Фрейд попытался обозначить необходимые программные требования к преобразованию культуры. Невозможно все отвергнуть, все принять. Человечеству следует найти ту золотую середину, которая не допустит проникновения отрицательного и разовьет положительное, надо стремиться к правильному соотношению в культуре научного и религиозного начал
Автор выделяет две стороны (в терминологии автора — культуры): с одной стороны, познания и навыки, позволяющие людям преодолевать разрушительные силы природы и создавать материальные блага для удовлетворения своих потребностей, и с другой стороны, правила и запреты, нужные для систематизации человеческих взаимоотношений, в особенности при распределении материальных благ. Автор утверждает, что каждому человеку присущи разрушительные и антиобщественные тенденции, которые становятся определяющими для поведения многих людей. Например, большинство людей не обладают врождённой тягой к труду, и неспособны ограничить свои желания, согласившись с доводами разума. По этой причине институты цивилизации могут поддерживаться только с определённой долей принуждения.
Культура, согласно Фрейду, навязывается возражающему большинству меньшинством, использующим различные средства принуждения. Автор считает, что в основе цивилизации лежит принуждение к труду и отказ от первичных позывов. Это, в свою очередь, обязательно вызывает недовольство тех, кто страдает от этого. Поэтому, в каждой культуре обязательно должны присутствовать средства защиты культуры: способы принуждения и способы примирения человека с культурными ограничениями.
Культурные ограничения автор делит на два вида: те, которые затрагивают всех, и те, которые относятся только к определённым группам людей. Те, которые затрагивают всех, являются наиболее древними, врождёнными и создают основу отрицательной реакции на культуру. Такие запреты по мере развития психики людей вызывают отказ от первичных позывов и, таким образом, переход от внешнего ограничения к внутреннему, в терминологии автора, включение его в сверх-Я. Это делает людей из противников культуры носителями. Те запреты, которые относятся только на определённые классы общества, наоборот, провоцируют зависть к другим классам и общее недовольство культурой.
|
|
Структура личности в концепции Фрейда.
Бадью А. Манифест философии.
Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии, 1992, № 7.
Библер В.С. Что есть философия?!
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия?
Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Хрестоматия по зарубежной философии конца ХIX - начала XX столетий. М., 1995.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Быть философом – это судьба.
Марсель Г. Трагическая мудрость философии.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?
Сантаяна Дж. Прогресс в философии. // ВФ, 1992. № 4
Соловьев Вл. Исторические дела философии.
Сурио Э.Искусство и философия // ВФ, 1994. № 7-8.
Урманцев Ю.Ф. О формах постижения бытия 1993. № 4.
Хайдеггер М. Что такое философия? ВФ, 1993. № 8.
Первоисточники
Платон. Пир. Федр. Государство.
Аристотель. Никомахова этика.
Сенека. Письма к Луцилию.
|
|
Плотин. Эннеады.
Новый завет (Евангелие от Луки, Матфея; Послания ап. Павла)
Августин Блаженный. Исповедь.
Боэций. Утешение философией.
Абеляр. История моих бедствий.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения.
Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека.
Николай Кузанский. Об ученом незнании.
Бруно Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах.
Макиавелли Н. Государь.
Эразм Роттердамский. Похвальное слово Глупости.
Беме Я. Аврора, или Утренняя звезда в восхождении.
Мор Т. Утопия.
Монтень М. Опыты.
Кампанелла Т. Город Солнца.
Бэкон Ф. Новая Атлантида.
Декарт Р. Метафизические размышления. Рассуждение о методе.
Спиноза Б. Этика.
Паскаль Б. Мысли.
Гоббс Т. Левиафан.
Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания.
Ламетри Ж.-О. Человек-машина.
Вольтер. Кандид.
Кант И. Критика чистого разума. Критика практического разума.
Гегель Г.-В.-Х. Лекции по философии истории. Введение.
Фейербах Л. Сущность христианства.
Кьеркегор С. Страх и трепет.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.
Ницше Фр. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.
Камю А. Миф о Сизифе.
Ясперс К. Истоки истории и ее цель.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.
Шпенглер О. Закат Европы.
Фромм Э. Иметь или быть.