Общие стадии игры с песком





Игры с песком нередко отражают склонность детей к цик­лической повторяемости изображений хаоса, борьбы (органи­зованных сражений) и разрешения конфликта.

Хаос. На этой стадии ребенок буквально «сваливает» в лоток с песком от К) до 300 игрушек и предметов. Игрушки беспорядочно перемешиваются с песком. Отсутствуют призна­ки животной, растительной и человеческой жизни. Земля суха и бесплодна. Злаки и растения уничтожены. Эта стадия отра­жает и объективизирует эмоциональное смятение и хаос, до­минирующие в жизни ребенка. Другими словами, ЭГО ребенка находится во власти тревожных чувств. Эта стадия может про­длиться от одного до нескольких занятий.


Борьба. Чудовища сражаются с чудовищами, робот-человек уничтожает целые полчища, рыцари неустанно сражаются на турнирах. Все, что способно двигаться, расстреливается, унич­тожается и взрывается. Обе стороны нередко уничтожаются в самом начале игры. В таких играх нет победителя. Погибшие свалены в угол. Через несколько недель сражения принимают более напряженный и организованный характер. Появляются первые признаки уравновешенности. Противников не убивают, а заключают в тюрьму. Появляется герой, который побеждает «силы мрака» (т. е. деструктивные побуждения).

Исход. На этой стадии жизнь возвращается в «нормальное русло». Между природой, людьми и ритмом повседневной жизни восстанавливаются порядок и равновесие. Животные находятся в привычной среде обитания. Ограды защищают овец и коров. Города и деревни пересекают ровные линии дорог. Деревья и сельскохозяйственные культуры приносят урожай. Консультант сознает, что проблема разрешилась и ре­бенок согласен занять свое место во внешнем мире. В таких случаях ребенок нередко сообщает консультанту, что он не ощущает потребности посещать консультации. Учитель обыч­но подтверждает обоснованность мнения ребенка. На символи­ческом уровне ощущение завершенности и целостности прояв­ляется в изображениях квадратов, треугольников и кругов (Kalff, 1981; Kellogg, 1970). Сцены из песка характеризуются упорядоченностью. Осуществлена интеграция либидинозных сил, проявившихся на предыдущей стадии.

Отзывы учителей

Когда дети возвращаются в класс после игры с песком, учи­теля нередко отмечают стабилизацию настроения, способность эффективно включаться в работу и чувство юмора. После 8 — 10 занятий нередко отмечается существенное улучшение. Дети спокойно реагируют на нормальные замечания учителей.

Нойес (1981) установила, что проведение в шестых классах дополнительных занятий по чтению в сочетании с играми с. песком позволило установить более тесные отношения с уче­никами, помогло им разрешить внутренние конфликты и по­высить успеваемость по чтению всех учеников.

Конкретное исследование

Ученик второго класса Джеймс (псевдоним) был направлен на консультацию по поводу неуместного поведения в классе и на


 




 

Рис. 11.2. Хаос: Пегас в плену

игровой площадке. За два годы до этого случая его отвезли к отцу, с которым он не был знаком. Он должен был жить с отцом, мачехой и двумя старшими дочерьми мачехи. Когда ему предло­жили поиграть с песком, он тотчас приступил к игре.

Занятие 1. Множество животных и машин (автомобилей, грузовиков, реактивных самолетов) было свалено в кучу в углу лотка с песком. Сверху помещались две змеи, которые удержи­вали эту кучу. Внизу помещались Пегас, крылатый конь, и ре­активный самолет. Несмотря на всю свою силу, Пегас и реактив­ный самолет не могли освободиться от власти змей (рис. 11.2).

Занятие 2. Были использованы многие из прежних предметов, но на этот раз они располагались в определенном порядке. Самоле­ты и полицейский вертолет были готовы к взлету. Легковые и гру­зовые автомобили выстроились в ряд, как бы ожидая сигнала от­правиться в путь. В углу стояла машина «скорой помощи », готовая отправиться по вызову. Однако все животные лежали мордой вниз. Положение животных производило впечатление, будто они не смогли бы пошевелиться, даже если бы змеи освободили хватку. Исключение составляли фигурки крокодила, змеи и тигра, кото­рые скользили по глади озера навстречу друг другу, как бы приго­товившись к нападению и схватке (рис.11.3).

Занятие 3, 4 и 5. В песочницах можно заметить более вы­сокую организованность в размещении предметов. Машины


 

 

Рис.11.3. Борьба: крокодил против змеи и тигра

 

находятся на соответствующих стоянках. Есть дом, мальчик и две женщины. В углу растет дерево. Вновь появился Пегас. Перед окончанием пятого занятия Джеймс поместил в песочни­цу фигурки двоих мужчин. Старший мужчина стоял вместе с двумя женщинами. Младший стоял одиноко в углу (рис. 11.4).

Занятия 6 и 7. Композиции из песка продолжали темы предыдущих занятий, существенно обогащая их содержание. Животные стояли. Деревья и листва символизировали даль­нейший рост. Верхом на Пегасе скакал волшебник в красном, чудесный помощник.

Занятия 8 и 9. Тема и игрушки такие же, как и на предыдущих занятиях. Но па этот раз Джеймс добавил к ком­позиции несколько волшебников в черном. Возвращаясь в класс, он вернулся и молча добавил фигурку Пегаса. Затем Джеймс повернулся и покинул кабинет консультанта.

В этот период Джеймс нарисовал две картины. Па одной картине была изображена лиса, которая пыталась спрятаться от огромного существа. У лисы было несколько мест, в кото­рых она могла спрятаться. Они находились в воде, а между ними плавала маленькая рыбка. К композиции Джеймс доба­вил замок и канадский флаг. В замке на страже стоял король.

Занятие 10. На этом занятии была создана последняя ком­позиция из песка, в которой Джеймс представил членов своей


 

 

семьи, включая отца. Члены семьи, грузовик, дом и реактив­ный самолет составили круг (рис. 11.5). После сосредоточен­ных раздумий Джеймс поместил Пегаса в центр семейного круга. Он поднял голову, улыбнулся и спокойным голосом сказал: «Видите ли, он волшебный, и поэтому никто, кроме мальчика, не может видеть его».

Обсуждение

В начале занятий Джеймс был тих и робок. Полностью по­грузившись в создание своих композиций и картин, он не об­ращал внимания на консультанта. Постепенно робость поки­нула его, и он стал рассказывать консультанту о своих снах и композициях из песка.

Композиции из песка отражали динамику перехода от хаоса к борьбе и далее к исходу. Начальная стадия хаоса свидетельст­вует о сумятице чувств в душе Джеймса: многие чувства переме­шаны и переплетены друг с другом. Он не может использовать энергию реактивного самолета (символа адаптивной динамики во внешнем мире) и Пегаса (символа внутренней силы) в своей жизни. Негативные внешние силы (символизируемые змеями) контролируют жизнь Джеймса. Его эго находится во власти пси­хологических страданий (Allan, 1978). На следующем занятии отмечается начало постепенного процесса дифференциации,


 

Рис.11.5. Исход: освобождение Пегаса

упорядочивания и разделения различных эмоций, олицетворяе­мых самолетами, грузовиками и машиной «скорой помощи». Животные занимают пассивную позицию (т. е. они лежат нич­ком). Исключение составляют крокодил, змея и тигр, олицетво­ряющие три агрессивные силы. Постепенно появляются члены семьи, «помощники» и символы вегетативной и инстинктивной жизни. Восстанавливаются порядок и идентичность (король и канадский флаг). Семья выглядит более сплоченной. Детей обычно привлекает один значимый символ, который на протя­жении всего курса лечения появляется, исчезает и вновь появ­ляется (Allan, 1986). Пегаса, разумеется, невозможно увидеть, так как он олицетворяет здоровую сущность духа мальчика, ко­торый теперь возродился в его душе.

Лечение закончилось одновременно с окончанием школь­ных занятий. Контрольная консультация указывала на смяг­чение агрессивно-импульсивных форм поведения и развитие навыков общения. Свою энергию Тим направил на занятия ис­кусством и футболом.

Выводы

Игра с песком как методика консультирования учеников начальной школы может применяться консультантами, про­шедшими начальную подготовку в области игровой терапии.


Калфф (1981) предостерегает от применения интерпретаций. Суть терапии заключается в том, что игру с песком нельзя ин­терпретировать. Консультант должен выполнять роль внима­тельного зрителя. Позиция консультанта — это «активное присутствие», а не руководство процессом. Процесс игры и драматизация освобождает заблокированную энергию и акти­визирует возможности самоисцеления, заложенные, как счи­тал Юнг (1964), в человеческой психике.

Консультирование с использованием игры с песком требует от консультанта отдачи всех сил. Оно не знает возрастных гра­ниц. Его можно использовать в работе с двухлетними детьми и взрослыми всех возрастов. Освобождение подавленной энер­гии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и даль­нейшее обучение.


Приложение А

Розовый куст: направленная фантазия

Закройте глаза. Просто ощущайте свое тело. Забудьте о том, что происходит вокруг вас... думайте только о том, что происходит внутри вас. Думайте о дыхании... вы чувствуете, как воздух поступает через ваш рот, нос и движется дальше в грудь. Представьте себе, что ваше дыхание похоже на мягкие волны, накатывающиеся на берег... Каждая волна приносит вам успокоение.

Сосредоточьтесь на правой руке. Вы чувствуете, как рука тя­желеет.. . Тяжесть распространяется по руке и доходит до кончи­ков пальцев... Сосредоточьтесь на правой ноге... Вы чувствуете, как нога тяжелеет... тяжесть опускается вниз и доходит до ступ­ни.. . Сосредоточьтесь на левой ноге... Вы чувствуете, как она на­ливается тяжестью... Тяжесть опускается вниз и доходит до ступни... Ваше тело расслабляется и наливается тяжестью...

Сосредоточьтесь на своих мыслях и образах (пауза)... помес­тите их в стеклянный сосуд и наблюдайте за ними (пауза)... ис­следуйте их. В вашем сознании появляются новые мысли и обра­зы, и их вы тоже помещаете в стеклянный сосуд... Подумайте, что вы сможете узнать о них... Теперь необходимо взять сосуд и вылить из него мысли и образы; смотрите, как они растекаются и исчезают (пауза)... сосуд пустеет...

Теперь представьте, что каждый из вас превратился в куст роз. Постарайтесь выяснить, что значит быть кустом роз... Какой ты куст?.. Большой?.. Маленький?.. Широкий?.. Высо­кий?.. У тебя есть цветы?.. Если да, то какие?.. Какие у тебя


стебли и ветки?.. На что похожи твои корни? (пауза)... или у тебя нет корней?.. Если у тебя есть корни, то какие они?.. Длинные и прямые?.. Скрученные?.. Они глубоко уходят в землю?.. Оглянитесь вокруг (пауза)... Где вы находитесь?.. Во дворе?.. В парке?.. В пустыне?.. В городе?.. За городом?.. По­среди океана?.. Вы находитесь в сосуде или растете в земле?.. Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон?.. Растете внутри чего-то? Оглянитесь вокруг (пауза)... Что вы видите?.. Другие цветы?.. Вы одиноки?.. Нет ли поблизости деревьев?.. Живот­ных? .. Людей?,. Птиц?.. Вы похожи на куст роз или на что-ни­будь иное?.. Не ограждает ли вас изгородь?.. Кто за вами уха­живает?.. Какая теперь погода?

Как вы воспринимаете жизнь?.. Что вы чувствуете?.. Что происходит с вами, когда меняются времена года?.. Не забы­вайте, что вы — розовый куст. Определите свое отношение к своей жизни и происходящему с вами.

Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза и изо­бразить себя на рисунке в виде куста роз. Затем я задам вам несколько вопросов. Вы расскажете мне о рисунке так, как если бы вы были розовым кустом (долгая пауза)... Готовы? От­кройте глаза и нарисуйте розовый куст.


 

Приложение Б





Читайте также:
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.