Пример неудачного ответа ученика.




Часть С – инструкция 2013 г.

Внимание! Эту инструкцию необходимо распечатать и выполнять все задания, постоянно сверяясь с ней!!!

 

1. Обязательно заполните ВСЮ часть С – за ошибки оценку снижают нечасто, а получить дополнительные баллы всегда можно.

2. Старайтесь писать разборчиво, хорошим почерком (или даже печатными буквами, если умеете быстро), чтобы не злить экспертов.

3. Постарайтесь избегать орфографических ошибок, чтобы не создать о себе неблагоприятное мнение у экспертов (особенно это касается исторических и общекультурных терминов – к примеру, митрополит – это от митры, а не от метро).

4. Если вы знаете ответ – отвечайте в виде маркированного или нумерованного списка (например, перечислите причины какого-либо явления). В таком случае пишите не слишком коротко (одно-два слова), но и не слишком длинно (два-три предложения). Нормальный пункт ответа – одно развернутое предложение. Если ответ для вас неясен, не делайте список, а пишите сплошной текст, пытайтесь «рассуждать». Авось эксперт в ваших рассуждениях что-нибудь выловит (но до этого дело лучше все-таки не доводить).

 

5. В задании С1 надо правильно атрибутировать документ (определить, время, место и т.п.). Для этого очень внимательно, НЕСКОЛЬКО РАЗ прочитайте его, рассмотрите все возможные варианты. Как правило, в текстах источников имеются более-менее однозначные подсказки (имена, даты, понятия, названия должностей и государственных органов и т.п.).

 

6. Задание С2 требует работы с текстом документа. Ответы на него, как правило, «спрятаны» в тексте. Никогда не цитируйте документ напрямую, такой ответ не засчитывается! Необходимо изложить содержание ответа своими словами (по пунктам) и – в идеале – в скобках указать на тот фрагмент текста, из которого вы «выудили» информацию.

 

7. В заданиях С3-С5 постарайтесь как минимум на 1-2 пункта превысить требуемый результат (т.е. назвать, например, не 3, а 4 причины какого-либо явления). Т.е. не ограничивайтесь минимумом!

 

8. В задании С4 могут спросить что угодно (это своего рода синтез старых, до 2011 г., заданий С4 и С6). Постарайтесь вспомнить все, что знаете о данной эпохе, данных исторических деятелях и пр., и ответить максимально полно на ВСЕ заданные в задании вопросы. Если вам попался вопрос о причинах чьей-либо победы (или поражения), не забывайте, что ответ обычно складывается из двух частей: а) в чем была сила победителя, и б) в чем – слабость проигравшего.

 

9. В задании С5 принята новая формулировка:

 

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

Внимание! Нужно привести именно аргументы, подтверждающие избранную точку зрения. Факт сам по себе не засчитывается, должно быть указано на связь между тезисом и фактом. Следовательно, если вы просто напишите «В России было мало (много) мануфактур», этот ответ не зачтут. Идеальная форма ответа: вы приводите некий факт, свидетельствующий, по вашему письменному мнению, о подтверждении или опровержении тезиса (тезис фактически пересказывается своими словами). Ответ здесь, таким образом – это развернутое предложение, две части которого соединены словами что свидетельствует (это свидетельствует и т.п.).

При ответе в этом задании желательно чаще употреблять слова «по мнению некоторых историков», «как полагает ряд специалистов по истории России», «в исторической науке существует мнение» и т.п. – даже если Вы не можете привести фамилию историка – автора того или иного мнения. Как правило, такие мнения действительно есть, и ответ приобретает дополнительную солидность и убедительность. На апелляции всегда можно на это мнение сослаться, хотя лучше до этого не доводить.

Лучше привести в ответе побольше фактов, препарированных в аргументы, но при их нехватке один и тот же факт может быть как аргументом в подтверждение, так и аргументом в опровержение тезиса (тогда надо использовать выражение «несмотря на… »). Например:

Аргумент в подтверждение:

- в России 17 века было очень мало мануфактур (около 30 к концу столетия), в то время как на Западе они получили широкое распространение – это свидетельствует о значительной изоляции России от стран Запада и его экономических достижений.

Аргумент в опровержение:

- несмотря на малое число мануфактур, они основывались иностранцами и способствовали, по мнению некоторых исследователей, заимствованию новых технологий, что свидетельствует о развитии связей с Западом.

 

10. Задание С6 – сочинение (свободный развернутый ответ) на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. Оно является альтернативным: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Формулировка этого задания включает своеобразный план, который является основой для ответа:

«Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений».

 

Необходимо выбрать именно одного исторического деятеля – рассказ о двух или трех исторических деятелях отвлекает время и не дает никаких дополнительных баллов. При этом эксперт, проверяющий работу, оценивает ответ по первому деятелю и не обязан читать остальные, чтобы выбрать лучший из ответов.

При выполнении данного задания не требуется приводить какие-либо подробности биографии исторического деятеля, относящиеся к его детству и юности, семье и т. п. Также не требуется давать характеристик психологического плана, относящихся к личностным качествам деятеля. Задание не требует давать собственную оценку эффективности деятельности исторической личности. Все это лишняя информация, которая не оценивается!

 

Внимание! При выборе деятеля помимо собственных знаний следует руководствоваться еще одним важным критерием. Задание требует дать краткую характеристику направлений деятельности. В зависимости от того, какого исторического деятеля выбрал выпускник, количество направлений деятельности, достаточных для ее полной характеристики, может быть различным, но оно всегда превышает одно. При этом нередко составители включают в задание деятелей, по которым только одно направление и приходит в голову (например, М.Б. Барклай де Толли – военная деятельность). Лучше от таких деятелей держаться подальше и выбирать их лишь в крайнем случае. Оптимальный выбор – какой-нибудь правитель, у них всегда много направлений деятельности.

 

Проверка выполнения задания С6 осуществляется по трем критериям: К1 – указание времени жизни исторического деятеля, К2 – характеристика основных направлений деятельности, К3 – характеристика результатов деятельности (событий, достижений и т. п.). Максимальный балл по первому критерию – 1, по второму – 3, по третьему – 2.

При оценивании выполнения задания по первому критерию нужно учитывать, что ответ может быть признан верным в том случае, если указаны годы жизни с точностью до части века или десятилетий (например, «первая половина XIX в.», «30–80-е гг. XVI в.»). Указание точных лет жизни не требуется.

Допускается, когда вместо лет жизни указываются годы (или период) правления, активной государственной (военной и т. п.) деятельности. Если эти даты указаны верно, то такой ответ также может быть засчитан как правильный по критерию 1.

 

По второму и третьему критериям оценивается характеристика основных направлений деятельности и ее результатов (событий, достижений и т. п.). Направления лучше характеризовать нумерованным или маркированным списком, раскрывая (после двоеточия или в скобках) основные события, достижения и т.п. по данным направлениям.

Направления могут быть сформулированы с различной степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней политике правителя в целом, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения, крестьянской реформе, дипломатии, войнах и т. п. Направления деятельности необходимо отличать от конкретных событий (например, «борьба против монголо-татарского ига» – это направление деятельности, в рамках которого произошло событие – «стояние на р. Угре»).

 

Возможные направления деятельности правителей или государственных деятелей:

– внешняя политика в целом

в ее рамках:

– отдельные направления (отношения с конкретными странами / народами / группами стран и задачи по этим направлениям);

– внутренняя политика в целом

в ее рамках:

– сфера государственного управления (система органов государственной власти – центральной и местной), составление новых законов (законопроектов)

– военная сфера (армия и флот)

– взаимоотношения с Церковью

– взаимоотношения с обществом (репрессивное подавление или сотрудничество)

– экономическая политика (какие отрасли хозяйства были приоритетными, за счет чего они развивались)

– социальная политика (в отношении отдельных групп населения – дворян, крестьян и пр.)

– культурная (или культурно-идеологическая) политика (обоснование проводимого им курса, поощрение той или иной идеологии, религии, деятельность в сфере образования и просвещения, строительство храмов и т.п.).

Внутриполитическая деятельность некоторых правителей (например, Николай I) может быть охарактеризована и в ином ключе:

– реакционный (консервативный) курс – деятельность по сохранению существующего строя;

– реформаторская деятельность (проведение преобразований в разных сферах деятельности)

 

Возможные направления деятельности военных и общественных деятелей, деятелей культуры и пр.:

– война (участие в войнах, походах, восстаниях и пр.)

– дипломатия

– участие в государственном управлении (проведение реформ, подавление оппозиции и т.п.), составление новых законов (законопроектов)

– участие в общественно-политической жизни (в политических партиях, общественных движениях и течениях, церковной жизни и пр.)

– участие в культурной жизни; в ее рамках:

– наука

– религия и / или идеология

– образование и просвещение

– художественная культура (литература, архитектура, изобразительное искусство, театр, музыка и пр.)

 

Под характеристикой основных направлений деятельности следует понимать изложение и раскрытие содержания основных фактов, связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны, сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные открытия и др.), использование необходимых терминов, раскрытие причинно-следственных связей. Следует приводить только те факты, в которых вы твердо уверены!

 

Под характеристикой результатов деятельности понимаются изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения деятельности личности для определенной эпохи, истории страны в целом. Характеристику результатов лучше давать после характеристики направлений, но при этом строго привязав ее к характеристике направлений (т.е. под теми же пунктами нумерованного списка).

Итогом могут быть:

– (не)решение задач во внешней политике, успехи / неудачи в войнах (дипломатических переговорах), утрата (приобретение) территорий, рост или падение международного авторитета,

– успехи в реформах, обновление старой системы государственного управления, армии и флота, создание новых законов и структур управления (которые просуществовали десятки или сотни лет) либо, напротив, неудачи в реформах, сохранение старых или создание новых неэффективных структур, что привело к поражениям уже при жизни правителя или кризису государства вскоре после его смерти (или отстранению правителя от власти),

– сотрудничество государства и общества, общественный подъем, поддержка политики, либо, напротив (или вместе с тем), противодействие общества и народа, формирование оппозиционных движений (течений общественной мысли), восстания, теракты и пр.,

– рост или упадок экономики в целом и ее отдельных отраслей,

– улучшение или ухудшение экономического и правового положения отдельных групп населения,

– культурный подъем или упадок, распространение религии, просвещения и пр., секуляризация, европеизация культуры, создание выдающихся памятников культуры и пр.

 

Пример задания С6.

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Ярослав Мудрый; 2) М.Б. Барклай де Толли; 3) П.А. Столыпин; 4) Чингисхан.

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности.

 

Пример неудачного ответа ученика.

Ярослав Мудрый.

Годы правления – 1019–1054, XI век.

Основные направления, события.

1036 г. полный разгром печенегов.

С 1030-х гг. митрополит избирается в Киевской Руси из представителей русского духовенства.

При Ярославе создана первая часть «Русской правды» – «Правда Ярослава».

Построил в Киеве Золотые ворота, Софийский собор (из камня).

Результаты правления.

После 1036 г. печенеги не совершали разрушительных набегов на Киевскую Русь.

Создан первый сборник законов.

Зарождается каменное строительство.

Комментарий.

К1. Правильно указаны годы правления Ярослава Мудрого – 1 балл.

К2-К3. Направления деятельности не указаны. Приведены факты, относящиеся к борьбе с внешними врагами, и указан результат по данному направлению; факты, связанные с развитием законодательства (и соответствующий результат), культуры (и соответствующий результат). При характеристике последнего допущена фактическая ошибка («зарождается каменное строительство»). 1 балл.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: