Основные методы оценки экономической эффективности реальных инвестиций.




Оценка денежных потоков. Расчет будущих денежных потоков является одной из важнейших задач экономического анализа инвестиционных проектов. Только поступающие денежные потоки могут обеспечить окупаемость инвестиционного проекта, поэтому именно они, а не прибыль, становятся центральным средством в анализе. Экономический анализ инвестиционных проектов должен быть основан на исследовании доходов и расходов в форме денежных потоков, а на не изменениях, вызванных условностями бухучета. Для каждого инвестиционного проекта необходима информация об ожидаемых потоках наличности с учетом налоговых платежей. Данная информация должна включать объем реализации, текущие расходы, амортизацию, налогооблагаемую прибыль, налог на прибыль, чистую прибыль, чистые денежные поступления.

Метод расчета чистого приведенного эффекта. Этот метод является одним из основных и заключается в расчете чистой текущей стоимости (NPV), которую можно определить, как текущую стоимость денежных притоков за вычетом текущей стоимости денежных оттоков. Данный метод предусматривает дисконтирование денежных потоков с целью определения эффективности инвестиций. Дисконтирование – это приведение стоимости денежных потоков, произведенных в разное время и их стоимости в наст.время. Дисконтирование производится по % ставке, эта ставка должна отражать ожидаемый усредненный уровень ссудного % на финансовом рынке. Серьезным фактором при определении % ставки является учет риска, который может привести к снижению реальной отдачи от вложенного капитала. 1).При разовой инвестиции расчет чистого приведенного эффекта может быть произведен по след. формуле:

n Pn ∑ ____= IC стартовые ивестиции (1+i) Общая накопленная величина дисконтированного поступления  
NPV=

i – ставка дискантирования, n – года, P1,P2,P3…Pn - величина

поступлений в течении нескольких лет

 
 

 


При NPV > 0 проект является эффективным, его необходимо принять, при NPV < 0 проект является убыточным, его принимать нельзя.

2). Поступления инвестиций в течении нескольких лет.

n Pn m ICj ∑ _____ - ∑ _____ j- ставка дисконтирования по годам 1 (1+i)n 1 (1+i)j

 


NPV=

 

 

Необходимо отметить, что показатель NPVотражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта. Поэтому показатель аддитивен во временном аспекте, т.е. NPV при различных проектах можно суммировать.

IC PP = ______ Pк
Определение срока окупаемости инвестиций. Если не учитывать не учитывать фактор времени, при котором равные суммы дохода, получаемые в разное время, рассматриваются как равноценные, то показатель срока окупаемости можно определить по след. формуле:

IC – инвестиции, Рк – годовые денежные поступления

Срок окупаемости – продолжительность времени, в течение которого не дисконтированные прогнозируемые поступления

денежных средств превысят не дисконтированную сумму инвестиций, т.е. число лет, необходимых для возмещения

стартовых инвестиционных расходов. Основной недостаток показателя срока окупаемости заключается в том, что он не

учитывает весь период функционирования инвестиций, и, следовательно, на него не влияет отдача, которая находится за пределами инвестиционного проекта. Поэтому показатели срока окупаемости могут использоваться лишь в виде ограничителя при принятии решения.

Расчет индекса рентабельности. Этот метод является своеобразным продолжением метода NPV, но в отличии от показателя NPV, является относительной величиной. Если инвестиции осуществлены разовым вложением, то показатели рентабельности рассчитываются по формуле:

n PкVn Pк – чистый доход PI = ∑ _______ IC – стартовые инвестиции 1 (1+i)n Vn – дисконтный множитель
Если инвестиции представляют собой некоторый поток, то формула будет:

 
 

 

 


Анализ альтернативных проектов. (на примере задачи) Фирма рассматривает 4 варианта инвестиционных проектов, требующих равных стартовых капиталовложений в размере 2,4 млн.руб. Необходимо произвести экономическую оценку каждого проекта и выбрать оптимальный вариант. Финансирование проектов осуществляется за счет банковской ссуды с %ставкой – 18%. Динамика денежных потоков приводится в таблице:

год Предпр.1 Предпр.2 Предпр.3 Предпр.4  
           
           
           
           
           

 

NPV1 = 200­/(1+0,18)2+ 500/ (1+0,18)3 + 2400­/(1+0,18)4+ 2500 /(1+0,18)5=395,59 NPV2 = 200­/(1+0,18)1+ 600/ (1+0,18)3 + 1000­/(1+0,18)4+ 1200 /(1+0,18)5+ 1800 /(1+0,18)5=215,23 NPV3 = 600­/(1+0,18)1+ 900/ (1+0,18)3 + 1000­/(1+0,18)4+ 1200 /(1+0,18)5+ 1500 /(1+0,18)5=639,39 NPV4 = 600­/(1+0,18)1+ 1800/ (1+0,18)3 + 1000­/(1+0,18)4+ 500 /(1+0,18)5+ 400 /(1+0,18)5=444,76  

 


Туристский спрос.

Понятие «туристский спрос». Это количество любых товаров и услуг, которые люди желают и реально могут приобрести по каждой конкретной цене, в какой-то определенный период времени. Спрос на путешествия в опред. туррегион – это функция склонности человека к путешествиям и соответствующей величины сопротивления между начальным пунктом путешествия и местом назначения.

Виды туристского спроса. 1-реализованный, 2-неудовлетворительный, 3-формирующийся.

Реализованный – соответствует той части общего спроса населения, который фактически удовлетворяется при обмене денежных средств на продукцию в тур индустрии.достаточно сложно Его можно определить количественно в виде объема продаж турпродукции. Объем продаж характеризует тенденции развития, размеры и структуру реализованного спроса, однако, поскольку определить объем продаж турпродукта, то и установить величину реализованного спроса возможно только с помощью специальных исследований.

Неудовлетворительный – соответствует части общего спроса на турпродукцию, которая не была удовлетворена по какой-либо причине в конкретный период времени. Данный спрос не поддается количественной оценке, его можно определить при проведении опроса среди населения и работников турфирм.

Формирующийся – выражается в виде совокупности новых требований, которые предъявляют потребители туриндустрии. Он формируется из той же информации, которую получают потенциальные потребители турпродукта о новых дистинациях и новых турпредложений. На формирование спроса большое влияние оказывают туроператоры, предлагая продукцию из того набора, которой они обладают. Величину формирования спроса можно также определить посредствам проведения спец. исследований в виде экспертного анализа, анкетирования или спроса.

Основные черты туристского спроса: динамизм, многообразие и комплексность. Динамизм: Туристс­кие потребности, следовательно и спрос, меняются вместе с раз­витием общества. Некоторые из них видоизменяются, отмирают ста­рые, возникают новые. Потребности постоянно расширяются и ста­новятся богаче. Глубокие количественные и качественные сдвиги в потреблении туристских услуг произошли после Второй мировой вой­ны с прогрессом науки и техники, с переменами в политической, экономической и социальной сферах, прежде всего с повышением материального благосостояния и покупательной способности насе­ления в развитых странах. Они нашли проявление в массовых пере­мещениях людей, придавших туризму современный облик.

Туристское движение развивается интенсивно, но неравномерно. Бесконечная череда взлетов и падений придает туризму в целом характер весьма подвижной системы с постоянно меняю­щимися точками роста и причудливо переплетающимися долго­срочными и среднесрочными тенденциями развития.

Туристская активность зависит не только от состояния эконо­мики, но и политической обстановки в мире. Ее обострение при­водит к уменьшению реального спроса на туристские поездки. Некоторые вооруженные конфликты, например ближневосточные 1967 и 1973 гг., совпадают с экономическими кризисами. Накла-ДЫваясь друг на друга, они взаимно усиливают свое негативное влияние на туризм.

Снижение темпов роста туристских прибытий в начале 90-х годов произошло на фоне боевых действий в районе Персидского залива и экономического кризиса в странах Запада. Падение тем­пов роста было зафиксировано во всех туристских регионах мира — Европе и Америке, Азии и Африке. Только во Франции в 1989 г. с началом эскалации международной напряженности в преддверии вторжения иракских войск на территорию Кувейта было аннули­ровано 18 тыс. индивидуальных и около 50 групповых поездок в разных направлениях. 1991 г., когда многонациональные воору­женные силы во главе с США провели операцию «Буря в пусты­не», Европа закончила с нулевым приростом туристских прибы­тий, а в таких странах, как Италия, Великобритания, Германия и Швейцария, отмечалось абсолютное сокращение их числа по срав­нению с 1990 г.

В американском регионе объем выездного туризма сократился на 3%, в том числе в Европу на 23%. Европейские страны недосчи­тались 5 млн прибытий туристов из-за океана.

Опасаясь террористических актов, Министерство иностранных дел США рекомендовало гражданам страны воздержаться от поез­док за границу. Крупные фирмы не посылали своих сотрудников в командировки, туристы отменяли путешествия. На отдельных меж­дународных рейсах продажа билетов упала более чем наполовину.

Война в Персидском заливе имела негативные последствия для развития туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во время конфликта уменьшилось количество прибытий в Малайзию, за­медлились темпы их прироста в Сянгане (Гонконге) и Сингапуре. Особенно пострадал инсентив-туризм. Некоторые специалисты полагали, что для восстановления его прежнего уровня потребует­ся не менее 1,5 лет.

Период боевых действий в зоне Персидского залива был отме­чен глубоким спадом в международном туризме на африканском континенте. Повышенная опасность вынудила многих людей отка­заться от туристских поездок в Египет (—12,4% прибытий в 1991 г. к уровню 1990 г.) и Тунис, который потерял 80% въездного тури­стского потока в первом квартале 1991 г. по сравнению с тем же периодом 1990 г.

Наиболее глубокий кризис в туризме переживали страны Ближ­него Востока — Иордания (—23,6% прибытий), Израиль (-11,3%). Число туристских прибытий в регион в 1991 г. уменьшилось на 7% по сравнению с предшествующим годом, определив общую кар­тину международного туризма в мире.

Недавний конфликт в Косово (Югославия) имел менее мас­штабные последствия для международного туризма, чем боевые действия в зоне Персидского залива. Между тем Европа стала един­ственным регионом мира, где рост числа прибытий в 1999 г. ока­зался ниже общемирового (+1%). Основной удар приняли на себя страны Центральной и Восточной Европы: Хорватия (—17,3% при­бытий в 1999 г. к уровню 1998 г.), Венгрия (-13,8%), Польша (-4,5%), Чехия (-1,8%). Несмотря на все сложности, 1999 г. был весьма удачным для Испании, сумевшей частично переориенти­ровать потоки туристов, прежде направлявшиеся на Балканы и в Турцию.

Обеспокоенная проблемой безопасности путешествий, ВТО разработала классификацию направлений выезда в зависимости от потенциальной угрозы жизни туристов. К первой, наиболее опасной группе относятся страны (территории), в которых затя­нувшиеся военные конфликты, серии террористических актов и экономическая нестабильность не только оказывают постоянное негативное влияние на развитие туризма, но, по существу, стали отличительной чертой их туристского имиджа. Это — Ливан, Се­верная Ирландия, Афганистан, республики бывшей Югославии.

Страны «второй категории опасности» характеризуются отдель­ными, часто повторяющимися, иногда продолжительными вспыш­ками насилия. К ним относятся Египет, Индия, Ямайка, Кения, Перу, Филиппины.

Террористические акты отпугнули немецких туристов от их любимых мест отдыха в Турции. Правда, грамотно проведенная маркетинговая и рекламная кампании национальной туристской администрации, подкрепленные привлекательными предложения­ми местных туристских фирм, позволили заполнить опустевшие места нашими соотечественниками.

Замыкают перечень опасных направлений страны (территории), где единичные, но нашумевшие инциденты сказались на турист­ской активности. В эту группу ВТО включила Китай после печаль­но известных событий на площади Тяньаньмэнь, Великобрита­нию, где действуют бойцы североирландской армии, Фиджи и Флориду (США), где произошли отдельные трагические случаи.

Помимо классификаций направлений выезда по степени опас­ности для туристов, существует классификация самих рисков. В ней различаются угроза туризму как таковому, когда именно путеше­ствующие лица вызывают неприятие и в отношении них совершаются противоправные действия, и более распространенная фор­ма, особенно в тех странах, где туризм оказывает большое влия­ние на национальную экономику, когда экстремисты выбирают туристов в качестве объекта нападения для оказания политическо­го давления на правящие круги (Египет, Турция).

За рубежом фактору безопасности придается важное, даже ре­шающее значение при выборе направления туристской поездки.

Неравномерность, свойственная процессу потребления турист­ских услуг, находит проявление на всех уровнях: глобальном, ре­гиональном, а также на уровне отдельных стран. В одних государ­ствах международный туризм развивается быстрее, в других — мед­леннее. Есть и такие, в которых в какие-то периоды ситуация на туристском рынке отличается большим своеобразием. Так, в конце 80-х годов на фоне расширения туристского движения в мире в эмирате Шарджа (Объединенные Арабские Эмираты) деловая ак­тивность в сфере туризма была свернута. С введением запрета на торговлю и потребление спиртных напитков туристская индустрия лишилась наиболее состоятельных клиентов из стран Западной Европы и Америки.

Колебания в посещаемости отдельных стран могут быть вызва­ны природными явлениями. Иногда они приводят к всплескам ту­ристской активности, иногда к ее затуханию. Последнее полное солнечное затмение XX в., которое произошло летом 1999 г., в Европе особенно хорошо было видно с территории Румынии. По­догретые рекламой, широкие потоки туристов со всего региона устремились в эту страну. «Охотников» за впечатлениями оказалось очень много. Места в отелях были раскуплены задолго до указан­ного срока. Массовое передвижение людей привело к автомобиль­ным пробкам на дорогах. В общей сложности количество турист­ских прибытий в Румынию возросло в 1999 г. примерно на 200 тыс. по сравнению с 1998 г.

Природные явления часто приводят к обратным результатам, превращая привлекательные туристские направления в чрезвычайно опасные. Сильное наводнение в июне—июле 1997 г. ограничило туристскую активность на большой части Польши, Чехии и в Во­сточной Германии.

1999 г. был обвальным для Турции. Сначала угрозы курдов со­вершить серию террористических актов против туристов, а затем Разрушительное землетрясение на севере страны повлекли за со­бой сокращение потока посетителей. Количество прибытий уменьшилось на 2 млн, а доходы от международного туризма снизились почти на 3 млн ам. долл. по сравнению с 1998 г.

До сих пор речь шла в основном о въездных туристских потоках и их неустойчивости. Выездной туризм также подвержен измене­ниям. В Японии, как и в других странах, спрос населения на зару­бежные поездки нестабилен (рис. 17). В его динамике за последние 30 лет прослеживается несколько резких подъемов и спадов.

Первая волна выездного туризма в Японии относится к середине 60-х годов, когда были сняты все ограничения на путешествия японских граж­дан за границу. Количество отбытий с туристскими целями увеличивалось в среднем на 30% в год.

Вторая волна в начале 70-х годов последовала за первым полетом аэро­буса. Прорыв в гражданской авиации имел особое значение для развития выездного туризма в Японии — стране островной, удаленной от главных туристских регионов — Европы и Америки. В этот период темпы прироста туристских отбытий были самыми высокими за всю послевоенную исто­рию. В 1971 — 1972 гг. они держались на отметке 45%, а в 1973 г. достигли рекордной величины 64,4%.

Первый энергетический кризис в середине 70-х годов, а затем вто­рой — в начале 80-х — привели к сокращению спроса на туристские поезд­ки, особенно на дальние расстояния.

Третья волна зарубежных путешествий пришлась на вторую половину 80-х годов. Причина расширения выездного потока лежала в финансовой сфере — укреплении японской йены. Ежегодные темпы прироста отбытий в 1987-1988 гг. превышали 20%.

В 1991 г. во время войны в Персидском заливе туристская активность японцев снизилась. Произошло абсолютное уменьшение числа отбытий за границу. Но уже на следующий год объем выездного туризма увеличил­ся. Дальнейшему его росту способствовали открытие международного аэро­порта «Кансай» в 1994 г. и рекордно высокий курс йены в 1995 г.

Очередной спад наступил в 1997 г. и был связан с мировым финансо­вым кризисом. Он оказался незатяжным, и японский рынок выездного туризма быстро оправился от потрясения.

Динамика зарубежных путешествий в Японии подтверждает две особенности современного туризма: с одной стороны, уязвимость и зависимость от внешних политических и экономических факто­ров, с другой — его «упругость» по отношению к неблагоприят­ным внешним обстоятельствам. Даже в самые суровые времена люди продолжают путешествовать.

Многообразие и комплексность туристского спроса. Во время путешествия турист потребляет разные услуги — общие, специфические туристские и сопутствующие. Прежде всего он нуждается в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности — жи­лье, питании, а также транспорте. В этой части спрос туриста мало чем отличается от спроса местного жителя.

Другая его часть, собственно туристский спрос, обусловлена широким спектром побудительных мотивов туристской миграции и носит специфический характер. Для того чтобы отдохнуть, раз­влечься и получить новые впечатления, человек приобретает рек­реационные туры; стремясь удовлетворить профессиональные ин­тересы, он предпринимает деловые поездки; потребность в совер­шении культовых обрядов порождает спрос на религиозные путешествия и т.д.

Развлечения, удовлетворение профессиональных интересов, лечение, учеба и некоторые другие — эти главные мотивы турист­ских поездок могут вступать в определенные комбинации между собой, порождая спрос на сопутствующие туристские услуги. На­пример, участники конгрессов и совещаний предъявляют спрос на услуги не только основные, но и дополнительные, непосред­ственно не связанные с главной целью поездки. Они охотно поку­пают до- и послеконгрессные туры, посещают концерты, выстав­ки и пр., совмещая профессиональную деятельность с культурно-познавательным отдыхом. В ряде случаев дополнительные услуги обеспечивают свыше половины всех поступлений от конгрессного туризма. Многообразие и комплексность туристского спроса по­рождают предложение совокупной туристской услуги — тура.

Представление о комплексном характере туристского спроса дает структура расходов на поездки. В Японии наиболее крупными статьями расходов иностранных посетителей в 1996 г. были разме­щение (33% всех затрат), покупки (27%) и питание (15%).

Развернутый постатейный перечень туристских расходов содер­жится в отчете Центрального статистического бюро Арубы, со­ставленном по результатам опроса иностранных посетителей в 1996 г. (табл. 19). Из него видно, что основные средства — около 60% — туристы тратят на удовлетворение первоочередных потребностей, оплачивая размещение, транспортные перевозки, а также пита­ние. Затраты на развлечения и покупки, нередко выступающие в качестве главной цели туристской поездки, составляют менее по­ловины общего их объема.

Эластичность туристского спроса. Кривая туристского спроса. Эластичность показывает меру реакции одной переменной на изменение другой. В экономике это понятие используется для определения зависимости между величиной спроса и ценой или доходами. Эластичность спроса по цене определяет какой % изменения объема спроса последует за 1% увеличения или снижения цены при прочих равных условиях.

(Q1- Q0)/Q0 Q0- первоначальная величина спроса Ep =_________ = ____ /____ Q1- измененная величина спроса (P1- P0)/P0 Q0 P0 P0- изначальная цена P1- цена в следующий период


Спрос может быть чувствителен к изменению цены, тогда его называют эластичным, а также безразличен к изменению цены – неэластичный, или имеет единичную эластичность. Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, прежде всего от наличия и доступности товаров-заменителей, от конкуренции. Спрос на этнические и деловые поездки будет менее чувствителен к изменению цены, чем спрос на путешествия с целью отдыха и развлечения. Эластичность выше в долгосрочный период, т.к. с течением времени потребители могут найти больше заменителей для товаров. Взаимоотношения между величиной спроса на путешествия и ценой спроса на обслуживание м.б. изображены графически:

                 
 
P цена Р0
   
     
Д – точка единичной эластичности
 
 
 
   
 
   
Q0 Q кол-во


Эластичность спроса по доходу рассчитывается как отношение % изменения объема спроса к % изменению совокупного дохода потребителя. Эластичность спроса по доходу может изменяться от 0до бесконечности. Когда эластичность от 0 до 1, спрос считается не эластичным, если эластичность > 1, то спрос эластичен, и это означает, что при увеличении дохода населения увеличивается доля потребления турпродукта.

 

5. Основные фонды туристских предприятий.

Составляющие основных фондов. Для того чтобы осуществлять хозяйственную деятельность, предприятие должно обладать определенными средствами, т.е. – капиталом. Капитал – это совокупность денежных средств, предназначенных для инвестирования и средств производства, используемых в процессе создания продуктов и услуг. По источникам происхождения капитал классифицируется на собственный и заемный. Также капитал может быть представлен как в материально-вещественной форме, так инее в материальной форме. Необходимым условием ведения хозяйственной деятельности является обладание определенным набором экономических ресурсов или факторов производства. В общем виде их можно разделить на 2 основные группы и выделить 2 формы капитала: физический ( здания, сооружения) и человеческий (трудовые ресурсы, знания, профессионализм)

Основной капитал включает в себя оборотные средства, нематериальные активы и долгосрочные

долгосрочные финансовые вложения. Оборотный капитал – часть капитала предприятия, основной оборотный

вложенный в его обратный активный оборотный капитал, функционирующий только в одном производственном цикле и полностью

переносит свою стоимость на готовый продукт. К оборотному капиталу относятся – денежные средства, дебиторская задолжность, краткосрочные финансовые вложения, запасы сырья, материалов, незавершенного производства и готовой продукции. Оборотный капитал, представленный в денежной форме, используется для создания оборотных производственных фондов. Также в производственном процессе участвуют средства труда (машина, оборудование, здание) и предметы труда (сырье). Материальные средства труда и предметы труда

в совокупности образуют средства производства, выраженные в стоимостной форме, средства производства, представляют собой производственные фонды предприятий.

Классификация основных фондов. В зависимости от характера и участия различают основные и оборотные фонды. По назначению основные фонды делятся на производственные и непроизводственные.

К основным производственным фондам относятся те основные фонды, которые участвуют в производственном процессе непосредственно (механизмы, оборудование и т.п.) или создают условия для производственного процесса (производственные здания, сооружения и т.п.).

Основные непроизводственные фонды — это объекты культурно-бытового назначения (клубы, столовые и т.п.).

Первоначальная балансовая стоимость - это фактическая цена, по которой основные фонды были приобретены по первоначальной стоимости и осуществляется учет основных фондов в балансе предприятия.

восстановительная стоимость- это стоимость имеющихся у предприятий основных фондов, которая показывает какие средства необходимо затратить в наст. момент, для того чтобы построить или приобрести данные основные фонды. В процессе длительного использования происходит изменение, их стоимости в связи с этим, необходимо периодически осуществлять переоценку имеющихся основных фондов. Если уровень инфляции на низком уровне, то переоценку можно осуществлять в 10-15 лет 1раз. Если высокий уровень инфляции, то 1 раз в год.

остаточная стоимость - в процессе своего функционирования основные фонды изнашиваются и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции в виде амортизационных отчислений. Остаточная стоимость – это стоимость основных фондов на данный момент функционирования. Она рассчитывается как разность между балансовой стоимостью основных фондов и суммой амортизационных отчислений, перечисленных за весь период службы основных фондов.

ликвидационная стоимость – это стоимость основных фондов в момент их ликвидации. Как правило она имеет нулевые значения. Но в некоторых случаях может быть положительной величиной.

Амортизация основных фондов - процесс перенесения стоимости основных фондов на создаваемую продукцию. Осуществляется этот процесс путем включения части стоимости основных фондов в себестоимость произведенной продукции (работы). После реализации продукции предприятие получает эту сумму средств, которую использует в дальнейшем для приобретения или строительства новых основных фондов. Порядок начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве устанавливается правительством. Различают сумму амортизации и норму амортизации. Сумма амортизационных отчислений за определенный период времени (год, квартал, месяц) представляет собой денежную величину износа основных фондов. Сумма амортизационных отчислений, накопленная к концу срока службы основных фондов, должна быть достаточной для полного их восстановления (приобретения или строительства). Величина амортизационных отчислений определяется исходя из норм амортизации. Норма амортизации - это установленный размер амортизационных отчислений на полное восстановление за определенный период времени по конкретному виду основных фондов, выраженный в процентах к их балансовой стоимости борудования.
Норма амортизации определяется по формуле:

На = (Фп – Фл)/ (Тсл * Фп),

где На - годовая норма амортизации, %; Фп - первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов, руб.; Фл - ликвидационная стоимость основных фондов, руб.; Тсл - нормативный срок службы основных фондов, лет.

Амортизируются не только средства труда (основные фонды), но и нематериальные активы. К ним относят: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, торговые знаки, торговые марки и др. Амортизация по нематериальным активам исчисляется ежемесячно по нормам, установленным самим предприятием.
Имущество предприятий, подлежащее амортизации объединяется в четыре категории:

1. Здания, сооружения и их структурные компоненты.

2. Легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных.

3. Технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование и материальные активы, не включенные в первую и вторую категории.

4. Нематериальные активы.

Годовые нормы амортизации составляют: для первой категории - 5%, для второй категории - 25%, для третьей категории - 15%, а для четвертой категории амортизационные отчисления осуществляются равными долями в течении срока существования соответствующих нематериальных активов. Если невозможно определить срок использования нематериального актива, то срок амортизации устанавливается в 10лет. В целях создания экономических условий для активного обновления основных фондов и ускорения научно-технического прогресса признано целесообразным применение ускоренной амортизации активной части (машин, оборудования и транспортных средств), т.е. полное перенесение балансовой стоимости этих фондов на создаваемую продукцию в более короткие сроки, чем это предусмотрено в нормах амортизационных отчислений. Ускоренная амортизация может производиться в отношении основных фондов, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширение экспорта продукции. В случае списания основных фондов до полного перенесения их балансовой стоимости на себестоимость выпускаемой продукции недоначисленные амортизационные отчисления возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Эти денежные средства используются в таком же порядке, как и амортизационные отчисления.

 

Показатели использования основных фондов: фондоотдача и фондоемкость.

Основными показателями, отражающими конечный результат использования основных фондов, являются: фондоотдача, фондоемкость.
Фондоотдача определяется отношением объема выпущенной продукции к стоимости основных производственных фондов:

Кф.о. = N/Фс.п.ф.,

где Кф.о. - фондоотдача; N - объем выпущенной (реализованной) продукции, руб.; Фс.п.ф. - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

Фондоемкость - величина обратная фондоотдаче. Основными направлениями улучшения использования основных фондов являются:

· техническое совершенствование и модернизация оборудования;

· улучшение структуры основных фондов за счет увеличения удельного веса машин и оборудования;

· повышение интенсивности работы оборудования;

· оптимизация оперативного планирования;

· повышение квалификации работников предприятия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: