Дискуссионные проблемы проф. этики жур-та.





1) метод «маски»

2) метод «смены профессии»

Существуют противоречивые методы для сбора информации. Например, «методом маски» пользуются почти все опытные репортеры, в их арсенале не менее десятка таких масок – от «внимательного слушателя» до «сурового ревизора». Однако есть еще и «метод смены профессии». Этот метод используют обычно для того, чтобы лучше понять специфику того или иного занятия, а так же для того, чтобы получить от окружающих сведения не в роли представителя прессы, а в более нейтральном качестве. Здесь сложности связаны с тем, что труд, которым собирается заняться репортер, он обычно знает недостаточно глубоко и поэтому рискует нанести ущерб делу и людям, с которыми трудится.

Закон ограничивает сферу применения «метода смены профессии». Журналист не может выполнять обязанности юриста, милиционера, лиц, занимающих выборные должности и облеченных властными полномочиями, использовать как прикрытие при сборе сведений профессию врача.

Умолчать о своей работе, кода это помогает получить необходимые сведения, не только допустимо, но и вполне оправдано. Репортер может идти повсюду как простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и потому испытывать все то, что выпадает на долю обычного человека. Ну а вообще, умалчивать о своей профессиональной принадлежности журналист вправе лишь до тех пор, пока его об этом не спросили. Но по первому же требованию он обязан предъявить редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его личность и полномочия (из Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации»).

 

Проблема репортерского искажения действительности.

Неизбежно существует промежуток между фактом свершившимся и фактом отображенным..

Плохо уживается правдивость и с требованием краткости, с фрагментарностью изображения события в новостной журналистике, отсутствием в ней сопоставлений, комментариев, рассуждений, проясняющего фона.

Основные пути достижения «приемлемой правдивости»:

· наивозможная точность в изображении момента (именно момента свершения события);

· самодостаточность набора деталей (для законченного впечатления о сути происшествия);

· подчеркнутая достоверность события, о котором идет речь.

профессиональная работа репортера связана с рядом обстоятельств, мешающих правдивости, точности отображения фактов.

«Подводные камни» проблемы объективности репортера:

· выбор факта;

· удаление «лишнего» (стремление к лаконизму);

· обыгрывание факта (его «заострение»).

 

Право общества на инф.-цию и право человека на на тайну частной жизни: как разрешить противоречие?

Информация о частной жизни человека не может быть использована без его согласия (Закон о СМИ), в этом заключается право человек на частную жизнь. Всеобщая Декларация прав человека в п.12 гласит: «Запрещено вмешательство в личную и семейную жизнь человека», в Междунар. Принципах проф. этики п. 6 говорит: «уважение частной жизни и чел. достоинства».

Однако, бывают случаи, когда такая огласка необходима для защиты общественных интересов. В такой стуации в Законе о СМИ есть поправка о том, что «факт частной жизни перестает быть таковым, когда он представляет общественный интерес» Однако существуют немалые различия между общественным интересом и общественным любопытством.

 

Этика рекламы

В Законе РБ «О рекламе» есть статья 26 «Ненадлежащая реклама», пункт 3 гласит:

Противоречит нормам проф. этики журналиста реклама, которая:

- содержит инф., нарушающую общепринятые нормы морали (оскорбительные слова, фразы; раситские и дискриминирующие призывы);

- порочит историко-культурные объекты;

- дискредитирует организацию, кот. не пользуется объектом данной рекламы;

- содержит негативную оценку товара;

- вводит потребителя в заблуждение (по средствам имитации звука, текста, изображения используемых в др. рекламе).

 

Моральные требования к поведению журналиста в процессе сбора информации. Сведения из официальных источников, сведения «из вторых рук». Информация «не для печати».

Пр.: Неверно демонстративное пренебрежение этикой («Пишут, что вы – вор. Правда ли это?..»). Некоторые внутрицеховые этические рекомендации предлагают: если уж пришлось разговаривать, к примеру, с террористами, давать им высказываться, но немного, и предварительно непременно проконсультироваться со специалистами из силовых структур.

В условиях газетной оперативности ради своевремменого информирования читателя нередко приходится совершать выбор между компетентностью источника информации и его доступностью. Из-за нехватки времени у журналиста часто не оказывается времени на личную встречу с первоисточником информации, поэтому многие сведения газетчики собирают «из вторых рук» - при помощи посредников

«не для печати» - Если журналист гарантирует человеку неразглашение его имени или обещает не использовать точного и адресного цитирования его слов, не демонстрировать в тексте диктофонную запись как документ – это условие надо затем соблюсти, использовать информацию как косвенную.

 

22. Недопустимые методы сбора информации (+ см. билет 17).

- скрытая диктофонная/видеозапись (Нарушение Закона о СМИ. Ст. 6.5 необходимо брать разрешение на проведение записи…) НО такое разрешение не требуется, если это необходимо в целях защиты общественных интересов!!!

- подслушивание сведений, предназначенных не для их ушей (только при условии использ. спец. средств, если же это случайность – не осуждается);

- запугивание и давление на собеседника;

- «Покупка» сведений.

К противоречивым методам сбора информации относятся: покупка сведений, подслушивание, скрытые видеосъемки и записи бесед, и т.д. но все же существует ряд профессионально-нравственных норм:

1. При работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, допуская отступления от требований права и предписаний морали (использование «скрытой камеры», «скрытой записи», нелегальное получение документов и т. д.) только в обстоятельствах, когда налицо серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей;

2. Уважать право физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее предоставление не является обязанностью, предусмотренной законом, не позволять себе бестактности, давления, шантажа;

3. Указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне;

4. Хранить профессиональную тайну, относительно источника информации, если есть основания для его анонимности, отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласно с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей;

5. Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу информатора не делать определенные сведения или документы достоянием гласности во всех случаях, кроме тех, когда информация была искажена намеренно.

Существующая правовая база не обеспечивает журналистам получения необходимой информации. Доступ к ней должен быть гарантирован подробным, хорошо разработанным законодательством, учитывающим весь комплекс особенностей журналистики как деятельности и социального института. До тех пор, пока этого не будет, ненормативное поведение работников СМИ не изжить.

 





Читайте также:
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.