ТЕСТ «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Прочитай текст.
Собираясь на прогулку…
(по мотивам реальной истории, произошедшей в одном из регионов России)
Пашка торопился скорее попасть на окраину городка, ведь они с тетей поспорили, кто быстрее сегодня утром окажется в лесу и позвонит по сотовому телефону. Тетя, коренная жительница городка, отправилась длинной дорогой, а им, приезжим племянникам, объяснила другой, короткий путь через огороды на окраину. Мальчишке очень хотелось забраться подальше, чтобы и компас пригодился, и «джипиэс-навигатор».
– Ой! – пискнула вдруг сестренка, и Пашке, тянувшему ее за руку, пришлось остановиться.
– Я корзинку для грибов забыла… Надо вернуться! – сестренка шмыгнула носом и потянула Пашку назад.
– Для грибов… – пробормотал Пашка и нетерпеливо посмотрел на часы. – Да их там почти нет… грибов-то! А для тех, что найдутся, у меня вот – замечательная кепка есть! Зато там много деревьев с необычными, красивыми листьями, и мы их обязательно сфотографируем. Камера у меня с собой – смотри!
– А ты мне дашь поснимать? – уточнила сестренка.
– Конечно! – энергично закивал Пашка.
В этот момент улица кончилась и превратилась в тропинку, убегающую между огородами и сарайчиками к лесу. Однако пройти по тропинке было нельзя: ее перегородила небольшая, но шумная толпа горожан. В центре размахивал руками босой дядька в майке и спортивных штанах.
– Так я и говорю! – с жаром продолжал он свою речь. – Не пошел я вечером домой, в сарайчике заночевал на огороде, а медведь-то под утро и полез. Сарайчик мой на отшибе, у самого леса! От шума проснулся – смотрю, а он уже стол мой перевернул, что у двери стоял, банку сгущенки вылизывает. Коготь – во! Размером с кинжал! А силища! Лапу на стол положил, а стол и развалился, хотя и не гнилой был. Я этого разбойника давно знаю. Он и на соседнюю помойку уже не раз наведывался – понравилось на дармовщинку питаться. А сейчас, видишь, прямо к дому полез! Ведь запросто мог меня задрать, как Семенова два года назад! Так что все, кто с ружьями, собирайтесь, пошли отгонять, а лучше сразу пристрелить!
– Ишь, какой грозный! – возразил мужик, стоящий рядом. – На отстрел нужно специальную лицензию получить. Да за что его стрелять? Семенова-то медведь-шатун задрал зимой, когда в берлоге не смог пересидеть и от голода по всему лесу бродил. Этот да, на кого угодно нападет. А сейчас, летом, мишки от людей сами шарахаются, встречи избегают. Вот и ты только завозился, он и ушел в лес… Ягод в этом году почти нет, вот они и потянулись к нашим садам-огородам. К тебе явно молодой приходил, под утро, пока тихо… у него территория лесная, видать, к городу примыкает. А тут мы еще помойку на опушке леса устроили, запах… вот зверь и идет. Я тебе сколько раз говорил, чтобы объедки за забор не бросал? Мусор убрать надо, пошуметь в лесу, чтобы он подальше в чащу ушел, а стрелять – нет…
Народ все прибывал, шумел, Паша и сестренка стали выбираться из толпы. Когда это почти удалось, путь им преградил высокий парень.
– Ты куда это собрался? Жить что ли надело? Не слышишь, какие дела творятся? Сразу видно – не местные, понаехали тут! Еще и соплячку с собой тащишь… А ну, проваливайте!
Пашка насупился, а сестренка спряталась за его спину…
Задание 1. Умение излагать свое мнение, аргументы и факты, выдвигая контраргументы в дискуссии.
Вот мнение горожан, которое услышали ребята: Медведи представляют серьезную опасность для людей.
Определи свое отношение к этому мнению. С какой формулировкой ты согласен? Впиши соответствующую букву (А или Б) в таблицу напротив слова «Позиция».
