­сать­ся кор­мить ре­бен­ка ово­ща­ми при ус­ло­вии, что те све­жие и дол­ж­ным об­ра­зом не при­го­тов­ле­ны. Берг ре­ко­мен­ду­ет при­ни­мать ово­щи, кар­то­фель и бо­га­тые со­ля­ми фрук­ты (ябло­ки, гру­ши бед­ны ими) в пять-семь раз боль­ше, чем мя­са, яиц и зла­ко­вых, ибо в про­тив­ном слу­чае не мо­жет быть га­ран­ти­ро­ван пе­ре­вес ще­лоч­ных про­дук­тов для удов­лет­во­ре­ния пот­реб­нос­тей в них рас­ту­щих де­тей.

С этим я сог­ла­сен. Бе­ре­мен­ные и кор­мя­щие ма­те­ри дол­ж­ны та­ким же об­ра­зом пла­ни­ро­вать и свою ди­ету, ес­ли они хо­тят снаб­дить свое ди­тя со­от­вет­с­т­ву­ющи­ми ще­ло­ча­ми.

Потребность в бел­ке.Рас­ту­щий ор­га­низм тре­бу­ет нем­но­гим боль­ше бел­ка, чем взрос­лый ор­га­низм. Мно­го­чис­лен­ны­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми бы­ло яс­но и оп­ре­де­лен­но по­ка­за­но, что раз­ни­ца меж­ду ми­ни­маль­ным ко­ли­чес­т­вом, тре­бу­емым для под­дер­жа­ния ве­са, и оп­ти­маль­ной пот­реб­нос­тью не­ве­ли­ка. Лю­бое пре­вы­ше­ние над оп­ти­маль­ной пот­реб­нос­тью в бел­ке не ус­ко­ря­ет рост. От пе­ре­кар­м­ли­ва­ния бел­ка­ми ни­ка­ко­го вы­иг­ры­ша нет. «Азот - глав­ный ин­г­ре­ди­ент бел­ка - вез­де хо­рош как по­мощ­ник, но плох как хо­зя­ин»,- го­во­рил ан­г­лий­с­кий би­олог X. Рей­н­хей­мер. По­это­му луч­ше все­го из­бе­гать пе­ре­еда­ния бел­ка.

Пережевывание.С ран­не­го воз­рас­та ре­бе­нок дол­жен быть при­учен к тща­тель­но­му пе­ре­же­вы­ва­нию лю­бой пи­щи. Луч­ше все­го это де­лать да­вая ему в пер­вый раз твер­дую пи­щу, ко­то­рая тре­бу­ет раз­же­вы­ва­ния.

Многие ма­те­ри кор­мят сво­их де­тей пю­ре, жид­ки­ми ка­ша­ми и дру­гой пи­щей, про­пу­щен­ной че­рез си­то (ви­ди­мо, так со­ве­то­вал пе­ди­атр), ко­то­рую мож­но прог­ло­тить без же­ва­ния. Ре­зуль­тат: де­ти так и при­уча­ют­ся не же­вать. Ни­ког­да не да­вай­те ре­бен­ку пе­ре­тер­тую пи­щу или пю­ре. Ес­ли ре­бе­нок не мо­жет раз­же­вать свою пи­щу, он не го­тов к этой пи­ще.

Число при­емов пи­щи.Ус­т­ра­ивайте для ре­бен­ка три при­ема пи­щи в день, вклю­чая его три со­са­ния, ко­то­рые прос­то до­пол­ня­ют­ся этой пи­щей.

Сочетания пи­щи.Не­об­хо­димо соб­лю­дать те же пра­ви­ла со­че­та­ния пи­щи при кор­м­ле­нии де­тей, что и при еде взрос­лых.

Разнообразие пи­щи.Идея о раз­но­об­раз­ной, или об­щей, ди­ете бы­ла и ос­та­ет­ся в боль­шой ме­ре пре­уве­ли­чен­ной как в от­но­ше­нии де­тей, так и взрос­лых. Ни в ка­кой дру­гой пе­ри­од ис­то­рии че­ло­век не имел та­ко­го раз­но­об­ра­зия в пи­та­нии, ка­кое он име­ет сей­час. Но ему не сле­ду­ет есть лю­бой про­дукт, ко­то­рый рас­тет, толь­ко по­то­му, что тот име­ет­ся в на­ли­чии.

Дети впол­не ес­тес­т­вен­но едят мо­нот­ро­фи­чес­кую пи­щу. Они лю­бят де­лать при­ем пи­щи из од­но­го про­дук­та. Ро­ди­те­ли обыч­но не раз­ре­ша­ют им это­го де­лать, на­хо­дясь под вли­яни­ем «идеи» раз­но­об­ра­зия и бу­ду­чи убеж­ден­ны­ми, что мы дол­ж­ны иметь все пи­ще­вое раз­но­об­ра­зие за один при­ем. Ес­ли бы де­тям да­ва­ли ес­тес­т­вен­ные про­дук­ты, они мог­ли бы бе­зо­пас­но и ин­с­тин­к­тив­но выб­рать свою мо­нот­ро­фи­чес­кую ди­ету. Но поз­во­лить ре­бен­ку «мо­нот­ро­фи­чес­кий» при­ем из дже­ма, хле­ба, пи­рож­но­го, сы­ра или ма­ка­рон бы­ло бы неп­ра­виль­но.

Адаптация. Наб­лю­де­ния при­ве­ли ме­ня к вы­во­ду, что де­ти бо­лее охот­но, чем к лю­бой дру­гой, при­вы­ка­ют к ди­ете, ко­то­рую име­ла мать во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти и кор­м­ле­ния. Эк­с­пе­ри­мен­ты с не­ко­то­ры­ми на­се­ко­мы­ми по­ка­за­ли прак­ти­чес­ки то же са­мое. Мои бу­ду­щие ис­сле­до­ва­ния вы­явят, нас­коль­ко точ­ны мои наб­лю­де­ния. Ес­ли они вер­ны, то от­к­ры­ва­ют ро­ди­те­лям путь к то­му, как при­учить сво­их де­тей к на­илуч­шей ди­ете.

