Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе





Поскольку “по греховной нечистоте и немощи духа и тела" не все способны общаться с Богом “лицом к лицу”, то и “не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога". Поэтому Бог

“употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые бы передали оное всем человекам, желающим принять оное”10.

К числу таких провозвестников принадлежат Адам, Ной, Авраам, Моисей и все ветхозаветные пророки, проповедавшие “начатки Откровения Божия”. Божественное Откровение — не однократный акт, а процесс. В ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе, приспособляясь к способности восприятия дохристианского человечества. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который во всей необходимой для нашего спасения “полноте … и совершенстве принес на землю Откровение Божие”11.

“Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин. 1, 18);

“… никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын Хочет открыть” (Мф. 11, 27).

Универсальный характер новозаветного Откровения.

Откровение Бога во Христе предназначено “для всех человеков, как для всех нужное и спасительное”12, потому что Бог хочет, чтобы “все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2, 4).

Незадолго до своего Вознесения на небо Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, говорит:

“Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28, 19. 20).

Таким образом, во Христе Божественное Откровение обращено ко всем народам и предназначено на все времена.

Полнота новозаветного Откровения

Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили “многократно и многообразно” (Евр. 1, 1), поскольку каждый из них сообщал только ту малую часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не просто тот, кто нечто знает о Боге, а Сам Бог. Это уже не свидетельство человека о своем опыте богопознания — во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе.

Господь говорил Своим ученикам, что Он сообщил им “все, что слышал от Отца” (Ин. 15, 15). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово учение, возвещали людям “всю волю Божию” (Деян. 20, 27). Поэтому после Христа в принципе не может быть дарования новых откровений или заключения какого-то третьего завета, отличного от Завета Нового. Всякий, кто пытается нечто изменить в богооткровенном учении Господа Иисуса Христа или сделать некоторое добавление к нему, подпадает под анафему ап. Павла:

“… если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1, 8).

Примечания. Глава I.

1. Трансцендентный (от лат. transcedere — переступать) — находящийся за пределами опыта, недоступный для познания и воздействия.

2. Апология, п. 17. //Отцы и учители Церкви III века (антология). М., 1996, т. II, с. 341.

3. Прп. Максим Исповедник. Мистагогия // Творения преподобного Максима Исповедника, кн. 1. 1993, с. 175.

4. Флоровский Г. Восточные отцы IV века. М., 1992, (репринт), с. 69.

5. Точное изложение Православной веры. М., 1992, кн. 1, гл. I, с. 3.

6. Точное изложение Православной веры. М., 1992, кн. 1, гл. III, с. 5.

7. Творения, т. 4. Сергиев Посад, 1892, с. 43.

8. Пространный Православный Катихизис…, с. 5.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

12. Там же.

Глава II
Понятие о Священном Предании и Священном Писании1

Согласно “Пространному Катихизису”, двумя способами сохранения и распространения Божественного Откровения являются Священное Предание и Священное Писание2.

Священное Предание

“Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды”3.

Само слово “предание” (греч. paravdosi") означает передачу, оставление в наследство. Оно указывает, прежде всего, на само действие, то есть на процесс передачи. Именно таким образом сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение.

“… я от Самого Господа принял то, что и вам передал” (1 Кор. 11, 23),

говорит ап. Павел.

1.1. Священное Писание о Священном Предании,
понимание Священного Предания у раннехристианских авторов

В книгах Нового Завета слово “предание” обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение:

“… стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Фес. 2, 15);

“Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам” (1 Кор. 11, 2).

Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Сщмч. Поликарп Смирнский († 156) пишет “о преданном изначала слове”4, а сщмч. Ириней Лионский († 202) говорит о “предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров”, об “апостольском предании”, о “церковном предании от апостолов”5.

Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу:

“Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно” (Ин. 17, 8).

Согласно Тертуллиану, учение веры “церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога”6.

Таким образом, Предание по своему содержанию полностью совпадает с содержанием апостольской проповеди7 и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе.





Читайте также:
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.