Знаки и уровни прогресса




Падмасамбхава

Преклоняюсь перед благословенным божеством мудрости осознавания.

Без этих знаков и уровней продвижения по пути,

Безусловно показывающих достижение результата –

Полной свободы в сущностном Дзогчен,—

Вы ничем не отличаетесь от обычного человека, и от вашей практики нет прока.

Поскольку ваше усердие уменьшается, если знаки не проявляются,

Этот текст, описывающий их, очень важен.

Мой сын, здесь знаки пути,

По которому следует человек,

тренирующийся в природе явлений.

Когда человек практикует усердно, у него появляется два типа знаков продвижения по пути — определённые и неопределённые, — которые показывают, что вскоре результат будет достигнут.

Неопределённые знаки также называются основными и появляются благодаря предыдущим связям, даже если человек вообще не практиковал. Поскольку на них нельзя полагаться, я не буду их описывать здесь.

Определённые знаки появляются в результате практики и бывают двух видов: преходящие и неизменные.

Преходящие знаки могут появляться как в действительности, так и в настроении. Что касается первого вида, то, когда ты делаешь предварительные практики, или рушены, ты можешь ощущать, будто твоё тело вот-вот развалится, как стены трескающегося дома. Твой голос может ослабевать, как в состоянии крайнего изнеможения. Ты можешь начать конвульсировать, как одержимый духами. Это показатели того, что ты разделил самсару и нирвану.

В настроении может появляться разочарование самсарными телом, речью и умом. Это демонстрирует то, что ты очистил омрачения трёх миров и попрощался с самсарой. Если они не появились, значит, ты не обрёл достаточного опыта, поэтому повтори практику.

В результате усталости, появившейся в теле, речи и уме, действительные знаки проявляются в блаженстве физического тела, в том, что ты хочешь выговориться, а в уме всё переживается как пространство. Ты можешь чувствовать: «Ничего не существует!» Вместе с этим появляется сострадание к существам, которые не могут понять этого, и энтузиазм в практике Дхармы. У тебя может появиться ощущение, что ты забыл о том, что есть тело, не замечаешь дыхания и не хочешь покидать ментального состояния отсутствия мыслей, думая: «Вот оно!» Это знаки овладения ментальной стабильностью нирваны. Если их нет, значит, ты недостаточно хорошо тренировался, поэтому приложи больше усердия и тренируйся.

Но все эти знаки лишь временные; они меняются, и на них нельзя полагаться.

Далее — знаки основной практики, когда ты на самом деле определился в ригпа посредством воззрения.

Действительные знаки таковы: ты до такой степени разочаровался в теле, речи и уме, что это заметно и тебе, и другим, а у тебя пропадает интерес к активностям этой жизни. Твой голос становится, как у немого. В своём уме ты устаёшь от самсарных вещей и чувствуешь глубокую преданность своему iypy, а сострадание ко всем существам становится таким сильным, что текут слёзы. У тебя появляется уверенность в следствиях поступков, и ты усердствуешь в практике добродетели, избегая греховных действий.

У тебя появляются знаки и в настроении: такая лёгкость, что порой ты забываешь о своём теле, не замечаешь движений дыхания и думаешь, что всё нематериально и неосязаемо.

Все эти знаки меняются и исчезают. Знаки, длящиеся долго, таковы:

В необъятном пространстве воззрения осознавание оказывается в полной наготе, без колебаний и восприятия своих проекций как чего-то «другого». Это знак укоренения осознавания в природе явлений.

Понимание этого может проявляться и в ощущениях: куда бы ни двигалось твоё внимание, ты понимаешь и постигаешь, что это твой собственный ум, видишь проекции и возвращения своих мыслей как собственное проявление и понимаешь, что они абсолютно несубстанциональны, как пространство. Это знаки того, что посредством воззрения ты определился в том, что явления — это твой ум.

Если ты осознаёшь это и во сне, то это знак достижения полной стабильности. Если ты поддерживаешь это в течение семи лет, ты достигнешь пробуждённого состояния нирманакаи, а твоё материальное тело исчезнет. Если ты не осознаёшь это во сне, то пробудишься во время смерти. Поэтому люди с наивысшими способностями будут усердствовать в практике.

Теперь о знаках переживания состояния реализации в действительности. Что касается тела, речи и ума, то действительные знаки таковы: в твоём теле появляется лёгкость и сила, речь становится ясной и способной передавать учения, которые ты никогда не слышал, а твой ум периодически демонстрирует определённую степень ясновидения. Ты видишь всё прозрачным, как радуги, иногда — наполненным каями и бинду, иногда — пустым и лишённым ориентации. Преданность гуру становится ещё глубже, тебя перестают особо волновать заботы о кармических последствиях; ты чувствуешь, будто твоё тело источает свет, иногда тело исчезает, речь звучит непреднамеренно, как эхо, а ум становится ясным, блаженным и не проецирует ничего: периодически он становится пустым и в нём не формируются мысли.

Все эти переживания меняются, на них нельзя полагаться. Неизменные знаки таковы:

У тебя больше нет переживаний, в которых ты цеплялся бы за плотную реальность, наоборот, всё становится светоносным проявлением. Всё проявляется, но в этом нет конкретной точки отсчёта или ориентира, за который можно было бы уцепиться. Такое постижение — это знак того, что посредством тренировки ты определился в пустотности самого ума.

Если ты переживаешь это во сне, ты достиг высшей степени стабильности. Если ты поддерживаешь это таким образом в течение трёх лет, твоё тело исчезнет и ты достигнешь пробуждённого состояния самбхогакаи, неосязаемого тела мудрости.

Далее — знак того, что пустотность спонтанно и без усилий освобождена в самой себе. В отношении тела, речи и ума действительные знаки таковы: у тебя нет привязанности к телу, например, ты не боишься утонуть в воде.

Помимо этого у тебя могут появляться несуществовавшие до этого знаки превосходства, которые видны тебе и другим. Твой голос передаёт полезные учения Дхармы, когда ты просто обращаешься к другим. В твоём уме появляется безупречное ясновидение.

Что касается медитативных ощущений и настроений, ты не помнишь и не думаешь о том, чтобы цепляться за тело, речь и ум; всё, что ты испытываешь — просторно и не кажется реальным; тебе думается, что ты можешь свободно передвигаться сквозь скалы, горы и тому подобное. Неизменные знаки таковы:

Что бы ты ни испытывал, у тебя нет ни концептуальных ориентиров, ни каких-либо импульсов к принятию и отвержению. Напротив, всё освобождается и не воспринимается реальным. Тебе нет нужды помнить о том, день сейчас или ночь, — явления и пустотность естественным образом освобождаются в недвойственности. Это знак того, что ты определился в самоосвобождении посредством спонтанного поведения.

Когда заблуждение в виде сновидений подошло к концу, ты достиг самой высокой степени стабильности. Если ты поддерживаешь это, твоё материальное тело исчезнет в течение одного года, и ты пробудишься в состоянии дхармакаи, не оставив после себя физических следов.

Тогда, в знак того, что самоосвобождение достигло наивысшего совершенства, плод спонтанного присутствия проявляется только в восприятии других, тогда как в твоём собственном восприятии все знаки и показатели прогресса на пути прекратились. Это состояние известно как исчерпание в природе явлений и означает, что движущая сила явлений исчерпана и больше не осталось спокойного качества пустотности. Недвойственная природа явлений и пустотности не колеблется и не меняется уже никоим

образом. Напротив, доминирует естественно пробуждённое качество, которое превосходит встречи и расставания: это несотворённое присутствие и в то же время отсутствие, которое не нуждается в устранении чего-либо; это абсолютно обнажённое состояние осознающей пустотности, свободное от цепляний. Поскольку также присутствует беспрепятственное знание изначальной пробуждённости в аспекте всеобъемлющей (когнитивной) способности, в восприятии других ты без усилий создаёшь эманации рупакай на благо существ.

Таким образом, поскольку основная природа вещей всеобъемлюща, до тех пор, пока знаки пути самосущей пробуждённости не достигли своей высшей степени, ты не поймёшь, когда настал час спонтанно присутствующего плода, и можешь начать лениться в своей практике. Поэтому данное руководство по знакам и степеням прогресса очень важно.

Без этого твоя привязанность к пустоте не отличается от подходов общих путей.

С этим плод будет достигнут быстро, чтобы осуществить свои цели и принести благо другим.

Благодаря благословению Ваджрасаттвы это возникло в сердце Гараба Дордже.

Он принял (в ученики) Шри Сингху,

который поручил это мне, Падмасамбхаве.

Пусть это встретится с достойным человеком, у которого есть кармическая связь.

Утаи это от недостойных людей с ошибочными воззрениями.

Когда появится достойный преемник, передай ему абсолютную линию.

На эту текстовую передачу наложена строгая печать.

Эма! Это восхитительное, высшее учение,

Экстракт сокровища ума, скрытого в животе Луду, Вверено под защиту Гонпо Нагпо, Палчена и дакинь, Гневных дхармапал, охранников учения и владык терма. Охраняйте его; обязательно защищайте эти учения! Самая. Печать. Печать. Печать.

Сарва мангалам

 

 

Песнь о плоде

Лама Шабкар

Эмахо!

Слушайте вновь, счастливые дети моего сердца,

Слушайте радостно эту ваджрную песнь!

Когда вы таким образом обрели реализацию,

Весь мир становится книгой устных наставлений и настоящей мандалой.

На разноцветном холсте явлений

Бамбуковое перо осознавания, самосущей мудрости,

Рисует буквы не-фиксации, которые

изначально свободны и лишены основы —

Таков рассказ недвойственности явлений и пустоты.

Эта спонтанно совершенная мандала вселенной из миллиарда миров

Орошена водой естественности.

Дороги — это естественные линии узоров мандалы,

А ваши следы — рисунки из цветного песка.

Ваше проявленное, но пустотное тело — форма божественного йидама.

Ваша речь, звучащая и пустотная, — ваджрная рецитация,

А ваши естественно освобождающиеся

и нефиксирующиеся мысли — ум божества.

Движения ваших рук и ног — это мудры,

То, что вы пьёте и едите, — подношение дхарматы.

Всё, что проявляется в виде форм, — это тело божества.

Все звуки и речь — музыкальные подношения.

За пределами соблюдения и нарушения — ваши естественно полные самаи.

Чем бы ещё ни занимался такой практикующий,

Ему нет нужды полагаться на причинно-следственные учения с усилиями,

Потому что в состоянии светоносной природы явлений

Совершенны все наставления, стадии развития и самаи.

Особое качество Великого Совершенства, счастливые дети моего сердца,—

Это быстрейшее достижение чудесных и восхитительных сиддхи без усилий.

Если вы по-настоящему практикуете таким образом,

Все понятия самсары и нирваны освободятся в изначальной основе,

Как облака, исчезающие в небе.

Когда вы постигнете эту светоносную дхармакаю самосущего осознавания,

Сияющую, как непомрачённое солнце,

Вы сможете оживлять мёртвых, постигнете все таинства

И будете вдохновлять других на путь, демонстрируя различные чудесные силы.

Среди тех, кто достиг совершенства во всех путях и уровнях,

Люди с высшими способностями освобождаются в этой жизни.

Люди со средними способностями освобождаются в момент смерти,

А люди с посредственными способностями будут освобождены в основе изначальной чистоты в промежуточном состоянии бардо.

После этого, постоянно пребывая во внутреннем пространстве и не разлучаясь с пробуждённостью трёх кай,

Они будут посылать эманации, чтобы усмирять всех, кто в этом нуждается, всеми необходимыми путями, И будут непрерывно приносить пользу другим.

Храните в своём сердце смысл этих слов,

И солнце счастья, несомненно, взойдёт изнутри вас.

Отреченец, сложивший эти песни реализации,

Зовётся Цокдрук Рангдрол.

Благодаря этой заслуге пусть множество счастливых учеников Быстро очистят пятна неведения, эмоций и понятий В изначальном пространстве исконной чистоты И достигнут плода в этой самой жизни.

 

 

Плод

Целе Нацок Рангдрол

Природа плода

В завершение я объясню, как достигается окончательный плод кай и мудростей.

Когда вы полностью освоили практику, у вас постепенно исчерпаются все грубые, тонкие и даже тончайшие загрязнения временного совозникающего неведения. Знание самоосознающей мудрости разовьётся в соответствии с тем, насколько очищены загрязнения. Такова природа вещей.

В пример можно привести опытного врача, который при помощи лекарств и лечения частично устраняет помрачающие факторы у слепого с рождения человека. Когда глаза слепого человека открываются, вначале он видит только грубые очертания, но не видит мелких деталей. Вслед за этим, благодаря постепенному устранению оставшихся завес, он начнёт видеть всё в точности, как оно есть. При этом глаза у него имеются с рождения, а не являются новым приобретением. Точно так же природа вашей просветлённой сущности, исконная пробуждённость изначальной чистоты, находится в слепом состоянии из-за преходящих омрачений. Мастер, подобно врачу, при помощи устных наставлений, сравнимых с лекарствами и лечением, открывает в нас кай и мудрости, подобные нашим глазам. Постижение этого факта называется плодом. Три кай, мудрости и прочее не появляются откуда-либо как нечто новое. В сутре Очищенная Карма объясняется, как применять методы очищения временно возникших загрязнений, чтобы они гарантированно не появились вновь.

Время освобождения

Основной принцип освобождения, аналогичный в Махамудре и Дзогчен, — это растворение психофизических совокупностей в основном пространстве явлений без остатка ещё при этой жизни. В тантре Гора Драгоценностей говорится так:

Благодаря тому, что это усвоено вашим умом,

В силу непроявленного безмыслия

Все явления естественным образом растворяются,

И всё в полной открытости

Становится природой великого пустотного восприятия.

Четыре элемента — земля, вода, огонь и ветер —

Не проявляются в своих индивидуальных свойствах,

А исчезают как туман в пространстве.

Разнообразные виды заблуждающегося цепляния

Не возникают, о чём бы вы ни думали.

Помимо этого естественным образом исчезают аспекты воспринимающего и воспринимаемого,

Ибо они спонтанно исчерпываются в непроявленном состоянии.

Переживая это в своём собственном восприятии,

Все существа тоже становятся такими же.

Практикующие Тогал отличаются тем, что у них исчезают все внешние материальные объекты, возникающие из-за омрачённого восприятия, в то время, когда они достигают мастерства в действительных мирах будд внутренней мудрости. Достигнув мастерства в рождении и вхождении (в чистые земли и мудрость) посредством великой иллюзорной трансформации тела, ставшего подобным отражению луны в воде, вы приносите пользу существам до краёв пространства. Люди со средними способностями смогут вдохновить своих учеников, оставив после смерти реликвии в костях, мощах, (проявившихся) слогах, а также звуки грома, землетрясения, радуги и цветочные дожди. Таковы знаки, что они освободятся в одном из состояний бардо. Даже люди с меньшими способностями родятся из цветка лотоса в мире естественной нирманакаи. Получив посвящения и пророчества, они пройдут там остаток пути и достигнут просветления.

Каи

В любом случае все преходящие омрачения кармы, беспокоящие эмоции, стереотипные привычки и двойственное восприятие очистятся естественным образом, потому что все концептуальные понятия будут исчерпаны, и не останется даже мельчайших понятий и тенденций. Пребывание в присущем, пустотном и воспринимающем состоянии великого блаженства — непрерывном круге неделимых пространства и мудрости — называется дхармакаей.

Различные высказывания, имеющиеся в сутрах и тантрах, о том, что дхармакая пребывает в форме с ликом и руками, предназначены для усмирения соответствующего типа людей. Однако есть люди, которые создают кучу различной писанины с множеством противоречащих моментов, выдёргивая из контекста некоторые из таких цитат. Насколько я понимаю, человек не постигает естественное состояние дхармакаи, споря о том, возможно ли установить какое-то частное однобокое воззрение и соответствует ли оно действительности.

Дхармакая не является объектом мысли и описания и не лежит в зоне постоянства и нигилизма. Даже если вы будете сто кальп усердствовать в интеллектуальных опровержениях и доказательствах при помощи фиксирующих мыслей, вы абсолютно точно не увидите естественный облик нагой дхармакаи. Но когда вы постигли абсолютную природу изначальной чистоты так, как есть, мне кажется, будет достаточно просто обнаружить дхармакаю внутри себя без каких-либо логических диспутов.

Из естественного излучения несотворённой дхармакаи спонтанное присутствие самбхогакаи автоматически проявляется в пятикратных мандалах мудрости, в формах, наделённых основными и второстепенными знаками превосходства и без усилий приносящих пользу бодхисаттвам и видьядхарам на десяти бхуми.

Непрерывной силой выражения единства двух этих кай и благодаря созревшим эффектам зёрен бодхичитты и молитв, посеянных ещё во время пути, проявляется невообразимое количество сострадательных нирманакай для усмирения тех, кто нуждается. Они проявляются в виде бесконечных и непостижимых эманаций в различных местах и различных типах существ в соответствии с видениями тех, кто нуждается в усмирении. В сущности, у нирманакай нет преднамеренных идей о субъекте и объектах. Они не фиксируются на разделении себя и других. В силу благопожеланий и сострадательных устремлений они осуществляют надежды и желания каждого существа, так же, как всеисполняющая драгоценность или всеисполняющее древо. Такова природа качеств и активностей всех победоносных.

Эти три кай, равно как четыре кай, пять кай или даже девять аспектов трёх кай, можно свести к двум: дхармакае и рупакае. В абсолютном смысле эти две кай обладают единым вкусом в дхармакае. Они подобны зеркалу и отражению в нём или же аналогичны небу и радуге — это пример. Если говорить о смысле, то они присутствуют как кай и мудрости, обусловленное и присущее, восприятие и пустотность, сущность и манифестация, пространство и пробуждённость — равностная и совершенная великая сфера спонтанного присутствия, превосходящая изменения и трансформации в любом из четырёх времён. Такое состояние известно как неделимость кай и мудрости.

Эти подробности объясняются детально во всех основных канонических текстах, поэтому я упомянул их здесь вкратце.

Эпилог

В миллиарде миров этой вселенной Вы не найдёте ничего, что превосходило бы удивительное Великое Совершенство,

Абсолютный экстракт обширных тайных учений победоносных,

Квинтэссенцию тайной сущности.

Хотя на его критику было потрачено много сил такими людьми,

Как Кукпа Лхацей и Палдзин,

Благословлённых демонической силой,

Кто станет отрицать, что бесчисленные

существа достигли тела света в Индии и Тибете?

В эти дни, когда солнце учений вот-вот сядет за западными горами,

Когда масляные курдюки ригидных умов невозможно смягчить маслом,

Даже если они выучат миллион сухих слов софистики и наук,

Людям, гордящимся своим знанием, не дано даже прочесть это.

Даже те, кто сел в судно учений Ранних Переводов,

Не поднимают высоко стяг отречения

И не усердствуют в том, чтобы

грести вёслами непривязанности,

Так кому же остаётся держать кровную линию видьядхар?

Скрывая врага — эгоцентричную привязанность — глубоко в сердце,

Они могут перебирать свои чётки сто лет,

Выкрикивая гневные мантры «Хунг Хунг! Пхэт Пхэт!

Защити, защити!

Останови, останови!»,

Но им не стоит надеяться на то, что им удастся покорить ядовитого демона, сидящего в уме.

Не зная, что спонтанно свободное раскрепощённое присутствие

Является природой миров трёх кай,

волшебным проявлением осознавания,

Разве практикующий, созерцающий очаровательный спектакль переживаний и видений,

Будет чем-то отличаться от кота, следящего за мышью?

Посредством изначальной чистоты

Трекчо оголите ригпа до наготы.

Без привязанности, очистите миры через светоносные видения Тогал.

Не надеясь и не предвкушая показателей четырёх видений,

Практикуйте таким образом, и вы овладеете престолом Самантабхадры.

Хотя такой невежда, как я,

Не способен ни объяснять, ни учить, ни составлять тексты,

Я написал это по просьбе Йогина Цултрима Зангпо.

За все ошибки в словах и смысле, за изъяны неправильных мест

Я раскаиваюсь открыто перед моими учителями.

Пусть вся добродетель, примером которой служит моё благородное намерение,

Будет направлена всем существам, заполняющим небо.

Силой и благословением чудесного сострадания

Всех будд и бодхисаттв линий Ума,

Символа и Устной Передачи,

А также силой природы трёх кай и пяти мудростей,

Спонтанно присутствующих в потоке существ испокон веков,

Пусть светильник глубочайшей сущности, учения Дзогчен,

Устранит присущие чувствующим существам омрачения.

В пространстве дхармадхату, обладающем тройной пробуждённостью,

Пусть всё благоприятствует равностному и совершенному просветлению!

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!