1. Фирма как агент рынка и ее влияние на отраслевую деятельность.
2. Взаимодействие фирм как система и классификация взаимодействий фирм.
3. Факторы рыночной структуры, влияющие на взаимодействия фирм в рыночной экономике.
4. Контрактные отношения российских предприятий как источник специфических черт переходной экономики.
5. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур.
6. Проблемы конкурентоспособности отрасли в российской экономике.
7. Бартер как межфирменные отношения в переходной экономике.
8. Качество товара и реклама как стратегические барьеры входа на рынок.
9. Барьеры входа и теория квазиконкурентных рынков.
10.Особенности квазимонопольного поведения фирм на рынке.
11.Дифференциация товара как фактор квазимонопольного поведения фирмы на рынке.
12. Влияние асимметрии информации на структуру рынка.
13.Доминирующая фирма в российской экономике.
17. Особенности стратегического взаимодействия крупных фирм на российском рынке.
18. Сговор и картели в экономике России.
19.Стратегия и тактика ценообразования в практике западных фирм.
20.Ценовая дискриминация в экономике России.
21.Психологические особенности ценообразования и последствия ценовой дискриминации для общественного благосостояния.
22. Вертикальная интеграция как источник монопольной власти.
23.Альтернативные формы расчетов как фактор вертикальной интеграции.
24.Особенности функционирования естественных монополий в России.
25.Проблемы национализации и приватизации отраслей естественной монополии.
26.Теории и методы оценки потерь общественного благосостояния в условиях монополии.
27.Способы создания и поддержания монополии в отрасли.
28.Эволюция антимонопольного законодательства в развитых странах. Особенности в России.
29.Российский монополизм и последствия приватизации экономики.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Какие подходы к анализу организации отраслевых рынков вы знаете?
а) Макроэкономический подход;
б) Подход на основе микроэкономического анализа;
в) Монетаристский подход;
г) Системный подход.
2. Какие существуют параметры для оценки уровня рыночной концентрации?
а) Численность продавцов на рынке;
б) Объем выпуска продукции;
в) Распределение рыночных долей фирм, реализующих товар на данном рынке;
г) Корреляция цен товаров
3. Выберите показатели концентрации продавцов на рынке.
а) Коэффициент концентрации;
б) Индекс Херфиндаля–Хиршмана;
в) Х-эффективность;
г) Индекс энтропии;
д) Коэффициент Джини;
е) Коэффициент вариации;
ж) Индекс диверсификации.
4. Укажите виды барьеров входа фирм на отраслевой рынок.
а) Нестратегические;
б) Эффективные;
в) Стратегические;
г) Организационные;
д) Правовые.
5. Что предполагают эффективные барьеры?
а) Полную мобильность ресурсов;
б) Замедленный вход фирм в отрасль;
в) Невозможность войти в отрасль как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.
6. Какое значение имеют барьеры выхода?
а) Создают дополнительные барьеры входа в отрасль;
б) Уменьшают риск хозяйствования в отрасли;
в) Облегчают вход в отрасль.
7. Укажите административные барьеры.
а) Квотирование производства;
б) Экологические нормы;
в) Дифференциация продукции;
г) Лицензирование деятельности предприятий;
д) Емкость рынка.
8. Что представляет собой дифференциация товара?
а) Разновидность ценовой конкуренции фирм;
б) Форму неценовой конкуренции фирм;
в) Соответствие предпочтениям потребителя.
9. Каким образом может быть измерена степень продуктовой дифференциации?
а) На основе перекрестной эластичности спроса;
б) С помощью индекса энтропии;
в) На основе индекса Хана и Кея;
г) На основе затрат на рекламу;
д) С помощью функции остаточного спроса;
е) На основе расчета «ценового зонтика».
10.Назовите модели пространственной дифференциации продукта.
а) Модель Курно и модель Бертрана;
б) Модель Штакельберга;
в) Модель Хотеллинга и модель Салопа.
11.Что представляет собой условие Дорфмана - Штайнера?
а) Цена меняется в зависимости от объема покупки и средние расходы покупателя на единицу товара тоже изменяются;
б) Каждая фирма будет назначать цену, равную цене конкурента с поправкой на величину транспортных расходов;
в) Фирма для максимизации прибыли выбирает такой уровень расходов на рекламу и назначает такую цену, чтобы доля рекламных расходов в совокупной выручке фирмы была прямо пропорциональна эластичности рекламных расходов и обратно пропорциональна ценовой эластичности спроса.
12.Какие факторы определяют возможность появления и функционирования доминирующей фирмы?
а) Повышение цен и ограничение выпуска продукции;
б) Слияние (поглощение) и инновационные процессы в отрасли;
в) Повышение издержек и льготы, предоставляемые государством.
13.Что должна учитывать доминирующая фирма при разработке стратегии своего поведения?
а) Реакцию фирм конкурентного окружения;
б) Количество лет (опыт) на данном рынке;
в) Запатентованные инновации.
14. Отчего зависит рыночная власть доминирующей фирмы в долгосрочном периоде?
а) от доли доминирующей фирмы;
б) от изменения рыночной цены;
в) от числа фирм, способных войти на рынок и их скорости входа на него.
15. Какая модель анализирует стратегическое взаимодействие фирм по принципу «лидер - последователь»?
а) Модель Штакельберга;
б) Модель Чемберлина;
в) Модель Курно.
16.Что представляет собой изопрофита?
а) Реакцию олигополиста на изменение цены;
б) Равновесный объем выпуска продукции;
в) Линию постоянной величины прибыли олигополиста при различных комбинациях объема выпуска конкурентами.
17.Что лежит в основе парадокса Бертрана?
а) Предпосылка о дифференцированных продуктах;
б) Предпосылка об однородности производимой продукции;
в) Предпосылка об ограниченности производственных мощностей дуополистов.
18. Как ведут себя фирмы, образующие картель?
а) Как единый монополист, максимизируя совокупную прибыль отрасли;
б) Как объединение олигополистов, имеющих разные экономические интересы;
в) Как объединение олигополистов, распределяющих рыночные доли.
19. Назовите цель ценовой дискриминации.
а) Снизить издержки производства;
б) Получить положительную прибыль;
в) Захват фирмой потребительского излишка в максимально возможном количестве.
20. Что представляет собой нелинейное ценообразование?
а) Равные цены за единицу продукта;
б) Расходы потребителя не пропорциональны покупаемому объему;
в) Способ тайных ценовых скидок при продаже связанного товара по более низкой цене.
21. Назовите разновидности ценовой дискриминации второй степени.
а) Простой тариф, блочный тариф, двойной тариф;
б) Зональные цены, дифференциация цен в зависимости от статуса потребителя;
в) Взаимосвязанные продажи при фиксированных пропорциях производства и нефиксированных.
22.Каковы психологические методы ценовой дискриминации?
а) Повышенный тариф в «часы пик», скидки для заказчиков в наименее загруженные часы;
б) Трансфертное ценообразование и ценообразование клубных благ;
в) Эффект Вебера-Фешнера, эффект «странных цифр», эффект «якоря».
23.Какая стратегия ценообразования быстро дает средства для покрытия расходов на НИОКР, сдерживает спрос пока производство не увеличится и привлекает конкурентов?
а) Цена плавного спуска;
б) Цена снятия сливок;
в) Цена проникновения.
24.Что является основным фактором против вертикальной интеграции?
а) Барьеры входа на рынок и монопольная власть фирм продавцов;
б) Проблема «двойной надбавки»;
в) Вид поставщика.
25.Что предполагает право исключительной территории?
а) Нормирование объема сбыта;
б) Использование исключительных контрактов;
в) Пространственную дифференциацию рынка и сегментацию рынка по видам покупателей.
26.Назовите основной тип вертикальной квазиинтеграции в России.
а) Интеграция ресурса;
б) Картели;
в) Отношения давальчества.
27.Что представляет собой Х-неэффективность?
а) Альтернативные издержки монополизации;
б) Разницу между эффективным уровнем издержек в отрасли и реальным уровнем издержек монополиста;
в) Издержки производства в условиях монополии ниже, чем в условиях конкуренции.
28.От каких факторов зависит величина чистых потерь?
а) От величины монопольной нормы прибыли и размера монопольного рынка;
б) От величины потребительских излишков;
в) От общих издержек и величины «мертвого груза».
29. К чему приводит ценообразование Рамсея для многопродуктового естественного монополиста?
а) Цена устанавливается на уровне средних издержек;
б) К отклонению цены товара от его предельных издержек обратно пропорционально эластичности спроса на этот товар;
в) К недоучету эффекта дохода и изменению предельной полезности денег.