Тема 9. Функциональная асимметрия мозга.




Содержание учебной дисциплины

 

Тема 1. Место физиологии высшей нервной деятельности в системе когнитивных наук и нейробиологии.

Краткое введение в нейробиологию, строение нервной системы, особенности нервной ткани, нейрон, глия, механизмы генерации нервного импульса, виды синаптической передачи. Основные принципы организации нервной системы. Понятие высшей нервной деятельности. История изучения высшей нервной деятельности. Современное положение физиологии высшей нервной деятельности в системе когнитивных наук.

 

Тема 2. Сенсорные системы.

Кодирование информации в сенсорных системах. Классификация рецепторов, преобразование энергии в рецепторных образованиях. Понятие рецептивного поля нейрона. Принципы организации сенсорных систем на примере соматической и зрительной сенсорных систем. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах. Особенности рецептивных полей нейронов на различных уровнях переработки информации в нервной системе. Проблема распознавания объектов. Восприятие пространства и времени. Схема тела.

 

Тема 3. Принципы организации моторной системы.

Понятие рефлекса, рефлекторной дуги. Примеры моно- и полисинаптических рефлекторных систем. Комплексы фиксированных действий. Генераторы моторных программ. Принципы организации моторной системы. Роль обратной связи в управлении движениями. Основные уровни организации движения: спинальный, бульбарный, мозжечковый. Кортикальный уровень организации движений. Роль моторной коры в организации движения. Механизмы произвольных движений. Программирование сложных последовательностей двигательных актов.

Тема 4. Активирующие системы мозга.

Неспецифические активирующие системы (ретикулярная формация) и их роль в организации поведения. Основные особенности нейрональных реакций в ретикулярной формации. Афферентные и эфферентные связи ретикулярной формации. Способы активации ретикулярной формации. Функциональная роль неспецифических систем. Патологические изменения в поведении при нарушениях ретикулярной формации.

Тема 5. Сон и бодрствование.

Биоритмы и их роль в механизмах формирования поведения. Нейрональные механизмы циркадианной ритмики в нервной системе. Нейрональные механизмы сна: центры сна и бодрствования. Электроэнцефалографическая характеристика стадий сна. Особенности функционирования соматической и вегетативной нервной системы на различных стадиях сна. Основные гипотезы механизмов возникновения сна. Теории функционального значения сна. Нарушения циклов сна и бодрствования.

 

Тема 6. Эмоции, мотивации. Физиологические потребности.

Функциональное значение эмоций, физиологические механизмы, роль в организации поведения. Эмоциональный стресс. Экспериментальные неврозы и способы их получения. Нарушения условнорефлекторных процессов при экспериментальных неврозах. Проблемы наркомании (нарушения эмоциональной и мотивационной сферы при возникновении данного заболевания). Физиологические механизмы мотиваций. Роль мотивации в поведении и обучении. Виды мотиваций. Принцип доминанты как общий принцип работы нервных центров.

 

Тема 7. Механизмы внимания.

Ориентировочно-исследовательское поведение. Оценка новизны стимула. Мотивационные механизмы и факторы подкрепления ориентировочно-исследовательского поведения. Внимание как активирующая система мозга. Основные теории механизмов внимания. Роль механизмов внимания в различных формах обучения. Физиологические механизмы произвольного и непроизвольного внимания. Связь внимания с сознанием и механизмами восприятия пространства. Синдром игнорирования.

 

Тема 8. Основные формы обучения.

Простые (неассоциативные) и ассоциативные формы обучения. Привыкание и сенситизация. Основные положения теории условно-рефлекторного обучения (классическое обуславливание). Общие признаки и виды условных рефлексов. Условия выработки временных связей. Генерализация и специализация условных рефлексов. Условные рефлексы второго и высшего порядков. Торможение условных рефлексов. Виды внутреннего торможения, взаимодействие разных видов торможения. Инструментальное (оперантное поведение). Викарное обучение, импринтинг, инсайт. Особенности аверсивного обучения. Элементарная рассудочная деятельность. Память, ее основные формы и характеристики.

 

Тема 9. Функциональная асимметрия мозга.

Правый-левый мозг. Функциональная асимметрия мозга как один из основных принципов работы мозга. Методические приемы выявления функциональной асимметрии. Роль мозолистого тела в организации взаимодействия между большими полушариями головного мозга. Нарушения поведения при каллозальных рассечениях. Примеры функциональной асимметрии мозга для основных когнитивных функций: восприятия пространственных отношений, организации движения, механизмов речи, положительных и отрицательных эмоций, внимания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: