Основы построения спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов (микроциклов)




ПОСТРОЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ

 

Тренировочный процесс состоит из относительно законченных струк­турных единиц, в рамках которых и происходит построение спортивной тренировки в любом виде спорта. В зависимости от времени, в течение которого осуществляется тренировочный процесс, различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Л.П. Матвеев). Микроструктура это структура отдельно тренировочного занятия и ма­лых циклов (микро циклов), состоящих из нескольких занятий; мезоструктура структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов; макроструктура структура больших тренировочных циклов (микроциклов типа полугодичных, го­дичных и многолетних.

Возникает вопрос: «Почему следует выделять эти уровни структуры и нельзя ли обойтись без них при построении тренировок спортсменов?» Ответ может быть только один — нет, так как естественную основу структуры тренировок в целом составляют объективные закономерности развития тре­нированности спортсменов, а игнорирование их может отрицательно ска­заться на состоянии здоровья и росте спортивных достижений юных спорт­сменов. Поэтому невозможно понять сущность тренировочного процесса и овладеть способами его построения и планирования без знания структу­ры тренировки, закономерностей и факторов обусловливающих ее.

Построение тренировки на основе различных циклов позволяет систе­матизировать задачи, средства, методы тренировки; величину трениро­вочных воздействий, восстановительные процедуры и наилучшим образом обеспечить рост спортивной работоспособности того или иного спортсме­на в избранном виде спорта.

Структура отдельного тренировочного занятия. Структура отдельного тренировочного занятия в значительной степени определяется типичными изменениями спортивной работоспособности спортсменов. В течение от­дельного занятия работоспособность изменяется следующим образом: в начале занятия уровень работоспособности возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается. В связи с этим в динамике развития работоспособность в рамках отдельного занятия условно можно выделить несколько зон:

1) зону предрабочих сдвигов (перед соревнованиями ее называют «пред­стартовым состоянием»; 2) зону врабатываемости; 3) зону относительно устойчивого состояния работоспособности; 4) зону снижения работоспо­собности. Каждая из них характеризуется достаточно сложными перестрой­ками в организме спортсменов, которые обеспечивают оптимальные усло­вия использования энергии в процессе работы.

> Функциональные сдвиги в организме, происходящие в каждой из этих зон, имеют силу биологических закономерностей, проявляясь, так или иначе, в любом занятии — и в гимнастике, и в лыжном спорте, и в легкой атлетике.

С учетом основных зон применения работоспособности в рамках от­дельного занятия, исходя из специфических закономерностей обучения технике движений, а также развития тех или иных физических способнос­тей формирования черт личности спортсменов, последовательности и вза­имосвязи применяемых упражнений, выполняемых нагрузок, при постро­ении занятия выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную. По данным В Н. Платонова, при занятиях различной направленности соотношение работы, выполненной в различных частях занятия, является в целом идентичным: период врабатывания охватывает — 20—30% общего объема работ, устойчивого состояния — 15—50%, ком­пенсированного и декомпенсированного утомления — 30—35%.

Деление тренировочных занятий на части имеет важное педагогичес­кое значение. При их проведении тренер должен соблюдать следующие правила: начинать занятия надо с разминки, затем проводить главную ра­боту (основная часть), в этой части кривая нагрузки может быть различной в зависимости от возраста, квалификации спортсменов, вида упражненийи т.д. Но, как правило, всегда — высокой. Завершающая часть занятий (заключительная часть) характеризуется снижением нагрузки.

Пренебрежение особенностями частей занятий может привести к не­производительным тратам времени, а иногда и нанести вред здоровью спорт­сменов. Например, если занятия начать без должной разминки, то это может привести к травмам. Знание правил построения и организации за­нятий в каждой части позволяет управлять работоспособностью спортсме­нов, возможно, дольше поддерживать ее на оптимальном уровне, обеспе­чивая оптимальную врабатываемость, и рационально завершить работу. Кроме того, приобретенные знания и умения применять на практике важ­но для самих спортсменов.

В практике спорта в настоящее время применяются двух- или трехра­зовые тренировки в течение дня. Обычно они организуются без отрыва от учебной деятельности, либо с отрывом от учебы, т.е. в условиях учебно-тренировочных сборов.

Структура тренировочного дня более сложна, чем одного занятия. Она во многом зависит от количества занятий, чередования их направленности и величины нагрузки, суточного ритма работоспособности спортсменов (например, от выработанной привычки тренироваться в определенное время суток, суточного режима программы предстоящих соревнований, разни­цы в поясном времени, географического места предстоящих соревнований и других причин).

Структура и типы микроциклов. Совокупность отдельных занятий, про­водимых в течение нескольких дней, составляет микроцикл тренировки. Микроциклы существуют как вполне сложившееся и важное звено трени­ровочного процесса. Они обладают определенными, только им присущи­ми чертами. В частности, отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз: стимуляционной (кумуляционной), которая связана с опреде­ленной степенью утомления и восстановления (занятие восстановительно­го характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре мик­роцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.

В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его про­должительность может быть и иной: минимум — два дня, а максимум — 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.

Следует иметь в виду, что нет, и в принципе не может быть, одной структуры микроциклов, пригодной для всех случаев спортивной практики.

В спортивной тренировке выделяют различные виды микроциклов. Основные типы микроциклов, которые могут иметь место в тренировоч­ном процессе спортсменов, представлены на рис. 25.1.

На рисунке видно, что собственно тренировочные микроциклы в зависимости от степени сходства их содержания со спортивной специализацией спортсмена подразделяются на неспециализированные (общеподготовительные) и специализированные (специально-подготовительные). В первых микроциклах при проведении занятий используются главным обра­зом средства общей, а во вторых - специальной подготовки. Оба типа микроциклов могут быть связаны с решением преимущественно задач физической, технической, тактической подготовки или они будут носить комплексный характер.

 

 

Микроциклы, характеризующие значительным объемом нагрузки,но не предельной интенсивностью, обычно называют объемными (втягиваю­щими). Они составляют основное содержание занятий в подготовитель­ном периоде. Для интенсивных (ударных) микроциклов характерна, прежде всего, высокая интенсивность работы при достаточно возрастающем объеме нагрузок. Применяются они широко в конце подготовительного и в сорев­новательном периодах. Характер распределения нагрузки в микроциклах по дням недели позволяет отдельно говорить о микроциклах с «однопиковой», «двухпиковой», трехпиковой» динамикой нагрузки, а также о микроциклах с последовательным возрастанием или убыванием нагрузки (табл. 25.1).

Таблица 25.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: