Зеркало сущностных моментов





Ньёшул Кхен Ринпоче

Письмо — хвала пустотности от Джамьянга Дордже своей матери

Я преклоняюсь перед лотосовыми стопами Тенпей Ньима,

Неотделимого от владыки Лонгчена Рабджама

И воспринимающего естественное состояние пустотности

Океаноподобного разнообразия вещей.

Я подношу письмо — совет моей благородной маме, Палдзом;

Послушай немного, не отвлекаясь.

Находясь здесь без неудобств,

Налегке и без забот,

Я пребываю в радостном расположении духа.

Всё ли хорошо с тобой, дорогая мама?

Здесь, в западной стране,

Много белолицых и краснолицых людей.

Они производят всевозможные чудеса и представления,

Летая по небу и плавая, как рыбы в воде.

Мастерски управляя четырьмя элементами,

Они состязаются в демонстрации чудес,

В тысячах прекрасных цветов И узорах из радужного света,

И этим представлениям нет числа.

Но, как и при исследовании сна,

Все они оказываются лишь ошибочными восприятиями ума.

Все активности подобны детским играм.

Если их начать, им никогда не наступит конца.

Они заканчиваются только тогда, когда ты их оставляешь, Как замки, что слеплены из песка.

Но на этом история не заканчивается.

Все явления самсары и нирваны

Не могут длиться, хоть и кажутся постоянными.

Когда мы их исследуем, они оказываются лишь пустотными формами,

Которые проявляются, не обладая истинным существованием.

Хотя они нереальны, они кажутся реальными.

Но, как и иллюзия, они оказываются ненастоящими, когда подвергаются анализу.

Посмотри вовне на воспринимаемые объекты.

Как вода, что появляется в мираже,

Они ещё более обманчивы, чем галлюцинации.

Они нереальны, как сны или приведения,

И напоминают радугу и отражение луны в воде. Взгляни и в свой собственный ум!

Он кажется весьма увлекательным, если его не исследовать.

Но когда он исследован, в нём не находится ничего.

Проявляясь и не существуя на самом деле, он не что иное, как пустота.

Его невозможно отождествить или идентифицировать, сказав: «Вот он!»,—

Потому что он ускользает и исчезает, как туман.

Обрати внимание на то, что проявляется

В любом из десяти направлений.

Как бы это ни проявлялось,

Сама природа этих вещей —

Небоподобная природа ума,

Запредельная проекциям и растворениям мыслей и понятий.

Всё обладает пустотной природой.

Когда пустота смотрит в пустоту,

Кто же тот, кто смотрит на что-то пустое?

Поскольку иллюзия смотрит на иллюзию,

А заблуждение наблюдает заблуждение,

Какой смысл в таких многочисленных классификациях,

Как«пустотный» и «непустотный»?

Что бы ты ни делала, хорошо.

Как бы ты ни пребывала, ты свободна

В небоподобной природе ума без усилий,

Обширном пространстве осознавания,

Естественном состоянии всех вещей.

Об этом говорил Джецун Падмасамбхава

И великий сиддха Сараха.

Оставь все концептуальные умопостроения,

Такие как двойственность или недвойственность,

Чтобы они спонтанно растворились в себе,

Как волны на реке.

Великий демон неведения и дискурсивной мысли

Заставляет нас тонуть в океане самсары,

Но, когда мы освобождаемся от этих дискурсивных мыслей,

Остаётся неописуемое состояние, превосходящее концептуальный рассудок.

Самсара и нирвана не существуют даже на словах,

Будучи лишь двойственными понятиями.

Полное исчезновение двойственных мыслей — это таковость дхармадхату.

Эта несотворённая единая сфера

Не создаётся в результате каких-либо сложных утверждений,

А есть пустотность, естественное состояние ума,

Как сказал Сугата.

Когда она просто оставлена (как есть),

Сущность всего, что может проявляться,

Становится неподдельным и неискажённым воззрением,

Пустотной матерью — дхармакаей.

Все дискурсивные мысли — это пустотность,

А наблюдатель пустотности — то дискурсивная мысль.

Пустотность не разрушает двойственные мысли,

А двойственные мысли не мешают пустотности.

Природа ума, обладающая четырёхкратной пустотностью,

Является наивысшей точкой всего.

Глубочайшая и спокойная, свободная от усложнений

И несотворённая светоносная ясность,

Выходящая за пределы концептуального рассудка —

Такова глубина ума победоносных.

В нём не нужно устранять какие-либо объекты

Или что-либо добавлять.

Это просто и естественно —

Смотреть в свою природу.

Короче говоря, в полном освобождении ума от

Сковывающих цепляний за что-либо

И заключаются все ключевые моменты.

Такова традиция высшего существа Тилопы

И великого пандиты Наропы.

Среди всевозможных видов блаженства

Такое глубочайшее и естественное состояние

Известно как мудрость великого блаженства.

Среди всех видов наслаждения

Это высшее царское наслаждение.

Среди всех тантрических разделов Тайной мантры

Это высшее четвёртое посвящение.

Это абсолютное прямое введение.

У воззрения есть много названий: неделимость самсары и нирваны,

Махамудра, Дзогчен, Срединный путь и прочие, —

Но у всех них только один сущностный смысл,

С точки зрения Джамгона Мипхама.

В помощь этому царскому воззрению

Мы должны начинать с бодхичитты

И завершать посвящениями (заслуги).

Для того чтобы искусно отсечь

Эгоцентричную фиксацию, корень самсары,

Наивысшим среди всех великих методов

Является непревзойдённая бодхичитта.

Царским методом увеличения корней добродетели

Является совершенное посвящение заслуги.

Это наставление — особенная черта Шакьямуни,

Его не давали другие учителя.

Для того чтобы достичь совершенного просветления,

Больше ничего и не надо,

А меньше этого будет недостаточно.

Этот быстрый путь с тремя превосходными аспектами,

Именующимися жаром, оком и жизненной силой,

Является подходом Лонгчена Рабджама.

Всеисполняющая драгоценность пустотности

Содержит свободную от цепляний щедрость,

Неискажённую этику,

Лишённое гнева терпение,

Неомрачённое усердие

И концентрацию без отвлечений.

Эта пустотность, сущность мудрости,

Является смыслом трёх колесниц.

Пустотность — это естественное состояние ума.

Это — неконцептуальное прибежище,

Абсолютная бодхичитта

И Ваджрасаттва, устраняющий грехи;

Она же — мандала, посредством которой совершенствуются накопления,

И гуру йога дхармакаи.

Пребывание в естественном состоянии пустотности

Называется пребыванием в покое, шаматхой.

Ясное видение оной

Есть высшее видение, випашьяна.

Совершенное воззрение стадии развития,

Мудрость блаженства и пустотности в стадии завершения,

Недвойственное Великое Совершенство

И единая сфера дхармакаи —

Всё это содержится в пустотности.

Пустотность очищает карму

И устраняет препятствующие силы,

Пустота покоряет демонов

И способствует реализации божеств.

Глубокое и естественное состояние пустотности

Высушивает океан страсти,

Разрушает горы гнева,

Освещает тьму тупости,

Успокаивает порывы ревности

И побеждает болезни негативных эмоций.

Она поддерживает нас в печали

И не даёт возгордиться в радости.

Она делает нас победителями в борьбе с самсарой

И уничтожает четырёх мар,

Придаёт единый вкус восьми мирским заботам

И покоряет демона эгоцентризма.

Она превращает негативные обстоятельства в помощников

И делает плохие знамения вестниками удачи.

Она приводит к истинному и совершенному просветлению,

Рождает будд во всех трёх временах —

Пустотность является матерью дхармакаи.

Нет учения превыше пустотности,

Нет учения быстрее пустотности,

Нет более превосходного учения, чем о пустотности,

И нет более глубокого учения, чем пустотность.

Пустотность — это то знание, что освобождает всё.

Пустотность — это высшее среди лекарств.

Пустотность — это нектар бессмертия.

Пустотность — это спонтанное достижение, которому неведомы усилия.

Пустотность — это просветление без напряжения.

Благодаря медитации на пустотность

Возникает чувство огромного сострадания

К существам, заблуждающимся из-за цепляний за своё Я,

И бодхичитта восходит без усилий.

Все качества путей и уровней реализации

Появятся естественным образом без каких-либо усилий,

И вместе с ними возникнет глубокая уверенность

В непреложном законе кармы и её следствий.

Даже если у человека появится уверенность

В такой пустотности хотя бы на миг,

Крепкие цепи эгоцентризма

Развалятся на части,

Сказал Арьядева.

Медитация на пустотность превосходит

Подношения в виде богатства богов и людей, которые

Делаются всем бесчисленным мирам будд,

Сугатам и их духовным сыновьям.

Если бы заслуга от равностного пребывания

В этом естественном состоянии в течение одного мига

Могла принять материальную форму,

То элемент пространства не смог бы вместить её.

Шакьямуни, несравненный владыка всемогущих,

Предавал себя огню,

Жертвовал своей головой и суставами

И проходил через сотни других истязаний

Ради этой глубокой пустотности.

Даже если наполнить мир большими горами

Подношений золота и драгоценностей,

Такое глубокое учение о пустотности

Трудно найти, даже если обыскать всё,—

Так говорится в Праджняпарамите из

Ста тысяч шлок.

Чтобы повстречать такое высшее учение,

Требуется такая сила заслуги,

Которая накапливается бесконечное множество эонов.

Говоря вкратце, благодаря пустотности

Мы осуществляем свою пользу,

Освобождаясь в пространстве нерождённой дхармакаи,

Достигая истинного и совершенного просветления

С четырьмя каями и пятью видами мудрости.

Затем беспрепятственные проекции рупакаи

Будут бесконечно проявляться, чтобы учить всех нуждающихся

И переворачивать самсару из её глубин на благо других

Посредством постоянной,

всеобъемлющей и спонтанной активности.

Это названо высшим плодом духовного пути

Во всех сутрах и тантрах.

Да как вообще такой, как я, может выразить словами

Все преимущества и добродетели того,

Что Победоносный своим ваджрным языком

Не может полностью описать,

даже если будет говорить в течение кальпы?

Славный владыка, высший учитель,

Который даёт учения по пустотности,

Проявляется в форме человека,

Но при этом его ум на самом деле является буддой.

Без лицемерия и обмана Молитесь ему всем своим сердцем,

И, не испытывая потребности в каком-либо другом методе,

Вы достигнете просветления в этой самой жизни.

Такова особенность «всеисполняющей драгоценности»,

Которая содержится в учениях Великого Совершенства.

Если вы держите эту драгоценность в ладонях своих рук,

Не дайте ей бессмысленно пропасть.

Обучению никогда не наступит конца,

Ибо учений столько же, сколько звёзд в небе.

И какой смысл просить и получать

Все разнообразные тексты?

Какой толк от любой практики,

Если она не превосходит пустотность?

Вам не нужно искать атрибутику,

Наподобие посоха, шкур животных, или отращивать косы.

Слон уже давно стоит у вас дома,—

Не надо разыскивать его в горах по его следам.

Мама, медитируй на сущность ума,

Как учил мастер, держатель ваджра.

В этом содержится экстракт сути

Всех восьмидесяти четырёх тысяч учений.

Это сердечная субстанция миллиарда

Учёных и реализованных мастеров.

Это абсолютная практика.

Этот совет из глубины сердца

Негодного монаха Джамьянга Дордже

Содержит самую чистую сущность

Из бинду моей крови,

Поэтому держи это в сердце, мама.

Эти слова в форме сердечного совета

Были написаны в красивой местности на природе,

Во дворце просторного синего неба,

Который своей красотой мог бы померяться с божественными мирами.

Моей дорогой и любящей маме,

Преданной Чокьи Нодзом,

И всем моим преданным ученикам

Я подношу слова этого совета.

Это письмо моим ученикам было составлено тибетским кхенпо по имени Джамьянг Дордже в долине трав великого блаженства, что за великим океаном в стране Франция в западном направлении. Пусть это будет полезным и благоприятным!

 

Три Завета46

Чокьи Ньима Ринпоче

«Три слова, бьющие в точку», также известные как Завет47 Гараба Дордже, показывают суть всех учений Будды: осознай свою сущность, утвердись только в одном, достигни уверенности в освобождении.

Во-первых, осознай свою сущность. Это — отправная точка, корень всего. Не осознав сначала своей сущности, ты не сможешь утвердиться в ней и оставить сомнения по её поводу. Если ты не сможешь утвердиться, что это и есть абсолют, ты не сможешь достичь уверенности в освобождении.

Под словами «осознай сущность своего ума» подразумевается, что мы должны распознать то, что у нас уже имеется: нашу основную неконцептуальную пробужденность. Она уже присутствует в нас, а не является чем-то новым. Слово осознать буквально означает «прибыть к такому пониманию, которого у нас не было раньше». Но его не стоит путать с обнаружением того, чего у нас до этого не было.

До сих пор мы изучали, учились, и наше понимание вполне могло быть просто идеей, всего лишь обособленным объектом, который мы удерживали в своём сознании. Но естественное состояние природы явлений, ясный свет мудрости как она есть, не является физическим объектом, состоящим из материи и обладающим формой определенного цвета, которую мы смогли бы увидеть. Более того, это вовсе не так, как если бы нам в качестве некой единицы нужно было бы рассматривать сущность нашего ума как другую единицу. Мы не распознаем свою сущность путем двойственного действия, если что-то одно посмотрит на что-то другое. Распознавание основного состояния происходит совсем не так.

Что на самом деле имеется здесь в виду? Основная пробуждённость является самой сутью ума., который фиксируется на чём-то или о чём-то думает. Однако само двойственное цепляние и мышление похожи на вуаль, которая покрывает и помрачает эту светоносность.

Говоря вкратце, то, что распознаётся нами здесь, не является «вещью». Тогда что же мы осознаём? Нам нужно самим пережить эту обнажённую, изначально присущую пробуждённость непосредственным образом — и это происходит в тот момент, когда с нашего сознания слетает покров понятийного мышления. Это переживание, таким образом, не выдумывается нами. Оно просто есть. Проблема в том, что оно слишком близко к нам — как предмет, находящийся настолько близко к нашим глазам, что мы практически не можем его увидеть. Более того, это слишком просто, а мы любим, чтобы было посложнее. Просто быть совершенно свободным от концепций — в высшей степени просто. Единственная сложность в том, что это не соответствует нашим привычкам — нам нравится концептуальная активность, мы любим за что-нибудь ухватиться. Так что, хоть и просто быть свободным, но наши привычные тенденции тянут нас прочь из этого состояния.

Буддистские учения состоят из нескольких уровней, находящихся один над другим. Люди с проницательным умом могут сравнить низшие учения с высшими и обнаружить, что в философских школах низших уровней есть некоторые изъяны и недостатки. Однако все философские идеи устанавливаются интеллектуально, при помощи концептуальных понятий. В отличие от интеллектуальных рассуждений или концептуального осознания воззрение Трекчо не является сфабрикованным умопостроением. Оно находится вне теоретических философий.

Будда сказал: «Я открыл вам путь к освобождению, но знайте, что освобождение зависит от вас самих». Будда объяснил, как реализовать абсолютную истину, но он не может заставить нас постичь её — это мы должны сделать сами. Мы похожи на человека с катарактой на глазу: нам показывают яблоко и говорят: «Смотрите на это. Видите, как всё ясно!», — но, пока катаракта не удалена, мы не можем ясно видеть. Аналогичным образом, чтобы мы смогли непосредственно постичь естественное состояние и оставаться в нём, нам нужно устранить омрачения двойственного восприятия и привычных тенденций. Наиболее эффективный путь быстро убрать эти тонкие омрачения — это получить от опытного учителя введение в изначально присущее нам состояние пробуждённости, а потом просто находиться в потоке этого естественного состояния. Но, если наши омрачения ещё недостаточно расчищены, нам будет нелегко прорваться сквозь них. Именно по этой причине нам дают учения с концептуальными ориентирами и опорами — чтобы уменьшить наши омрачения. Поэтому мы должны собирать накопления заслуг и делать очистительные практики. В этом суть всех учений — продвигаться шаг за шагом, до тех пор, пока не станет возможным прорваться даже сквозь самые тонкие омрачения.

Все вещи возникают, когда сходятся причины и обстоятельства. Например, красивый ребёнок рождается необязательно из-за того, что красивы отец и мать; бывает, что и у красивых родителей рождаются некрасивые дети. Необходимы также некоторые другие причины. Красота в основном бывает результатом того, что разумное существо сделало что-то полезное для физических тел других разумных существ когда-то в прошлом. Непосредственно сейчас, не вдаваясь в долгие объяснения, мы можем прямо установить, как наше ментальное отношение влияет на вещи. Спокойный, мягкий и дисциплинированный человек способен выполнять дела более правильно и гармонично, нежели тот, чьё сознание замутнено агрессией или чувством соперничества. Когда обеспокоенный чем-либо человек делает физическую работу, это может пагубно сказаться на результатах его труда. Наши действия создают привычки, которые затем возникают в нашем сознании снова и снова. И наоборот, когда мы осознаем истинную природу такой, как она есть, тогда три эмоциональных яда и разнообразные негативные мысли начинают исчезать, а омрачения сознания становятся меньше. Как только омрачения уменьшаются, реализация воззрения становится лёгкой. Из этого видно — весь базис практики Дхармы очень прост и напрямую связан с нашим теперешним состоянием ума. Практика основана не на старых историях и романтических сказаниях.

Если архитектора (или врача, или художника) сильно беспокоят негативные эмоции — из-за проблем с женой или с деньгами, — вряд ли он сможет хорошо сделать свою работу. Врачу сложно будет даже измерить пульс у пациента. Художнику сложно будет нарисовать даже прямую линию. Почему? Потому что его сознание обеспокоено. Если человек находится на грани нервного срыва, если он подавлен или озабочен чем-то, он не сможет ничего сделать нормально.

Когда люди сильно рассержены, они перестают ясно видеть. Даже обычные восприятия пяти органов чувств меняются, что уж тут говорить о распознавании изначальной пробуждённости. С другой стороны, когда наше сознание находится в покое и мы чувствуем себя легко и свободно, мир становится прекрасным. Весь мир кажется красивым и приятным. Цветы выглядят красивыми, еда кажется вкусной, и нам приятно находиться вместе с друзьями. Но когда наше сознание возбуждено и обеспокоено, нам ничего не нравится. Лучший друг раздражает, красивые вещи кажутся уродливыми, аппетит пропадает. Если ты сидишь на одном месте, то обязательно хочется оказаться в другом. Если идёшь, то хочется сесть. Ночью не можешь заснуть. В таком состоянии нас трудно назвать нормальными. Что же сводит нас с ума? Воплощения наших собственных тревожащих эмоций, проявления нашей кармы и омрачений. Не лучше ли просто находиться в естественном состоянии, в котором пустота и осознание — одно и то же?

Нужно определиться в одном: естественное состояние полностью свободно от каких-либо умственных построений, хороших или плохих, сложных или простых, оно совершенно пусто. Оно пусто — но оно не бессмысленно. В нём есть естественная способность осознавать и воспринимать. Это состояние пустоты и осознавания, пребывающих в единстве, и есть естественное состояние свето-носности основы. В этом контексте оно называется ясным светом природы явлений, и это именно то, что может объяснить опытный учитель. Он говорит: «Вот оно!» — и в этот момент «оно» может быть узнано нами. Но просто распознать недостаточно. Нужно полностью освободиться от сомнений по этому вопросу. Вот что имеется в виду под словами «нужно утвердиться в одном». Если вы осознали, что пережитое вами является именно состоянием изначально присущей пробуждённости и знаете это без малейшего сомнения — начинайте тренироваться в том, чтобы обрести уверенность в освобождении. А когда у вас появляется уверенность в правильном воззрении, тогда, что бы ни говорили учёные и другие люди — даже если Будды и Бодхисаттвы появятся и скажут: «Ты неправ, ты заблуждаешься, ты всё ещё ошибаешься», — поскольку вам уже известно естественное состояние вещей, абсолютная истина, основы для сомнений нет. Вы достигли абсолютной уверенности.

Основываясь на уверенности в освобождении, мы продвигаемся к истинной реализации. И тогда смерть подобна моменту, когда разбивается сосуд: пространство внутри и пространство снаружи сливаются, и между ними нет ни малейшего разделения. Это похоже на рождение снежного льва: он сразу же начинает ходить и прыгать с момента рождения. Это аналогично новорождённому птенцу гаруды: в тот момент, когда птенец вылупляется из яйца, он уже может летать. Так же и для практикующего, уверенного в освобождении, смерть и освобождение происходят одновременно. Наши переживания ясного света пути в течение жизни и видение светоносности основы, происходящее в момент смерти, сливаются в одно переживание. Это — не два разных света, это — одна светоносность, неотделимая от дхармакаи.

Мы можем быть такими людьми, которым не нужно полагаться на сложные практики, для того чтобы достичь стабильности в ригпа, неконцептуальной пробуждённости. А может быть, напротив, нам необходимо использовать другие практики, для того чтобы сделать понимание устойчивым. Если бы для всех было очень просто достичь стабильности в осознавании посредством одного и того же метода, то Марпе не нужно было бы заставлять Миларепу испытывать все тяготы и лишения, через которые тот прошёл. Ключевой момент здесь в том, что если человек может сразу осознать ригпа, то это замечательно. Но если нет, необходимо заниматься практиками, чтобы собрать накопления и очистить омрачения; это ускорит распознавание вами вашей собственной природы Будды.

Возможно, мы и осознали природу ума во время прямого введения, но если мы оставим всё как есть, и решим: «В прошлом году я получил указующие наставления, передачу природы ума, теперь у меня всё есть», — может оказаться, что этого недостаточно. Почему? Даже если мы и осознали природу ума, всё равно — разве мы не заблуждаемся, когда мы спим и нам снятся сны? Когда во сне происходят приятные и неприятные события, мы либо принимаем, либо отвергаем их, чувствуем счастье или страх, и т.д.; другими словами, мы находимся во власти заблуждения. Если такое происходит с нами сейчас, что же случится, когда мы попадём в бардо дхарматы? В наших теперешних снах мы не можем вспомнить даже учения, не говоря уж о природе ума. Так что у неопытного практика мало шансов добиться освобождения в бардо дхарматы. Недостаточно просто распознать один-два раза природу своего ума; нужно тренироваться в ней снова и снова и настолько ясно знать её, чтобы не впадать в смятение, встречаясь с разнообразными переживаниями даже во сне.

В данный момент мы проводим свои дни и ночи, цепляясь за твёрдую реальность. Мы видим вещи постоянными, в то время как они не являются таковыми; считаем, что обусловленное существование — это счастье, хотя это не так; воспринимаем нечистые феномены чистыми — а они нечисты; уверены, что существует истинное «я», хотя в действительности его не существует. Обманутые своим цеплянием за плотную реальность, мы проводим всю свою жизнь в погоне за бессмысленными целями, думая, что одного момента познания истины достаточно и что позже мы непременно распознаем эту истину и освободимся в бардо дхарматы. Думать так в высшей степени глупо.

Сейчас, пока наше сознание ещё находится в нашем теле, мы вольны выбирать, что нам делать. Не лучше ли использовать время, тренируясь в естественном состоянии? Ведь мы можем сделать переживание основной пробуждённости устойчивым силой нашей теперешней практики. Вот то, что по-настоящему важно.

 

 

Пространство48

Тулку Ургьен Ринпоче

Два основных принципа сущностных учений Дзогчен — это пространство и осознавание (по-тибетски — йинг и ригпа). Йинг определяется как несозданное пространство, свободное от понятий, в то время как ригпа — это наше «знание» этого основного пространства (то есть пространства, являющегося основой всего сущего).

В контексте «практики тройного пространства» внешний йинг определяется как чистое небо без трёх помех — облаков, тумана и дымки. Это находящееся снаружи нас небо является примером действительного «внутреннего» йинга и используется как опора для распознавания этого состояния. Внутренний йинг — это природа ума, состояние изначально пустое. Тайный йинг (или основное пространство) — это осознание природы будды. На самом деле сущностный йинг — это и есть ригпа, само недвойственное осознавание.

Мы используем безоблачное внешнее пространство в качестве примера из-за того, что в нём нет опоры; в нём нет ничего, за что сознание могло бы ухватиться, на чём могла бы остановиться мысль. В отличие от всех остальных элементов пространство ни на что не опирается. Ясное чистое небо идеально для практики — оно безгранично, открыто, и мыслям в нём не за что зацепиться. Иногда говорят, что для этой цели подходит также океан (или большое озеро) с тихой и неподвижной поверхностью воды. Спокойная гладь воды тоже может служить «объектом без опоры».

Причина, по которой небо обязательно должно быть чистым, в том, что наш взгляд ни на чём не должен останавливаться. Это сложнее сделать, когда в небе есть облака (хотя на самом деле разницы нет никакой, потому что небо — это только пример). Пространство (или небо), находящееся перед нами, — даже если это пространство маленькой комнаты — не имеет в себе опоры (для мыслей). Пространство по сути своей открыто и свободно. Поскольку для нас сейчас и небо и гладь озера — лишь примеры, их конкретная форма не имеет значения; важно осознать суть.

Повторим ещё раз: «внешнее» пространство — это чистое небо. Внутреннее пространство — это безначальная чистота пустой сути сознания. Тайное пространство — осознавание этого; другими словами — само недвойственное осознавание. Когда вы тренируетесь с пространством, не погружайтесь в мысли, погружайтесь в осознавание.