Инстинктивный при­ем пи­щи.Бы­ло бы хо­ро­шо дать во­лю де­тям и поз­во­лить им есть, по­доб­но жи­вот­ным, то и тог­да, что и ког­да они по­же­ла­ют, при ус­ло­вии, что про­дук­ты бу­дут ес­тес­т­вен­ны­ми, де­тей не зас­та­вят пе­ре­едать, их вку­со­вое ощу­ще­ние еще не из­в­ра­ще­но, а при­выч­ка к пе­ре­еда­нию не уко­ре­ни­лась. Не прип­рав­ляй­те и не под­с­ла­щи­вай­те их еду, что­бы не сти­му­ли­ро­вать лже­ап­пе­тит и не при­нуж­дать их к пе­ре­еда­нию. Да­вай­те им прос­тую, здо­ро­вую, ес­тес­т­вен­ную пи­щу и ни­ка­кой дру­гой и ос­тавь­те их на­еди­не со сво­ими при­род­ны­ми ин­с­тин­к­та­ми, да­бы при­учить их пи­тать­ся про­дук­та­ми, нуж­ны­ми для них. По­ка­жи­те им хо­ро­ший при­мер, и они пос­ле­ду­ют ему так же охот­но, как сле­ду­ют пло­хо­му.

Принудительная еда. Од­но из са­мых об­щих прес­туп­ле­ний, со­вер­ша­емых про­тив де­тей,- это при­нуж­де­ние их к еде, ког­да у них нет ни же­ла­ния, ни пот­реб­нос­ти в ней. Мно­гие ма­те­ри жа­лу­ют­ся, что их де­ти не едят, и зас­тав­ля­ют их есть си­лой или об­ма­ном. Ес­ли нет же­ла­ния есть, нель­зя да­вать ни­ка­кой пи­щи. Де­ти всег­да бу­дут ку­шать, ес­ли они го­лод­ны. Но ес­ли ре­бе­нок не го­ло­ден, ос­тавь­те его без еды. Его соб­с­т­вен­ное чув­с­т­во го­ло­да - луч­ший ори­ен­тир на то, ког­да он дол­жен есть, по срав­не­нию со всей ми­ро­вой на­укой по пи­та­нию и все­ми ди­ето­ло­га­ми, ко­то­рые все зна­ют о пи­та­нии и все зна­ют о нем неп­ра­виль­но.

Компания «Мор­зе, Уай­мен и Хилл» за­яв­ля­ет, что де­тей «на­до зас­тав­лять есть то, что им да­ют, не­за­ви­си­мо от то­го, нра­вит­ся им это или нет, ибо де­тям и взрос­лым очень важ­но при­дер­жи­вать­ся об­ще­го ра­ци­она. Груд­но­го ре­бен­ка на­до при­ну­дить есть пи­щу, ко­то­рую ему да­ют, да­же ес­ли его при­дет­ся дер­жать за нос, что­бы зас­та­вить прог­ло­тить ее».

Это прес­туп­ный со­вет, и сле­до­ва­ние ему - вер­ный путь выз­вать в ре­бен­ке ан­ти­па­тию к сво­ей и лю­бой дру­гой пи­ще, выз­вав дух про­ти­во­ре­чия, Дух ре­бен­ка не так лег­ко сло­мить и под­чи­нить, как за­яв­ля­ют эти ав­то­ры. Де­ти соп­ро­тив­ля­ют­ся на­си­лию зна­чи­тель­но доль­ше, чем взрос­лые под­чи­ня­ют­ся игу, и ста­но­вят­ся ра­ба­ми. Де­ти, ко­то­рые от­ка­зы­ва­ют­ся есть в ча­сы при­ема пи­щи, обыч­но те, ко­му раз­ре­ша­ют прог­ло­тить пе­ченье, пи­ро­жок, кон­фе­ты и дру­гую по­доб­ную ди­ети­чес­кую га­дость меж­ду при­ема­ми пи­щи. По­это­му они не го­лод­ны, ког­да под­хо­дит вре­мя еды.

Но су­щес­т­ву­ет бо­лее глу­бо­кое объ­яс­не­ние, по­че­му этот вид ди­еты «пор­тит ап­пе­тит»: она за­пол­ня­ет же­лу­док из­быт­ком де­на­ту­ри­ро­ван­ных уг­ле­во­дов, и в по­ряд­ке са­мо­за­щи­ты при­ро­да от­к­лю­ча­ет пот­реб­ность в пи­ще. Нет не­не­об­хо­ди­мой пи­щи. Ес­ли ре­бе­нок не хо­чет шпи­на­та, а мно­гие из них не лю­бят его, име­ют­ся дру­гие ви­ды про­дук­тов, та­кие же хо­ро­шие и да­же луч­ше, ко­то­рые им нра­вят­ся. Я наб­лю­дал, как ма­лень­ко­го ре­бен­ка дер­жат за нос, что­бы он прог­ло­тил ядо­ви­тое ле­кар­с­т­во, пред­пи­сан­ное вра­чом.

Я не ве­рю в по­доб­ный ме­тод при­нуж­де­ния при­нять то ли нев­кус­ную пи­щу, то ли ле­кар­с­т­во.

Отсутствие ап­пе­ти­та. Д-р Мак­ка­ри­сон счи­та­ет от­сут­с­т­вие ап­пе­ти­та по­ка­за­те­лем не­пол­но­цен­ной пи­щи. В пре­ды­ду­щей гла­ве мы от­ме­ча­ли, что жи­вот­ные, по­са­жен­ные на не­ми­не­ра­ли­зо­ван­ную пи­щу, вско­ре от­ка­зы­ва­лись от нее, и их на­до бы­ло кор­мить на­силь­но. Эк­с­пе­ри­мен­та­то­ры, ко­то­рые са­ми пе­реш­ли на не­пол­но­цен­ную ди­ету, нап­ри­мер на ди­ету из бе­ло­го хле­ба, от­ме­ча­ют то же са­мое. Мак­ка­ри­сон пи­сал: «Мне ка­жет­ся, что от­сут­с­т­вие ап­пе­ти­та яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых глав­ных приз­на­ков нех­ват­ки ви­та­ми­нов. Это - по­ка­за­тель за­щи­ты, пер­вый сиг­нал нас­ту­па­ющей ка­тас­т­ро­фы. Это дол­ж­но сра­зу выз­вать по­доз­ре­ние в от­но­ше­нии ка­чес­т­ва пи­щи лю­бо­го боль­но­го, у ко­то­ро­го мо­жет воз­ник­нуть та­кой приз­нак».

Директор здеш­не­го дет­с­ко­го ин­тер­на­та го­во­рил мне, что де­ти при­хо­дят в шко­лу ху­дые, блед­ные и без ап­пе­ти­та, а в шко­ле, по­лу­чая оби­лие фрук­тов и зе­ле­ных ово­щей, на­би­ра­ют вес, об­ре­та­ют нор­маль­ный цвет ли­ца и хо­ро­ший ап­пе­тит. То же са­мое я наб­лю­дал в мо­ей соб­с­т­вен­ной прак­ти­ке, ког­да ма­те­ри при­во­ди­ли ко мне сво­их тще­душ­ных де­тей, жа­лу­ясь на от­сут­с­т­вие у них ап­пе­ти­та: «…я вы­нуж­де­на зас­тав­лять его есть». Ес­ли ре­бе­нок яв­но стра­да­ет от не­до­еда­ния и от­ка­зы­ва­ет­ся есть, это дол­ж­но оз­на­чать, что его за­щит­ные ин­с­тин­к­ты вос­ста­ли про­тив до­пол­ни­тель­но­го при­ема не­пол­но­цен­ной пи­щи. Лишь пра­виль­но пи­та­ющий­ся ре­бе­нок мо­жет иметь дей­с­т­ви­тель­но нор­маль­ную (естес­т­вен­ную) пот­реб­ность в пи­ще. Раз­бор­чи­вый ап­пе­тит ре­бен­ка дол­жен на­вес­ти ро­ди­те­лей на по­доз­ре­ние по по­во­ду его еды.

Д- р Мак­клен­дон за­ме­тил, наб­лю­дая аме­ри­кан­с­ких сол­дат в око­пах, что, ког­да их ра­ци­он ог­ра­ни­чи­вал­ся яй­ца­ми, са­ха­ром, шо­ко­ла­дом и су­хим мо­ло­ком, спрес­со­ван­ны­ми в неч­то по­доб­ное бис­к­ви­ту, уже че­рез два-три дня ими ов­ла­де­ва­ла страсть к све­жей пи­ще, ко­то­рая зас­тав­ля­ла их от­ка­зы­вать­ся от сво­его ра­ци­она. Он счи­та­ет, что в при­ро­де та­кая страсть име­ет ог­ром­ную цен­ность для вы­жи­ва­ния и че­ло­ве­ка, и жи­вот­но­го. Де­тей не­за­чем при­нуж­дать есть то, что яв­ля­ет­ся на­ту­раль­ным и здо­ро­вым, ес­ли их пра­виль­но кор­ми­ли с са­мо­го на­ча­ла жиз­ни, их ап­пе­тит и вку­сы не ис­пор­че­ны са­ха­ром, солью, пер­цем, спе­ци­ями и т. д. Слиш­ком мно­гие де­ти ис­пор­ти­ли свой ап­пе­тит вред­ной при­выч­кой прип­рав­лять еду и куль­ти­ви­ро­ва­ни­ем тех же из­в­ра­ще­ний и тех же не­нор­маль­ных пот­реб­нос­тей, что и взрос­лые. На хлеб и пе­ченье они кла­дут джем или ва­ренье, в мо­ло­ко -са­хар. Их час­то кор­мят сла­дос­тя­ми, пи­рож­ка­ми, мо­ро­же­ным или бу­тер­б­ро­да­ми меж­ду при­ема­ми пи­щи и т. д. По­верх пи­щи на­ма­зы­ва­ет­ся ма­йо­нез или же по­доб­ная га­дость. Их ап­пе­тит ока­зы­ва­ет­ся столь за­би­тым, а ощу­ще­ние вку­са столь из­в­ра­щен­ным, что они боль­ше не мо­гут нас­лаж­дать­ся прос­той пи­щей. Ког­да же де­ти под­рас­та­ют, их ис­пор­чен­ный вкус, из­му­чен­ный ап­пе­тит и пе­рес­ти­му­ли­ро­ван­ный ор­га­низм пот­ре­бу­ют та­ба­ка, ал­ко­го­ля, из­не­жен­нос­ти и сек­са в ки­но­филь­мах и кни­гах.

Дети яв­ля­ют­ся жер­т­ва­ми заб­луж­де­ния, буд­то им тре­бу­ет­ся мно­го жи­ра, са­ха­ра, крах­ма­ла, ко­то­рые и по­ро­ди­ли сов­ре­мен­ную од­но­бо­кую и не­пол­но­цен­ную ди­ету. Эта ди­ета фак­ти­чес­ки ли­ше­на ми­не­раль­ных со­лей и ви­та­ми­нов, а вра­чи и боль­ные до­бав­ля­ют в нее нес­коль­ко чай­ных ло­жек то­мат­но­го или апель­си­но­во­го со­ка и прес­ло­ву­то­го рыбь­его жи­ра, что­бы вос­пол­нить не­дос­та­ток. Ры­бий жир и дру­гие жи­ро­вые эмуль­сии, до­бав­ля­емые в пи­щу, уже пе­ре­на­сы­щен­ную жи­ром, лишь спо­соб­с­т­ву­ют уси­ле­нию бо­лез­ни.

Опасения еды.Мож­но ска­зать нес­коль­ко слов о пи­ще, в от­но­ше­нии ко­то­рой у лю­дей су­щес­т­ву­ют не­обос­но­ван­ные опа­се­ния. Фрук­ты осо­бен­но цен­ны сво­ими ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми, са­ха­ра­ми, ор­га­ни­чес­ки­ми кис­ло­та­ми, ви­та­ми­на­ми и со­дер­жа­щей­ся в них дис­тил­ли­ро­ван­ной во­дой. Од­наж­ды я ви­дел, как ма­лень­кий ре­бе­нок взял в ма­га­зи­не спе­лую соч­ную виш­ню и при­го­то­вил­ся ее съесть. Его ма­ма сра­зу ска­за­ла: «Не ешь, это не под­хо­дит для те­бя. Ког­да вый­дем, я дам те­бе пи­рож­ное. А это не ешь». Ка­кое пе­чаль­ное не­ве­жес­т­во!

Большинство взрос­лых зас­лу­жи­ва­ют по­те­ри сво­их де­тей. Мои сим­па­тии на сто­ро­не де­тей. Лю­бой ро­ди­тель, ес­ли то­го по­же­ла­ет, мо­жет уз­нать ис­ти­ну о пра­виль­ном ухо­де за ре­бен­ком. Но боль­шин­с­т­во из них слиш­ком ле­ни­вы в сво­ем мыш­ле­нии и без­раз­лич­ны. Го­раз­до про­ще сле­до­вать тра­ди­ци­ям и при­выч­кам. Ес­ли та мать хо­те­ла при­учить сво­его ре­бен­ка во­об­ще не брать фрук­ты в ма­га­зи­не, то она по­дош­ла к это­му с неп­ра­виль­ной сто­ро­ны. Мысль, ко­то­рую она пе­ре­да­ла сво­ему ре­бен­ку, не в том, что тот не дол­жен ни­ког­да брать то­го, что при­над­ле­жит дру­го­му, а в том, что нель­зя во­об­ще есть фрукт, буд­то он не го­дит­ся, ибо от не­го мож­но за­бо­леть. Дли­тель­ное вре­мя ба­на­ны осуж­да­лись вра­ча­ми, счи­тав­ши­ми их не­ус­ва­ива­емы­ми. Но это бы­ло объ­яв­ле­но ложью ги­ги­енис­та­ми, ко­то­рые очень ре­ко­мен­до­ва­ли ба­на­ны. Ор­то­док­саль­ные эк­с­пе­ри­мен­та­то­ры ны­не за­яв­ля­ют, что ба­на­ны, пол­нос­тью зре­лые, лег­ко ус­ва­ива­ют­ся. Но сред­ний врач еще не до­шел до это­го. Ба­на­ны - по­лез­ная пи­ща и име­ют мно­го ви­та­ми­нов.

Яблоки при­над­ле­жат к чис­лу луч­ших из фрук­тов. Они бо­га­ты фос­фор­ной кис­ло­той и осо­бен­но по­лез­ны нер­в­ным и ра­хи­тич­ным де­тям. Они со­дер­жат мно­го же­ле­за в его на­ибо­лее ус­ва­ива­емом ви­де.

Клубника ве­ли­ко­леп­на, она со­дер­жит слад­кую кис­ло­ту, ко­то­рая де­ла­ет ее по­пу­ляр­ной как про­дукт пи­та­ния. Она бо­га­та пи­ще­вым же­ле­зом и пи­ще­вым каль­ци­ем. По ко­ли­чес­т­ву же­ле­за она пре­вос­хо­дит все дру­гие фрук­ты, кро­ме ма­ли­ны и ин­жи­ра. Она со­дер­жит же­ле­за боль­ше, чем боль­шин­с­т­во ово­щей, за ис­к­лю­че­ни­ем зе­ле­но­го го­рош­ка и све­жих бо­бов. Она так­же бо­га­та ви­та­ми­на­ми.

Детям по­лез­ны так­же еже­ви­ка, чер­ная смо­ро­ди­на, ма­ли­на, чер­ни­ка и все дру­гие яго­ды. Их всег­да на­до есть све­жи­ми, без са­ха­ра, ни­ког­да не ва­рить. Кон­сер­ви­ро­ван­ные фрук­ты - это сла­дос­ти. Ни­ког­да не ешь­те эту га­дость, по­ла­гая, буд­то это фрук­ты.

Сахар и мед нель­зя пот­реб­лять ни с ка­ки­ми яго­да­ми. Поч­ти не­из­беж­но бро­же­ние.

Если пос­лу­шать ухо­дя­щих в прош­лое выс­ко­чек по час­ти пи­люль и сы­во­ро­ток, во­зом­нив­ших се­бя пос­лан­ни­ка­ми Божь­ими по ухо­ду за на­шим здо­ровь­ем, то оре­хи то­же очень пло­хи и очень не­ус­во­я­емы. Но оре­хи не не­ус­во­я­емы. Они при­над­ле­жат к чис­лу луч­ших из про­дук­тов; ес­ли тща­тель­но их же­вать и не есть в кон­це плот­но­го при­ема пи­щи, они до­воль­но лег­ко ус­ва­ива­ют­ся.

Сырой крах­мал не яв­ля­ет­ся не­ус­во­я­емым, как обыч­но счи­та­ют. Хо­ро­шо из­вес­т­но, что скот пе­ре­ва­ри­ва­ет сы­рой крах­мал лег­че и пол­нее, чем ва­ре­ный крах­мал.

Вредная ди­ета.Не да­вай­те ре­бен­ку пе­ре­ра­бо­тан­ных крах­ма­лов, ра­фи­ни­ро­ван­ных Са­ха­ров, так на­зы­ва­емых «зав­т­ра­ков». Кор­н­ф­лекс, ри­со­вые и пше­нич­ные хлопья, про­дук­ты из от­ру­бей, пше­нич­ный, яч­мен­ный крем и т. д.- не под­хо­дя­щая пи­ща ни для ре­бен­ка, ни для взрос­ло­го. Вся их гром­кая рек­ла­ма - ложь. Ра­ди Бо­га, не кор­ми­те сво­их де­тей эти­ми про­дук­та­ми! Ов­сян­ка, ве­ро­ят­но, худ­ший из этих зла­ков и для взрос­ло­го, и для ре­бен­ка. Зла­ки при­над­ле­жат к чис­лу на­ибо­лее труд­но ус­ва­ива­емых про­дук­тов. Они оп­ре­де­лен­но не вхо­дят в ди­ету груд­ных и ма­ло­лет­них, у ко­то­рых спо­соб­ность к ус­во­ению крах­ма­ла еще очень сла­ба.

Привычка к пе­ченью обыч­но сле­ду­ет за при­выч­кой к со­са­нию. Груд­ной ре­бе­нок бро­са­ет сос­ку и бе­рет­ся за пе­ченье. Ес­ли ре­бен­ка ве­дут в цер­ковь, те­атр, к друзь­ям, ба­буш­ке, у не­го обя­за­тель­но дол­ж­но быть пе­ченье. Мать но­сит це­лую ко­роб­ку пе­ченья - пше­нич­но­го, или со­ло­но­ва­то­го, или ти­па «грэ­хем», или под­с­ла­щен­но­го: ведь ре­бе­нок каж­дые нес­коль­ко ми­нут дол­жен по­лу­чать пе­ченье! Ес­ли же не по­лу­чит, то он ух­ва­тит­ся за ма­ми­но платье, нач­нет пла­кать и кап­риз­ни­чать. Пе­ченье ре­бен­ку да­ют, что­бы ус­ми­рить и ус­по­ко­ить его. Бед­ная мать! Бед­ный ре­бе­нок! Оба они не­дис­цип­ли­ни­ро­ван­ны и не­ве­жес­т­вен­ны. Мать яв­ля­ет­ся ра­бом сво­его ис­пор­чен­но­го ре­бен­ка и так же ис­пор­че­на, как и он.

Вся жиз­нен­ная прог­рам­ма у та­ких де­тей неп­ра­виль­на и нуж­да­ет­ся в ко­рен­ном из­ме­не­нии. Мож­но ли та­ких ма­те­рей зас­та­вить про­из­вес­ти нуж­ную пе­ре­ме­ну? Хва­тит ли у них мо­раль­но­го му­жес­т­ва, что­бы дать ре­бен­ку «вып­ла­кать­ся» и при­учить его к луч­шей жиз­ни? Бо­юсь, что нет. Их эмо­ции бе­рут над ни­ми верх.

Детям да­ют чай, ко­фе, ка­као и шо­ко­лад, при­чем час­то са­ми вра­чи про­пи­сы­ва­ют эти ядо­ви­тые ве­щес­т­ва. Их на­зы­ва­ют со­от­вет­с­т­вен­но ле­кар­с­т­ва­ми, ко­то­рые вы­зы­ва­ют яко­бы оп­ре­де­лен­ные «фи­зи­оло­ги­чес­кие» воз­дей­с­т­вия. Ко­неч­но, не­же­ла­тель­но, что­бы у де­тей жиз­нен­ный старт на­чи­нал­ся с по­доб­но­го ро­да вред­ных при­вы­чек. Ни­че­го хо­ро­ше­го не мо­жет вый­ти от свер­х­с­ти­му­ля­ции, по­те­ри сна и пе­рег­руз­ки по­чек эти­ми про­дук­та­ми.

Сахар. Д-р X. Хей: «Без сом­не­ния, круп­ней­шим би­чом для де­тей в пер­вые го­ды их жиз­ни яв­ля­ет­ся об­щее мне­ние, буд­то са­хар ну­жен для ак­тив­нос­ти де­тей, да­вая им мно­го ка­ло­рий. И са­хар, и пи­рож­ное яв­ля­ют­ся злом; воз­ра­же­ние про­тив са­ха­ра есть воз­ра­же­ние и про­тив пи­рож­ных».

Сердце хо­ло­де­ет, ког­да ви­дишь аме­ри­кан­с­ких де­тей, гло­та­ющих в лю­бое вре­мя пе­ченье, пи­рож­ки, хлеб с дже­мом, кон­фе­ты, мо­ро­же­ное и про­чую дрянь. О чем ду­ма­ют ро­ди­те­ли, да­вая де­тям эти ве­ши? Уже вско­ре де­ти ста­но­вят­ся «слад­ко­еж­ка­ми», быс­т­ро уз­на­ют, что они мо­гут по­лу­чить то, что хо­тят, ес­ли толь­ко поп­ла­чут дос­та­точ­но гром­ко и дос­та­точ­но дол­го. Мно­гие ли ма­те­ри и от­цы об­ла­да­ют мо­раль­ным му­жес­т­вом ус­то­ять пе­ред пла­чем ре­бен­ка, ведь им так его жал­ко! Они не хо­тят, что­бы он пла­кал! Их нер­вам так труд­но вы­нес­ти дет­с­кий плач! Они - мо­раль­ные тру­сы и сен­ти­мен­таль­ные ме­ду­зы, ко­то­рые ка­ле­чат сво­их де­тей фи­зи­чес­ки, ум­с­т­вен­но, эмо­ци­ональ­но, со­ци­аль­но и мо­раль­но, ибо они не дис­цип­ли­ни­ро­ва­ли се­бя для то­го, что­бы де­лать то, что пра­виль­но. Они сей­час из­би­ра­ют на­илег­чай­ший путь, ма­ло за­ду­мы­ва­ясь над тем, как они бу­дут рас­п­ла­чи­вать­ся за это поз­же.

Ребенок быс­т­ро уз­на­ет, что, ес­ли ему поп­ла­кать все­го нес­коль­ко ми­нут, ему не нуж­но бу­дет есть шпи­нат, а вза­мен по­лу­чит пи­рож­ное. Мать даст ему мо­ро­же­ное или сла­дость, ес­ли он зак­ри­чит. Ка­ко­му ужас­но­му мо­раль­но­му уро­ку обу­ча­ет­ся ре­бе­нок!

Морзе - Уаймен - Хей: «Нет дру­го­го про­дук­та, ко­то­рый вы­зы­вал бы боль­шее на­ру­ше­ние пи­ще­ва­ре­ния, чем са­хар. По­доб­но то­му, как го­во­рят, что в день­гах ко­ре­нят­ся все по­ро­ки, так же мож­но ска­зать, что в са­ха­ре ко­ре­нит­ся при­чи­на всех на­ру­ше­ний пи­ще­ва­ре­ния в дет­с­ком воз­рас­те. Бо­лее то­го, са­хар - очень рас­п­рос­т­ра­нен­ная при­чи­на по­те­ри ап­пе­ти­та, он раз­ру­ша­ет вкус к над­ле­жа­щей пи­ще. Кро­ме то­го, он бо­лее, чем что-ли­бо, еще по­ра­жа­ет дет­с­кие зу­бы. По­это­му сла­дос­ти ни­ког­да нель­зя да­вать де­тям. Они не мо­гут при­нес­ти им доб­ра, но мо­гут на­нес­ти мно­го вре­да. Не­ра­зум­но, ко­неч­но, за­яв­лять, что два-три ку­соч­ка в день ис­пор­тят пи­ще­ва­ре­ние сред­не­го ре­бен­ка или на­ру­шат его нор­маль­ное раз­ви­тие. Но де­ти, по­лу­ча­ющие в день два-три ку­соч­ка са­ха­ра, обыч­но хо­тят боль­ше и, впол­не воз­мож­но, по­лу­ча­ют боль­ше. Дей­с­т­ви­тель­но, не­ко­то­рые сла­дос­ти бо­лее кон­цен­т­ри­ро­ван­ны и ме­нее ус­во­я­емы, чем дру­гие. Но все они сде­ла­ны из са­ха­ра, а прос­той са­хар вре­ден де­тям. Де­тей на­до при­учать не есть са­хар в лю­бом про­дук­те. Нет воз­ра­же­ний про­тив не­боль­шо­го ко­ли­чес­т­ва са­ха­ра, по­ло­жен­но­го в про­дукт во вре­мя его при­го­тов­ле­ния, но нель­зя класть са­хар на про­дукт, ког­да он по­да­ет­ся к сто­лу» (при­мер то­го, «что в лоб, что по лбу» - са­хар вре­ден и внут­ри про­дук­та, и на про­дук­те.- Г. Ш).

«Часто го­во­рят, что са­хар - не­об­хо­ди­мая часть ди­еты для де­тей. Это убеж­де­ние под­к­реп­ля­ют про­из­во­ди­те­ли са­ха­ра и сла­дос­тей. Но это не­вер­но. Уг­ле­во­ды же­ла­тель­ны де­тям как ис­точ­ник энер­гии. Но они, од­на­ко, аб­со­лют­но не яв­ля­ют­ся не­об­хо­ди­мы­ми, о чем го­во­рит тот факт, что де­ти эс­ки­мо­сов рас­тут без уг­ле­во­дов» (де­ти эс­ки­мо­сов не рас­тут без уг­ле­во­дов.- Г. Ш.).

Сахар, кон­фе­ты, си­ро­пы и т. д. тор­мо­зят же­лу­доч­ную сек­ре­цию и на­ру­ша­ют пи­ще­ва­ре­ние. Это вер­но и для пи­рож­ных, и пи­ро­гов, и ко­рич­не­во­го са­ха­ра, и пе­че­ний из цель­ной пше­нич­ной му­ки, и ме­да, и из­де­лий из бе­лой му­ки. Два-три ку­соч­ка слад­ко­го в день, ви­ди­мо, не при­не­сут вре­да де­тям. Но ког­да их до­бав­ля­ют в пи­рож­ное, пи­ро­ги, дже­мы, бе­лый хлеб, де­на­ту­ри­ро­ван­ные зла­ки, на­сы­щен­ные бе­лым или ко­рич­не­вым са­ха­ром, в кар­то­фель­ное пю­ре, пас­те­ри­зо­ван­ное мо­ло­ко или дру­гие де­на­ту­ри­ро­ван­ные про­дук­ты, то это лишь уси­ли­ва­ет и без то­го пре­иму­щес­т­вен­но кис­ло­то­об­ра­зу­ющую ди­ету и еще боль­ше ли­ша­ет дет­с­кий ор­га­низм цен­ных ще­лоч­ных эле­мен­тов. Мно­гие сла­дос­ти со­дер­жат ядо­ви­тые до­бав­ки, си­ро­пы и т. д.; с са­ха­ром об­ра­зу­ют пло­хие со­че­та­ния оре­хи, мо­ло­ко и дру­гие про­дук­ты.

Мороженое - это от­в­ра­ти­тель­ная смесь сгу­щен­но­го, по­рош­ко­во­го и пас­те­ри­зо­ван­но­го мо­ло­ка, же­ла­ти­на, са­ха­ра или сла­дос­ти аро­ма­ти­чес­ких ве­ществ, кон­сер­ви­ро­ван­ных фрук­тов. Оно не по­ка­за­но ни для ре­бен­ка, ни для взрос­ло­го. Ни­же при­во­дит­ся ци­та­та из статьи на­ци­ональ­но­го жур­на­ла про­из­во­ди­те­лей мо­ро­же­но­го «Мо­ро­же­ное» (июль 1928 г.), озаг­лав­лен­ной «Спе­ци­алист одоб­ря­ет мо­ро­же­ное»: «В те­че­ние мно­гих лет один из ве­ду­щих пе­ди­ат­ров д-р Л. Ха­у­элл (штат Ога­йо) про­пи­сы­ва­ет мо­ро­же­ное в ка­чес­т­ве дет­с­ко­го пи­та­ния. Док­тор Ха­у­элл за­яв­ля­ет, что мо­ро­же­ное ока­за­лось иде­аль­ной пи­щей для де­тей, стра­да­ющих от не­до­еда­ния, и в ря­де слу­ча­ев спас­ло их от смер­ти. По его сло­вам, го­мо­ге­ни­за­ция мо­ло­ка и сли­вок в про­цес­се при­го­тов­ле­ния мо­ро­же­но­го де­ла­ет этот про­дукт осо­бен­но ус­ва­ива­емым, что яв­ля­ет­ся важ­ным фак­то­ром в дет­с­ком пи­та­нии».

Но это - чистейшая че­пу­ха, из­вес­т­ная сво­ей ложью и че­ло­ве­ку, сде­лав­ше­му при­ве­ден­ное выс­ка­зы­ва­ние. Д-р Е. Мак­ко­лум еще в 1926 го­ду пи­сал: «Нет прив­ле­ка­тель­нее мо­лоч­но­го про­дук­та для семьи, чем хо­ро­шее мо­ро­же­ное. Мы пос­то­ян­но нас­та­ива­ли на не­об­хо­ди­мос­ти пить боль­ше мо­ло­ка, ибо его ко­ли­чес­т­во, пот­реб­ля­емое в сред­нем че­ло­ве­ком, еще очень ма­ло. Бо­лее час­тая по­да­ча мо­ро­же­но­го к се­мей­но­му сто­лу - один из лег­чай­ших пу­тей вве­де­ния мо­ло­ка в ди­ету, осо­бен­но де­тей, ко­то­рые не лю­бят мо­ло­ка, а так­же тех взрос­лых, ко­то­рые лю­бят пи­щу с вы­ра­жен­ны­ми аро­ма­та­ми».

Людям, ко­то­рые ста­ли мо­лоч­ны­ми фа­на­ти­ка­ми, без­раз­лич­но, как влить в вас мо­ло­ко, лишь бы его при­ня­ли. Но по­че­му де­ти пе­рес­та­ют лю­бить его? Ес­ли мо­ло­ко столь не­об­хо­ди­мо, по­че­му тог­да при­ро­да так раз­де­ля­ет спрос и пред­ло­же­ние? В про­ти­во­вес обыч­ной че­пу­хе о мо­ро­же­ном я пред­ла­гаю сле­ду­ющее выс­ка­зы­ва­ние д-ра Мор­зе: «Мо­ро­же­ное, со­до­вая во­да с мо­ро­же­ным и про­чие на­пит­ки всег­да не­же­ла­тель­ны и обыч­но вред­ны де­тям. Они вред­ны глав­ным об­ра­зом из-за со­дер­жа­ще­го­ся там са­ха­ра, час­тич­но из-за хо­ло­да, час­тич­но из-за сво­ей кон­цен­т­ра­ции и час­тич­но из-за то­го, что обыч­но при­ни­ма­ют­ся меж­ду при­ема­ми пи­щи. Де­тям луч­ше сов­сем обой­тись без них. Мо­ро­же­ное, ве­ро­ят­но, ме­нее вред­ное из них. Ва­ниль­ное мо­ро­же­ное не так кон­цен­т­ри­ро­ван­но, как дру­гие его ви­ды. Боль­шин­с­т­во лю­дей так хо­тят вос­поль­зо­вать­ся слу­ча­ем, что­бы пов­ре­дить здо­ровью сво­их де­тей ра­ди вре­мен­но­го удо­воль­с­т­вия, что мы наш­ли бес­по­лез­ным пы­тать­ся пол­нос­тью ис­к­лю­чить мо­ро­же­ное из ди­еты де­тей. Мы по­это­му в ка­чес­т­ве ком­п­ро­мис­са поз­во­ля­ем де­тям раз в не­де­лю прос­тое ва­ниль­ное мо­ро­же­ное без со­уса к не­му».

На соб­ра­нии дан­тис­тов нес­коль­ко лет то­му на­зад бы­ло сде­ла­но со­об­ще­ние, что вмес­то мо­лоч­ных сли­вок при из­го­тов­ле­нии мо­ро­же­но­го ис­поль­зу­ют жи­вот­ный жир, сре­зан­ный с туш жи­вот­ных на бой­не. Так ва­шим де­тям, те­перь в мо­ро­же­ном, про­да­ют лярд и нут­ря­ное и пе­ре­топ­лен­ное са­ло! А под­куп­лен­ные «спе­ци­алис­ты» уго­ва­ри­ва­ют вас съедать ежед­нев­но по та­ре­лоч­ке мо­ро­же­но­го и при этом за­яв­ля­ют, что мо­ро­же­ное - «здо­ро­вая пи­ща»!

Ни во что не до­бав­ляй­те са­хар, соль или со­ду. При­выч­ка ней­т­ра­ли­зо­вать кис­ло­ту ли­мо­на до­бав­ле­ни­ем со­ды в ли­мон­ный сок и бес­по­лез­на и вред­на.

Мясо ни­ког­да нель­зя да­вать де­тям до шес­ти лет, а луч­ше не да­вать его во­об­ще. Мяс­ные буль­оны прак­ти­чес­ки бес­по­лез­ны. Они дей­с­т­ву­ют ско­рее как раз­д­ра­жи­те­ли, не яв­ля­ясь про­дук­том пи­та­ния, и не дол­ж­ны пред­ла­гать­ся де­тям. Яй­ца не по­лез­ны ни де­тям, ни взрос­лым. Ма­ри­на­ды не­ус­во­я­емы и не го­дят­ся в пи­щу.

Рыбий жир. Ры­бий жир нель­зя рас­смат­ри­вать как пи­та­ние. Его ис­поль­зо­ва­ние в ка­чес­т­ве ле­кар­с­т­ва ох­ва­ты­ва­ет нес­коль­ко сто­ле­тий, но «ма­ги­чес­кие» свой­с­т­ва от­к­ры­ты лишь не­дав­но.

В те­че­ние нес­коль­ких лет его про­пи­сы­ва­ли толь­ко от ра­хи­та и для про­фи­лак­ти­ки. Сей­час его, дол­ж­но быть, про­пи­сы­ва­ют как луч­шую пи­щу и еще в по­мощь сол­н­цу или по мень­шей ме­ре лам­по­во­му све­ту. А са­мо­му сол­неч­но­му све­ту по­ка не уде­ля­ет­ся боль­шо­го вни­ма­ния!

Интересно за­яв­ле­ние д-ра Хар­те­ра: «При­ем че­рез день от шес­ти до де­ся­ти ка­пель рыбь­его жи­ра, с уве­ли­че­ни­ем это­го ко­ли­чес­т­ва по ме­ре рос­та ре­бен­ка, по­ка в воз­рас­те две­над­ца­ти лет он не бу­дет при­ни­мать три ра­за в не­де­лю по пол-лож­ки - зву­чит поч­ти как зак­ли­на­ние». Да­лее он до­бав­ля­ет: «Ка­жет­ся, ос­та­ет­ся лишь шаг от жи­ра из рыбь­ей пе­че­ни до эк­с­т­рак­та из ля­гу­шачь­их язы­ков».

Я ни­ког­да не упот­реб­лял рыбь­его жи­ра, но на мою до­лю вы­па­ло ле­че­ние де­тей, ко­то­рым его да­ва­ли бо­лее или ме­нее дли­тель­ное вре­мя, но без­ре­зуль­тат­но. Я наб­лю­дал ос­лож­не­ния, ко­то­рые, убеж­ден, бы­ли ре­зуль­та­том его пот­реб­ле­ния. Я со­ве­тую всем ро­ди­те­лям не да­вать де­тям ры­бий жир.

Когда впер­вые бы­ли от­к­ры­ты Га­вай­с­кие ос­т­ро­ва, их оби­та­те­ли, од­ни из са­мых здо­ро­вых лю­дей в ми­ре, не име­ли ни мо­ло­ка, ни рыбь­его жи­ра, ни зла­ков. В их ди­ете от­сут­с­т­во­ва­ли эти ве­щи в те­че­ние мно­гих ве­ков, ве­ро­ят­но, на­чи­ная с I ве­ка н. э., ког­да, как по­ла­га­ют, по­яви­лись на этих ос­т­ро­вах пер­вые лю­ди. Их ве­ли­ко­леп­ные те­ла и боль­шая энер­гия - до­ка­за­тель­с­т­во то­го, что «не­об­хо­ди­мые» эле­мен­ты не яв­ля­ют­ся не­об­хо­ди­мы­ми.

 

Напитки

 

В по­ня­тие «на­пит­ки» мы вклю­ча­ем толь­ко чис­тую во­ду. Ни­ка­кая дру­гая жид­кость не зас­лу­жи­ва­ет это­го наз­ва­ния. Про­чие жид­кос­ти, ко­то­рые то­же обыч­но от­но­сят к на­пит­кам, яв­ля­ют­ся пи­та­ни­ем или яда­ми и дол­ж­ны вхо­дить в со­от­вет­с­т­ву­ющую клас­си­фи­ка­ци­он­ную груп­пу.

Жажда - это пот­реб­ность в во­де, а не в пи­ще или так на­зы­ва­емых бе­зал­ко­голь­ных на­пит­ках. Фрук­то­вые со­ки, мо­ло­ко и про­чие жид­кос­ти есть пи­ща и дол­ж­ны рас­смат­ри­вать­ся как та­ко­вые.

Вода под­дер­жи­ва­ет все пи­ще­вые про­цес­сы - пи­ще­ва­ре­ние, вса­сы­ва­ние, тран­с­пор­ти­ров­ку в ор­га­низ­ме, ас­си­ми­ля­цию, ди­ас­си­ми­ля-цию, вы­ве­де­ние от­хо­дов. Во­да - глав­ный ре­гу­ля­тор тем­пе­ра­ту­ры те­ла, ее роль по­доб­на ро­ли во­ды в ра­ди­ато­ре ав­то­мо­би­ля.

Некоторые из на­ибо­лее важ­ных фун­к­ций во­ды сле­ду­ющие:

1. Она - существенный эле­мент всех тка­ней, кле­ток, жид­кос­тей ор­га­низ­ма - кро­ви, лим­фы, сек­ре­ций и т. д.

2. Она под­дер­жи­ва­ет пи­та­тель­ные ве­щес­т­ва в рас­т­во­рен­ном сос­то­янии и слу­жит аген­том по тран­с­пор­ти­ров­ке пи­щи в раз­лич­ные час­ти те­ла.

3. Под­дер­жи­ва­ет в рас­т­во­рен­ном сос­то­янии от­хо­ды и ток­си­ны и слу­жит аген­том по вы­ве­де­нию их из ор­га­низ­ма.

4. Де­ла­ет раз­лич­ные сли­зис­тые обо­лоч­ки в ор­га­низ­ме мяг­ки­ми и пре­дот­в­ра­ща­ет из­нос их по­вер­х­нос­ти от тре­ния.

5. Ре­гу­ли­ру­ет тем­пе­ра­ту­ру те­ла. Ор­га­низм пос­то­ян­но вы­во­дит во­ду, ко­то­рая дол­ж­на по­пол­нять­ся. Он по­лу­ча­ет мно­го во­ды из пи­щи в ви­де со­ков. Дру­гая часть пос­ту­па­ет от питья во­ды. Зна­чи­тель­ная часть вы­пи­той во­ды ста­но­вит­ся сос­тав­ной час­тью тка­ней, то есть «жи­вой во­дой». Луч­ши­ми яв­ля­ют­ся све­жая дож­де­вая во­да и дис­тил­ли­ро­ван­ная. Дис­тил­ли­ро­ван­ная во­да - не «мер­т­вая», как не­ум­но го­во­рят не­ко­то­рые. Чис­тая гор­ная во­да так­же прек­рас­ный на­пи­ток.

Питьевая во­да дол­ж­на быть как мож­но чи­ще. Жес­т­кая во­да, ми­не­раль­ная во­да и про­чие по­доб­ные жид­кос­ти на­но­сят вред со­от­вет­с­т­вен­но ко­ли­чес­т­ву со­дер­жа­щих­ся там ми­не­ра­лов. Это заб­луж­де­ние, буд­то ми­не­раль­ная во­да це­ли­тель­на, оно ста­ро и на­нес­ло ог­ром­ный вред бес­чис­лен­но­му ко­ли­чес­т­ву лю­дей.

Одна из догм сов­ре­мен­ной так на­зы­ва­емой «на­уки», буд­то че­ло­век дол­жен пить мно­го во­ды. Лю­дям ре­ко­мен­ду­ют ежед­нев­но вы­пи­вать по­ло­жен­ное ко­ли­чес­т­во во­ды не­за­ви­си­мо от ка­чес­т­ва и ко­ли­чес­т­ва при­ни­ма­емой пи­щи, ха­рак­те­ра ок­ру­жа­ющей сре­ды, ро­да за­ня­тий и т. д. и не при­ни­мая во вни­ма­ние ин­с­тин­к­тив­ные пот­реб­нос­ти ор­га­низ­ма. Им со­ве­ту­ют пить да­же тог­да, ког­да нет жаж­ды, при­учить се­бя вы­пи­вать по ста­ка­ну во­ды че­рез рав­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни. Обыч­ная ре­ко­мен­да­ция - шесть ста­ка­нов меж­ду при­ема­ми пи­щи. Я не ве­рю в за­ве­ден­ный раз и нав­сег­да пить­евой ре­жим, рав­но как и пи­ще­вой. Нет и ни­ког­да не бы­ло не­об­хо­ди­мос­ти в оп­ре­де­лен­ном ежед­нев­ном ко­ли­чес­т­ве во­ды. Мно­гие во­об­ще го­да­ми об­хо­дят­ся без нее. Ха­рак­тер­но, что дог­му «пить мно­го во­ды» под­дер­жи­ва­ют и те, кто со­ве­ту­ет не есть до нас­туп­ле­ния ис­тин­но­го го­ло­да, и те, кто про­по­ве­ду­ет об­жор­с­т­во и по­та­ка­ние кап­ри­зам ап­пе­ти­та. Но спра­ши­ва­ет­ся, по­че­му на­до пить, ког­да нет жаж­ды? Раз­ве ор­га­низм не зна­ет, ког­да ему нуж­на во­да?

Необходимо осоз­нать ве­ли­кую важ­ность чис­той во­ды. Но это не зна­чит, что мы пос­то­ян­но дол­ж­ны вли­вать в же­лу­док во­ду.

Человек, за­ня­тый ак­тив­ным фи­зи­чес­ким тру­дом в лет­нее вре­мя, нуж­да­ет­ся в боль­шем ко­ли­чес­т­ве во­ды, чем чи­нов­ник, си­дя­щий в те­ни око­ло вен­ти­ля­то­ра, ко­то­рый во­дит пе­ром или уп­рав­ля­ет счет­ной ма­ши­ной. Ле­том нам нуж­но боль­ше во­ды, чем зи­мой; боль­ше днем, во вре­мя ра­бо­ты, чем ночью, во вре­мя от­ды­ха.

Чем боль­ше че­ло­век ест, тем боль­ше во­ды тре­бу­ет­ся. У на­хо­дя­ще­го­ся на го­ло­да­нии сла­бая жаж­да. Че­ло­век, пот­реб­ля­ющий глав­ным об­ра­зом све­жие фрук­ты и зе­ле­ные ово­щи, по­лу­ча­ет из них боль­шое ко­ли­чес­т­во во­ды в ее чис­тей­шем ви­де. Та­кой че­ло­век мень­ше нуж­да­ет­ся в во­де, чем тот, чья ди­ета в ос­нов­ном су­хая. Ес­ли с едой при­ни­мать мо­ло­ко, то это уже боль­шая до­бав­ка жид­кос­ти.

Потребности ор­га­низ­ма в во­де за­ви­сят от воз­рас­та, по­ла, ак­тив­нос­ти, вре­ме­ни го­да, кли­ма­та и т. д. При дан­ных ус­ло­ви­ях нуж­но оп­ре­де­лен­ное ко­ли­чес­т­во во­ды, и ор­га­низ­му без­раз­лич­но, из ка­ко­го ис­точ­ни­ка она пос­ту­па­ет. Он прек­рас­но удов­лет­во­рит­ся со­ка­ми фрук­тов и ово­щей или во­дой в мо­ло­ке. По­это­му де­ти, на­хо­дя­щи­еся на мо­лоч­ной ди­ете, или взрос­лые, пот­реб­ля­ющие мно­го соч­ных ово­щей и вы­пи­ва­ющие боль­шое ко­ли­чес­т­во со­ков, не име­ют во­об­ще или име­ют очень не­боль­шую жаж­ду.





Читайте также:
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.041 с.