24.1. В проектах новых железнодорожных линий, дополнительных главных путей и усиления (реконструкции) существующих линий следует предусматривать комплексную механизацию и автоматизацию производственных процессов, автоматизированную систему управления железнодорожным транспортом, машинизацию путевых и других линейных работ, учитывая существующую организационную структуру, расположение ближайших населенных пунктов и наличие зданий различного назначения на примыкающих участках железных дорог или обслуживаемых предприятиях (для подъездных путей).
Дистанции пути, дистанции сигнализации и связи, дистанции гражданских сооружений, дистанции электроснабжения, а также их линейные подразделения следует размещать в пределах каждого отделения железной дороги, как правило, в общих границах с учетом возможного объединения служебно-технических зданий, подсобных предприятий, гаражей и других сооружений и устройств отдельных служб. |
Эксплуатационная длина дистанции пути, сигнализации и связи, а также дистанций электроснабжения должна назначаться по нормам Министерства путей сообщения Российской Федерации.
В горных районах, подверженных лавинной опасности и сильным снежным заносам, в проектах следует предусматривать дорожную снеголавинную службу.
24.2. Объем строительства жилых и общественных зданий и сооружений следует определять в зависимости от штатов подразделений с учетом существующих в данном районе жилых и общественных зданий и других местных условий.
При проектировании вторых путей и усилении (реконструкции) существующих железных дорог (станций, депо, устройства СЦБ, связи и др.) объем строительства жилых и общественных зданий следует определять на дополнительный штат, необходимый для эксплуатации объектов и устройств. Строительство общественных зданий и инженерно-технических cooружений следует осуществлять по кооперации с другими заказчиками.
24.3. Жилые и общественные здания и сооружения, предназначенные для всех подразделений, следует размещать в населенных пунктах при станциях. Расстояние между населенными пунктами следует устанавливать в зависимости от размеров движения поездов, структуры поездопотока, климатических, топографических, геологических и других условий. При этом размещение населенных пунктов и объемы строительства общественных зданий должны соответствовать решениям, предусматриваемым схемами и проектами районной планировки, а также генпланами соответствующих городов и поселков. На новых линиях расстояние между населенными пунктами следует принимать, как правило, не более 60 км. Размещение поселков на большем расстоянии необходимо подтвердить технико-экономическим обоснованием.
Обслуживание разъездов, обгонных пунктов и производственных объектов (насосные станции и т.п.) или охраняемых сооружений (мосты, тоннели, обвальные места и т.п.), расположенных на расстоянии более 4 км от населенных пунктов, должно предусматриваться с ежедневной или ежесуточной доставкой работающих к месту работы и обратно в течение 1,0-1,5 ч железнодорожным или автомобильным транспортом (в зависимости от местных условий).
Персонал смен на этих объектах должен быть обеспечен помещениями для приготовления и приема горячей пищи, кратковременного отдыха и пунктом по оказанию первой медицинской помощи. Площадь помещений устанавливается в зависимости от численности смены.
Помещения для персонала смен на разъездных и обгонных пунктах должны располагаться, по возможности, в станционных зданиях. Допускается их размещение в отдельно стоящих зданиях.
24.4. Для работников службы пути, сигнализации и связи и электроснабжения следует предусматривать комплексные стационарные пункты обогрева в I климатическом районе Северной строительно-климатической зоны на расстоянии 2 км от раздельных пунктов и от одного до другого, в других районах - на расстоянии 3 км друг от друга, оборудованные отопительными приборами. При наличии автомобильной дороги пункты обогрева могут быть передвижными.
24.5. При соответствующем обосновании, по согласованию с железной дорогой, допускается предусматривать эксплуатационное обслуживание вахтовым методом промежуточных станций, обгонных пунктов, других подразделений различных хозяйств и охраняемых объектов новых линий, расположенных в местностях с суровыми природно-климатическими условиями, в труднодоступных и малонаселенных районах.
При этом следует учитывать возможности доставки персонала вахтовых смен от мест постоянного жительства в населенных пунктах, расположенных на крупных участковых станциях новой линии, и обратно железнодорожным, автомобильным или воздушным транспортом (в зависимости от местных условий).
Применение вахтового метода организации обслуживания и эксплуатации новой линии должно быть предусмотрено заданием на ее проектирование с разрешения Министерства путей сообщения Российской Федерации или других ведомств, эксплуатирующих линию.
Продолжительность вахтовых смен, режим работы, тип зданий, уровень культурно-бытового обслуживания и степень благоустройства вахтового комплекса, способ доставки работающих должны быть предусмотрены заданием на проектирование, выдаваемым заказчиком.
Для работников, обеспечивающих эксплуатацию железной дороги, создаются вахтовые комплексы в составе общежитий для проживания, помещений бытового и медицинского обслуживания, организации досуга и спортивных мероприятий.
Вместимость общежитий следует определять на основе расчета штатного контингента работников всех служб, одновременно участвующих в производственном процессе на период максимального объема работ по ремонту и эксплуатации железной дороги, с учетом персонала, обслуживающего вахтовый комплекс.
Здание общежития следует проектировать из расчета не менее 6 м жилой площади на одного работника вахтового комплекса.
24.6. В зависимости от численности населения железнодорожные населенные пункты следует подразделять на следующие группы:
малые - до 3 тыс. человек;
средние - от 3 до 5 тыс. человек;
большие - более 5 тыс. человек.
Проектную численность населенного пункта следует рассчитывать исходя из численности основных групп населения, определенных в соответствии с положениями СНиП 2.07.01-89 и указаниями, приведенными в Приложении 3 настоящего документа.
24.7. Жилищную обеспеченность работников железнодорожного транспорта и сферы обслуживания следует предусматривать (в % штатного контингента):
на участковых и других крупных станциях в обжитых районах - 85-90, в необжитых районах - 100;
на промежуточных станциях - 100.
Штатный контингент работников следует принимать в соответствии с действующими нормативами.
Жилые дома должны быть с благоустроенными квартирами для посемейного заселения по действующим в соответствующих регионах нормам, но не менее 9 м жилой площади на одного человека. Наборы квартир следует определять исходя из демографической структуры района строительства.
Общежития для несемейных работников следует предусматривать из расчета не менее 6 м жилой площади на 1 человека.
24.8. Планировку и застройку поселков следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89. Учреждения и предприятия здравоохранения, просвещения, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и культуры, спортивные сооружения следует размещать с учетом создания единой системы обслуживания населения, проживающего в населенных пунктах при железнодорожных линиях.
Расчетные показатели проектирования больниц и поликлиник следует принимать по табл.23, санитарно-эпидемиологических станций - по табл.24, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания - по табл.25, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений и учреждений культуры - по табл.26, а других учреждений и предприятий обслуживания - согласно СНиП 2.07.01-89.
Таблица 23
Учреждение здравоохранения | Протяженность железнодорожной линии, км, обеспечиваемой | Расчетные показатели | |
больничной помощью | амбулаторной помощью | ||
Узловая больница с поликлиникой | 320-360 | 80-120 | Больница на 300 коек. Поликлиника на 250 посещений в день |
Линейная больница с поликлиникой | 80-120 | 80-120 | Больница на 30 коек. Поликлиника на 100 посещений в день |
Линейная амбулатория | - | 80-120 | Амбулатория из расчета 26 посещений в день на 1000 человек в населенных пунктах, где нет больниц с поликлиникой |
Аптека (встроенная) 2 категории | - | - | В каждом населенном пункте |
Профилакторий круглогодичный | 320-360 | - | Профилакторий из расчета 30 коек на 10000 человек населения (по заданию заказчика) |
Примечания: 1. Расчетные показатели для учреждений здравоохранения на линиях, располагаемых в Северной строительно-климатической зоне (подрайоны IА, IБ, IГ), при соответствующем обосновании, допускается увеличивать на 15%. 2. На предприятиях железнодорожного транспорта, в учреждениях и организациях следует предусматривать врачебные или фельдшерские здравпункты в зависимости от количества работающих. 3. Проектирование больниц необходимо осуществлять в соответствии с нормой 7 м на 1 койку. |
Таблица 24
Санитарно-эпидемиологическая станция (СЭС) | Население, тыс.чел. | Число СЭС |
Линейная | До 30 | Одна на обслуживаемой железнодорожной линии |
Таблица 25
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания | Размещение | Расчетные показатели |
Магазины продовольственных и промышленных товаров несложного ассортимента (сблокированные с вокзалом или постом ЭЦ) | На каждой станции, в населенном пункте с численностью населения до 200 человек | 36 м площади торгового зала |
Магазины продовольственные | В каждом населенном пункте | 80 м торговой площади на 1000 человек, проживающих в населенном пункте |
Магазины непродовольственные | То же | 110 м торговой площади на 1000 человек, проживающих в населенном пункте |
Предприятия общественного питания | " | 28 мест на 1000 жителей в настоящее время и 40 мест на перспективу |
Столовые | При производственных предприятиях с контингентом, имеющим передвижной характер работы (при локомотивных, вагонных, рефрижераторных депо, локомотивные бригады в пунктах оборота, на метрополитене) | 125 мест на 1000 работающих в наиболее многочисленной смене |
На узловых, сортировочных станциях, в мастерских, дистанциях, заводах при численности работающих 150 человек и более | 250 мест на 1000 работающих в наиболее многочисленной смене | |
В домах отдыха локомотивных бригад с числом коек 30 и более | 50% мест от наличия коек | |
Диетическая стоповая или диетотделение | При каждом производственном предприятии | 20% от наличия мест в столовой |
Столовая-раздаточная или буфет | На станциях и отдельных предприятиях при численности работающих менее 150 человек | 25 мест на 100 работающих в наиболее многочисленной смене |
Буфеты внешние с горячим питанием | То же | 2 посадочных места на 8 человек работающих |
Комната приема пищи с организацией продажи продуктов через дежурную дома отдыха | В домах отдыха локомотивных бригад с числом коек менее 30 | 50% мест от наличия коек |
Магазин кулинарии | При каждом производственном предприятии с числом работающих в наиболее многочисленной смене 500-1000 человек | 2 рабочих места |
Отдел кулинарии | На производственном предприятии с числом работающих в наиболее многочисленной смене до 500 человек | 1 рабочее место |
Механизированные хлебозаводы и хлебопекарни (не менее 2-х печей на хлебопекарне) | В каждом населенном пункте | 0,6 т хлебобулочных изделий в сутки на 1000 человек |
Склады для муки | При каждой хлебопекарне | 20-дневный запас муки, но не менее, чем 120 т |
Овощехранилища и картофелехранилища | В каждом населенном пункте | 70 т картофеля и 30 т овощей на 1000 человек |
Квасильно-засолочные пункты | В границах действия отдела рабочего снабжения (ОРС) или его филиала | 30 т солений на 1000 человек |
Фруктохранилища с холодильными установками | То же | 15 т фруктов на 1000 человек |
Склады продовольственных товаров с холодильными установками | " | 15 т продуктов на 1000 человек (в том числе 35% для хранения скоропортящихся продуктов), но не менее чем на 250 т |
Склады промышленных товаров | " | 100 м складской площади на 1000 человек, но не менее 600 м |
Склады для стеклянной тары | " | 300 м складской площади |
Цехи по выработке безалкогольных напитков | В границах действия отдела рабочего снабжения (ОРС) или его филиала | 3000 декалитров в год на 1000 человек |
Холодильники | В каждом населенном пункте | 10 т скоропортящихся продуктов на 1000 человек, но не менее 25 т |
Комбинаты (мастерские) бытового обслуживания населения: | ||
а) по пошиву одежды | В населенных пунктах с численностью населения от 500 человек и более (с учетом населенных пунктов, примыкающих к железнодорожной линии протяжением в каждую сторону до 100 км) с имеющимся предприятием службы быта | Одно рабочее место на 300 человек |
б) по ремонту обуви | То же | То же |
в) по ремонту одежды | " | " |
г) по ремонту мелкого хозяйственного инвентаря | " | " |
Парикмахерские | В населенных пунктах с численностью населения от 300 человек и более | " |
Комплексные приемные пункты | При производственных предприятиях | 2 рабочих места на 1500 работающих |
Бани | В каждом населенном пункте | 7 мест на 1000 человек. Допускается 10 мест на 1000 человек для населенных пунктов, размещаемых в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IIА, северной части подрайона IВ (севернее 58° с.ш.) и в зоне освоения БАМ |
3 места на 1000 человек для населенных пунктов, обеспеченных благоустроенным жилым фондом | ||
Прачечные механизированные | То же | 90 кг сухого белья в смену на 1000 человек |
Ателье по эксплуатации и ремонту телевизоров, радио- и фотоаппаратуры | Одно на отделение дороги | Из расчета 3 рабочих места на 1000 человек |
Контора ОРСа (филиал ОРСа) | В местах дислокации ОРСов (филиалов ОРСов) | На 50 человек для ОРСа, на 30 человек для филиалов ОРСа |
Гараж для автомобилей с мастерскими для ремонта | То же | На 40 автомобилей для ОРСа, на 20 автомобилей для филиала ОРСа |
Мастерские по ремонту торгово-технологического и холодильного оборудования | В местах дислокации ОРСов | Из расчета 100 м полезной площади |
Подсобное сельское хозяйство | То же | Свинарник на 300-500 голов |
Примечания: 1. Расчетные показатели для овощехранилищ, фруктохранилищ и квасильно-засолочных пунктов для населенных пунктов, размещаемых в климатических подрайонах IА, IБ и IГ, следует повышать на 50%. 2. Склады продовольственных и промышленных товаров, хлебозаводы и хлебопекарни, овощехранилища, картофелехранилища и квасильно-засолочные пункты должны иметь автодорожные и, как правило, железнодорожные подъезды. 3. Объекты рабочего снабжения следует предусматривать в разделе "А" сводной сметы. 4. Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания следует, как правило, объединять в торговые центры и, в зависимости от местных условий, размещать в комплексе с другими учреждениями и предприятиями обслуживания. |
Таблица 26
Общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, учреждения культуры | Размещение | Количество мест | Расчетные показатели |
Оздоровительные лагеря | По заданию на проектирование | На 1000 человек населения (по заданию заказчика) | |
Неполные средние и средние школы | В каждом населенном пункте | Из расчета охвата 100% детей неполным средним образованием и 75% детей средним образованием | 180 детей школьного возраста на 1000 человек |
Школы-интернаты | По заданию на проектирование | В счет норм по средней школе | По заданию заказчика |
Детские ясли-сады | В каждом населенном пункте | Из расчета охвата 100% детей дошкольного возраста детскими дошкольными учреждениями | 200 детей дошкольного возраста на 1000 человек |
Клуб со зрительным залом | В средних и больших населенных пунктах | - | Количество мест в зрительном зале из расчета 180-120 мест на 1000 человек |
Библиотека | В каждом населенном пункте | - | 2,5 тыс. книг на 1000 человек |
Примечания: 1. Количество детей дошкольного и школьного возраста следует уточнять по данным прогноза демографической структуры населения. 2. Проектирование школ-интернатов и клубов осуществляется по специальному заданию министерства (ведомства) - заказчика. 3. В малых населенных пунктах в составе торгово-общественных центров необходимо предусматривать помещение с кинобудкой из расчета не менее 100 мест на 1000 человек при отсутствии специального задания на проектирование клуба. |
Расчетные показатели даны на проектную численность населения железнодорожных населенных пунктов.