Термин йинг означает также «невозникающее, непребывающее и непрекращающееся». По большому счёту все явления, внешнюю сторону которых мы воспринимаем, находятся вне «возникновения, пребывания и прекращения». Сознание, воспринимающее их, тоже обозначается как йинг в том смысле, что оно само по себе пусто. Оно — вне возникновения, пребывания и прекращения. Оно ниоткуда не приходит, нигде не остаётся и никуда не уходит. Так описывается внутренний йинг.

Всё воспринимаемое нами в виде «объектов» по большому счёту — не что иное, как йинг, основное пространство.

Само собой, обычно вещи не кажутся нам такими. Поэтому мы и не используем в качестве примеров другие четыре элемента (землю, воду, огонь и ветер); мы берём пространство в качестве примера, поскольку ясно видим, что оно пусто. Тем не менее остальные четыре элемента тоже пусты по своей природе. Если мы начнём исследовать, откуда появились земля, вода, огонь и ветер, мы не найдём их источника. Посмотрите внимательно: существует ли такое место, из которого появилась земля? А откуда взялась вода? Откуда появились огонь и ветер? А сейчас, вот в этот самый момент, — существует ли абсолютное место, где находятся эти четыре основных элемента? Попытайтесь найти его. А попробуйте-ка обнаружить место, куда эти элементы исчезают. Разве можно сказать: «Они исчезли туда-то и туда-то»? На самом деле эти элементы находятся вне возникновения, пребывания и прекращения. Так описывается внешний йинг, основное пространство всего воспринимаемого. Когда мы обнаруживаем, что все внешние объекты, состоящие из четырёх элементов, не имеют никакого отношения к возникновению, пребыванию и прекращению, то обнаруживаем и то, что абсолютно всё сущее ниоткуда не возникает, нигде не находится и никуда не пропадает, — это называется «обнаружением основного пространства всех внешних явлений».

Аналогичным образом рассмотрим сознание: «тот, кто думает» — откуда он берётся? Где он живёт? Куда он девается? Рассуждая таким образом, мы обнаруживаем внутреннее пространство, находящееся абсолютно вне возникновения, пребывания и прекращения. Идём далее: если внешнее пространство вне возникновения, пребывания и прекращения, внутреннее — тоже, то как же нам отличить одно от другого? Любое различие здесь — лишь разница в наименованиях.

Всё воспринимаемое нами состоит из образов, звуков, запахов, вкусов и тактильных ощущений. Посмотрите на них внимательнее и задумайтесь: «Откуда они берутся? Где они находятся? Куда пропадают?» Когда мы действительно глубоко рассматриваем этот вопрос, нам становится ясно, что нет таких явлений, как «возникновение», «пребывание» и «прекращение». На грубом уровне — четыре основных элемента (земля, вода, огонь и ветер); на более тонком уровне восприятия — все воспринимаемые объекты: формы, звуки, вкусы, запахи и тактильные ощущения — все они по своей природе не имеют никакого отношения к возникновению, пребыванию и прекращению. А когда выясняется, что и воспринимаемые объекты, и воспринимающий субъект никак не связаны с возникновением, пребыванием и прекращением, когда выясняется, что все они полностью и совершенно пусты — тогда всё оказывается основным пространством. Это и называется йинг (на санскрите — дхату). Йинг и еше, основное пространство и пробуждённость, — изначально нераздельны, поскольку нашим основным состоянием является единство пустотности и восприятия. Это называется единством пространства и пробуждённости. Свойство ясности восприятия в этом единстве может называться ригпа, или осознавание.

Это основное состояние, то есть нераздельность того, что мы абсолютно пусты и вместе с тем всё воспринимаем, — является центральным фактом жизни всех живых существ. Оно изначально присутствует в мышлении, происходящем в каждом живом существе в каждый момент времени. Всем живым присуща эта природа, являющаяся единством шуньяты и пробуждённости; но поскольку они этого не знают, этот факт ничем не может им помочь. Вместо того чтобы пребывать в состоянии самоосознаю-щей ригпа, живые существа запутываются в разделении на объект и субъект, тем самым постоянно и бесконечно воспроизводя сансарный круговорот. Всё это происходит из-за незнания своей собственной природы.

Иногда единство шуньяты и пробуждённости называют Самантабхадра, Изначальный Защитник. Некоторые люди считают, что основное пространство просто полностью пусто, а сознание — это нечто совершенно иное, не имеющее к пространству никакого отношения. Но это не так. Основное пространство и пробуждённость едины. Можно сказать, что основное пространство — вода, а пробуждённость — влажность этой воды. Кто сможет отделить воду от её влажности? Если бы пространство было пламенем, пробуждённость была бы жаром. Кто отделит огонь от его жара? Точно так же основное пространство всегда сопровождается пробуждённостью. Пробуждённость всегда сопровождается пространством. Одного без другого не бывает; считать иначе было бы непониманием. Скажу ещё раз: если бы пространство было сахаром, пробуждённость была бы «сладостью» этого сахара. Они вечно неразделимы. «Дхату» (основное пространство) — единство шуньяты и восприятия. Ригпа также есть не что иное, как единство шуньяты и ясности восприятия.

Когда мы знаем эту природу, находящуюся вне сложности и умопостроений, это знание и называется ригпа. Будда — это пустое по своей природе восприятие, наделённое осознаванием; а сознание живых существ — это пустотное восприятие, облачённое в неведение, незнание. Нельзя сказать, что есть хоть одно живое существо, чьё сознание в сути своей не является единством шуньяты и восприятия. Но незнание этого единства приводит к тому, что их сознание находится в состоянии пустого восприятия, облачённого в неведение.

Вернёмся к тройной небесной практике. Прежде всего пустое внешнее пространство — это просто безбрежное открытое пространство прямо перед нами. Внутреннее пространство пустого сознания — просто шуньята, пустотное качество нашего ума. Тайное пространство пустой ригпа, недвойственного осознавания, — это момент, в традиции называемый «Четвёртое без трёх». Это именно то, что нам указывает гуру. Пытаться практиковать тройное пространство, не получив указующих наставлений и не распознав ригпа, — это пытаться смешивать два типа пространства вместо необходимых трёх. Есть только два пространства, так как (замечаете вы это или нет) пространство вне вас всегда пусто. Пространство сознания всегда и навечно пусто. Сделано ли внешнее пространство из чего-либо? Состоит ли ваше сознание из каких-либо конкретных вещей? То, что не содержит в себе вещей, называется «пустым». Практиковать это, не узнав ригпа, — значит просто смешивать друг с другом два, а не три пространства. Именно это происходит, когда обычный человек расслабляется и глядит в небо.

Но практика, о которой мы говорим, называется «слияние тройного пространства»; речь идёт не о двух, а о трёх пространствах. Однажды познав ригпа, мы можем смешивать друг с другом внешнее, внутреннее и тайное пространства. Иначе это становится интеллектуальным упражнением, в котором мы думаем: «Вот пустое небо вне меня; вот пустое пространство внутри меня. Отлично, теперь мне не помешало бы пространство ригпа, чтобы смешать их все вместе». Всё совсем не так. Практика такого рода называется «смешением трёх измышлений». Получается, у нас есть «небо снаружи», «сознание внутри» и третье представление — что каким-то образом откуда-то должна появиться пустая ригпа. В действительности всё обстоит так: не нужно пытаться контролировать небо снаружи. Не нужно контролировать и сознание внутри. Просто и полностью оставьте в покое все три: и пространство снаружи, и пространство внутри, и тайное пространство ригпа. Не нужно брать и смешивать их; они и так всегда нераздельны.

Вашим глазам требуется контакт с небом, поэтому не смотрите вниз, на землю — устремите свой взгляд вверх, в пространство. Наверняка известно, что сознание по своей сути пусто, поэтому просто оставьте это пустое сознание в состоянии ригпа. Это называется «уже состоявшимся слиянием трёх пространств». В этом состоянии есть возможность быть свободным от фиксации; но имейте в виду, что любая сознательная попытка смешать воедино три пространства всегда сама по себе уже является фиксацией — мы думаем о пространстве снаружи, думаем о пространстве внутри, а потом добавляем: «Мне нужно смешать одно с другим, а потом добавить ригпа». Это нельзя назвать «слиянием трёх пространств»; напротив, это — «смешивание трёх представлений». А если мы приравниваем эти три представления, концепции, к состоянию ригпа, то получается, что концепции кажутся более важными, чем сама ригпа, неконцептуальное осознавание.





Читайте также:
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.054 с.