А. Да, я в основном СОГЛАСЕН, что медведи представляют серьезную опасность для людей.
Б. Нет, я в основном НЕ СОГЛАСЕН, что медведи представляют серьезную опасность для людей.
Выпиши в колонку таблицы словосочетания или предложения из текста, с помощью которых ты мог бы привести аргументы, подтверждающие свою точку зрения. Во 2-й колонке запиши эти аргументы.
ПОЗИЦИЯ | |||
АРГУМЕНТЫ | Словосочетания, предложения из текста | Твои аргументы | |
1. | |||
2. | |||
3. |
Задание 2. Умение понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).
Представь, что ты житель городка, куда приехали Пашка и сестренка. Ты стал случайным свидетелем их разговора, приведенного в начале рассказа. Как раз в это утро ты собрал в лесу полную корзину грибов и точно знаешь, что их там еще очень много. Тебе симпатичен Пашка, который гуляет с младшей сестрой, ты хочешь ему помочь, но для этого надо понять его позицию. Перечитай диалог и из приведенных вариантов, выбери тот, который точно отражает позицию Пашки. Подтверди свой выбор: укажи номера предложений, в которых эта позиция Пашки выражена в явном или неявном виде.
А) Пашка любит фотографировать деревья значительно больше, чем собирать грибы.
Б) Пашке лень возвращаться домой, поэтому он отговаривает сестру.
В) Пашка очень спешит и старается отвлечь сестру от мысли вернуться за корзинкой для грибов.
Г) Пашке неприятно возиться с сестренкой и ему нравится ее обманывать.
Диалог:
(1) – Ой! – (2) пискнула вдруг сестренка, и Пашке, тянувшему ее за руку, пришлось остановиться.
(3) – Я корзинку для грибов забыла… (4) Надо вернуться! – (5) сестренка шмыгнула носом и потянула Пашку назад.
(6) – Для грибов… – (7) пробормотал Пашка и нетерпеливо посмотрел на часы. – (8) Да их там почти нет… грибов-то! (9) А для тех, что найдутся, у меня вот – замечательная кепка есть! (10) Зато там много деревьев с необычными, красивыми листьями, и мы их обязательно сфотографируем. (11) Камера у меня с собой – смотри!
(12) – А ты мне дашь поснимать? – уточнила сестренка.
(13) – Конечно! – энергично закивал Пашка.
Позиция Пашки (буква варианта, который ты выбрал) | Номера предложений текста, которые подтверждают твой выбор |
Задание 3. Умение различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы.
Найди в тексте (фрагмент ниже с пронумерованными фразами) предложения, в которых выражены две разные точки зрения – два мнения героев рассказа: «дядьки» и «мужика». Так же найди в тексте предложения, в которых выражены аргументы-рассуждения, доказывающие эти точки зрения с помощью фактов. Впиши номера этих предложений в таблицу ниже.
Фрагмент текста с пронумерованными предложениями:
(1) – Так я и говорю! – с жаром продолжал он свою речь. – Не пошел я вечером домой, в сарайчике заночевал на огороде, а медведь-то под утро и полез. (2) Сарайчик мой на отшибе, у самого леса! (3) От шума проснулся – смотрю, а он уже стол мой перевернул, что у двери стоял, банку сгущенки вылизывает. (4) Коготь – во! (5) Размером с кинжал! (6) А силища! (7) Лапу на стол положил, а стол и развалился, хотя и не гнилой был. (8) Я этого разбойника давно знаю. (9) Он и на соседнюю помойку уже не раз наведывался – понравилось на дармовщинку питаться. (10) А сейчас, видишь, прямо к дому полез! (11) Ведь запросто мог меня задрать, как Семенова два года назад! (12) Так что все, кто с ружьями, собирайтесь, пошли отгонять, а лучше сразу пристрелить!
– (13) Ишь, какой грозный! – возразил мужик, стоящий рядом. – На отстрел нужно специальную лицензию получить. (14) Да за что его стрелять? (15) Семенова-то медведь-шатун задрал зимой, когда в берлоге не смог пересидеть и от голода по всему лесу бродил. (16) Этот да, на кого угодно нападет. (17) А сейчас, летом, мишки от людей сами шарахаются, встречи избегают. (18) Вот и ты только завозился, он и ушел в лес… (19) Ягод в этом году почти нет, вот они и потянулись к нашим садам-огородам. (20) К тебе явно молодой приходил, под утро, пока тихо… у него территория лесная, видать, к городу примыкает. (21) А тут мы еще помойку на опушке леса устроили, запах… вот зверь и идет. (22) Я тебе сколько раз говорил, чтобы объедки за забор не бросал? (23) Мусор убрать надо, пошуметь в лесу, чтобы он подальше в чащу ушел, а стрелять – нет…
Таблица для обозначения позиций и аргументов:
Позиция «дядьки» (запиши номера предложений) | Позиция «мужика» (запиши номера предложений) | |
Позиция (мнение, точка зрения) | ||
Аргументы (рассуждения, доказывающие обоснованность мнения) |
Задание 4. Умение преодолевать конфликты – договариваться с людьми (выбор удачного варианта поведения «на словах», т.к. проверка «на деле» в ситуации теста невозможна).
Перечитай описание конфликтной ситуации, в которой оказались Пашка и его сестренка (конец текста). Представь себя на месте Пашки и выбери те варианты поведения, которые ближе всего тебе и которые ты выбрал бы, чтобы достичь цели – с удовольствием, не подвергая себя опасности, погулять по лесу с младшей сестрой.
Варианты поведения:
А) Крикнуть: «Я тебе покажу, как мою сестру „соплячкой“ обзывать!» Грубо оттолкнуть парня и попытаться пройти, не обращая на него внимания.
Б) Заявить: «Ты для начала сам сопли подбери! А если такой крутой, то пошли с нами в лес! Или боишься?»
В) Усмехнуться и сказать сестренке: «Ты, смотри, какой крутой местный парень – не боится маленьких девочек обижать!» А потом спросить: «Ну, а если ты такой знаток, может, знаешь, где тут в лесу места, куда зверь нос не сунет? Или только хвалишься, что местный?»
Г) Смутиться, сказать парню: «Ой, извини, пожалуйста!», повернуться и уйти, а расстроенной сестренке сказать: «Не плачь, мы поищем другую дорогу в лес…»
Д) Ответить парню: «Рот закрой!» и добавить, кивнув на сестру: «Не стыдно маленьких обижать?» После этого взять сестру за руку и отвести домой, объясняя: «Сама понимаешь, сейчас во всем лесу гулять опасно, надо будет потом как-нибудь…»
Е) Возразить: «С чего ты взял, что мы сейчас к лесу идем? Орешь на людей ни за что ни про что, детей пугаешь… Мы теперь за реку пойдем. Кстати, не подскажешь, автобус какой-нибудь отсюда туда идет?»
Ж) Ответить парню: «Да не шуми ты так! С чего ты взял, что мы в лес идем?» Дождаться, когда тот отвернется, и незаметно пройти.
Задание 5. Умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.
Тебе необходимо предупредить жителей городка о том, что в ближайшее время в лес ходить опасно, близко к жилью бродит молодой агрессивный медведь. Напиши объявление для учеников младших классов, используя разговорный стиль, и для родителей, используя деловой стиль общения. Тебе поможет справка, данная ниже.
В официальном документе и официально-деловом стиле преобладает книжная лексика: уважаемый, довожу до Вашего сведения, прибыть, место назначения, указанный срок, приступить к соответствующей деятельности, просьба не оставлять без внимания и т.д. В разговорном стиле общения используют разговорные и эмоционально окрашенные слова и выражения: милые, дорогие, ребятишки, не забудьте, очень страшно и т.д.
Объявление для младших школьников
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объявление для родителей
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________