Как сочинять газетные заголовки и писать лиды?




Пишем новость в школьную газету

При написании новостей должны быть соблюдены главные принципы. Первый – полнота содержания.

Для создания полноты содержания назову шесть вопросов, на которые должна отвечать новость.

1. Что произошло?

2. С кем произошло? (Кто участвовал?)

3. Где это произошло?

4. Когда это произошло?

  1. Почему это случилось?
  2. Как это произошло?

 

При этом четыре первые вопроса остаются обязательными: Кто? Что? Где? Когда? Без них содержание новости будет неполным.

 

Второе правило, с помощью которого материал реализуется структурно, называется правилом «Перевернутой пирамиды». Смысл ее заключается в том, что новость должна начинаться с самого главного. Поэтому первое, что надо решить, когда встает вопрос, с чего начать заметку, ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В МОЕМ СООБЩЕНИИ — что произошло? или с кем произошло? время случившегося? или его место?

Правило перевернутой пирамиды звучит так: главная информация — в начало заметки, менее важная — в ее конец.

МЕНЕЕ ГЛАВНОЕ

ПОДРОБНОСТИ

ДЕТАЛИ

 

Рассмотрим пример

Олимпиады. Есть уже уставшие…

 

На этой неделе в лицее подведены итоги школьной олимпиады по физике

 

Победителями в ней стали Михаил Зубаров, Илья Хлыстов и Семен Виноградов (7), Эльвира Плумите (8), Михаил Паутов (9), Михаил Сазанов (10), Глеб Шаров (11).

Для Михаила Сазанова (10А) в заданиях по физике больше всего понравилась задача про воздушный шар. В ней надо было узнать, сколько можно сбросить баласта. К сожалению, решить ее он не смог. А более всего баллов он «заработал» за задачу про электрическую схему, в которой электрический ток проходил через ртуть, и получалась автоколебательная система.

Миша – участник почти всех школьных олимпиад, и он честно признался, что они ему надоели… А рядом стоящие одиннадцатиклассницы с удовольствие посоревновались бы еще в парочке олимпиад!

 

Заметка начинается с самого главного – с того, что на этой неделе в лицее подведены итоги школьных олимпиад по физике, экономике и математике (дается ответ на три вопроса – ЧТО? ГДЕ? КОГДА?), а далее говорится, КТО стал победителями.

Затем эта информация начинает обрастать подробностями о заданиях олимпиады. В конце заметки информация еще детализируется: рассказывается, об отношении к олимпиадам их участников.

 

Как сочинять газетные заголовки и писать лиды?

Изучение поведения читателей газет, проводимое медиаисследователями во многих странах мира, выявило, что в первые 10 секунд читатели обращают внимание на фотографии (вот почему так важны первополосные кадры!) и читают заголовки материалов. Поэтому газетчики в своей работе много внимания уделяют заголовкам. В штате крупных газет даже есть специальные редакторы, сочиняющие заголовки, их называют «заголовщиками». Попробуем разобраться, как сделать заголовок привлекательным для читателей.

 

Назову два заголовочных правила

1. Дать в заголовке максимум информации.

2. Заинтриговать читателя.

 

А как эти два правила можно реализовать на практике?

В первом действует закон перевернутой пирамиды, это правило распространяется и на заголовок, когда самая главная информация должна быть в начале заметки, т. е. в заголовке. Именно в нем заключается наиболее важная, содержательная часть заметки. Внимание читателя привлекается тем, что уже из заголовка предельно ясно, что и с кем произошло.

Как сочинить такой заголовок? Задайте себе вопрос: что самое главное в моем сообщении? Выносите эту мысль в заголовок. Соответствие заголовка главной мысли текста – это констатирующий заголовок.

Констатирующий заголовок отвечает, как минимум, на два вопроса: Кто объект события? Что с ним произошло (Участник олимпиады – устал).

 

К важным структурным элементам материала относится лид, или первый абзац, который, как правило, выделяется графически, например полужирным шрифтом.

В лиде надо по прежнему следовать правилу пирамиды. Если в заголовке ответили на вопрос КТО? ЧТО? то в лиде на остальные четыре.

Зачем нужен лид? Чтобы информировать читателей с минимальными потерями времени.

 

Ради экономии времени иногда корреспонденты школьных газет дают недостаточную информацию о событии

 

Красный, жёлтый, зелёный

 

В рамках декадника «Внимание, дети!» во всех классах школы прошли мероприятия (классные часы, игры, беседы), оформлены школьные стенды.

Для учеников 2-11 классов эта акция проходит не в первый раз. А вот для новоселов – первоклассников в школе всё ново. В 1 «а» классе прошел классный час «Наши верные друзья на улицах и дорогах», а в 1 «б» - «Выучите срочно правила движения».

 

Как здесь не хватает подробностей: кто же стал верными друзьями на улицах, выучили первоклашки правила? Корреспонденту надо было пообщаться с участниками событий – ребятами и учителями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: