Учебники, обобщающие труды




Программа и правила проведения вступительного испытания (собеседования) при приеме на обучение по направлению подготовки магистратуры 46.04.01«История» (программа «РАННИЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ»

  1. Правила проведения вступительного испытания

Вступительное испытание проводится в форме собеседования по заранее объявленным темам Абитуриент самостоятельно выбирает для изложения любую из представленных для собеседования тем.

Абитуриент в свободной форме излагает свое понимание темы. В своем изложении он должен обратить внимание на следующие сюжеты:

- охарактеризовать исторические источники по теме (указать конкретные типы, виды);

- охарактеризовать исследования (научные труды: монографии, статьи) и точки зрения ученых по теме;

- охарактеризовать наиболее значимые проблемы, существующие в науке по теме;

- -назвать конкретные даты исторических событий;

- назвать имена конкретных исторических личностей и охарактеризовать их деятельность в связи с темой;

- описать наиболее значимые для темы исторические факты (явления, события, процессы).

В процессе вступительного испытания соискатель имеет возможность проявить творческий подход при изложении материала, продемонстрировать логику исторического научного мышления, умения критически оценить проблемные вопросы истории и культуры.

Темы для собеседования:

Тема 1. Источники по истории раннегосударственных образований Восточной Европы. Абитуриент вправе выбрать дляанализа источники по истории любого из раннегосударственных образований (греческие полисы Восточной Европы; Боспорское царство; Скифское царство; «Готская держава»; Аварский каганат; Хазарский каганат; Волжская Булгария; Киевская Русь; Русские земли и княжества удельной поры; Золотая Орда; Великое княжество Литовское; Крымское, Казанское, Астраханское, Ногайское ханства; Московское царство). Конкретный вопрос может быть предложен абитуриентом самостоятельно, либо выбран им изрекомендуемого перечня. Рекомендуемый перечень вопросов: Известия Геродота о Восточной Европе; Аппиан о Митридате VI Евпаторе; Античные источники о греческих полисах Северного Причерноморья; Византийские источники о древних славянах; Известия скандинавских саг о Древней Руси; Известия Ибн-Фадлана о руссах, Волжской Булгарии и Хазарии; Известия восточных авторов о руссах и славянах; Византийские источники по Древней Руси; Западноевропейские источники по Древней Руси; Берестяные грамоты; Письменные источники по западному походу монголов; Письменные источники по Золотой Орде (русские, западноевропейские, восточные /по выбору/); Государственный строй Московской Руси глазами иностранцев; Западнорусское летописание; Норманнская проблема по данным археологии; Скифская археология; Археологическое исследование древнегреческих полисов Северного Причерноморья /Ольвия, Херсонес Таврический, Пантикапей, Феодосия /по выбору/); Археология древнерусского города (Новгород, Киев, Ладога, Смоленск, Чернигов, /по выбору/). Возможно указать публикации источников, основные источниковедческие исследования (назвать имена ученых, которые внесли значительный вклад в поиск, выявление и изучение этих источников), охарактеризовать их особенности и познавательные возможности для изучения истории (круг научных проблем, которые решаются на основе этих источников).

Тема 2. Характеристика конкретного исторического события, связанного с историей одного из раннегосударственных образований Восточной Европы (греческие полисы Восточной Европы; Боспорское царство; Скифское царство; «Готская держава»; Аварский каганат; Хазарский каганат; Волжская Булгария; Киевская Русь; Русские земли и княжества удельной поры; Золотая Орда; Великое княжество Литовское; Крымское, Казанское, Астраханское, Ногайское ханства; Московское царство. Абитуриент самостоятельно выбирает любой исторический факт (историческое явление, событие, процесс) из истории указанных этнополитических и государственных образований. Необходимо дать описание этого факта, источников и истории его изучения, проанализировать его. Назвать и проанализировать проблемы, существующие в связи с изучением этого события. При необходимости можно сравнить анализируемое событие с другими. Определить роль, место, значение и исторические последствия этого события в истории Восточной Европы и России.

Тема 3. Дать исторический портрет одного из видных государственных деятелей Восточной Европы. Абитуриент вправе предложить для анализа любого деятеля, известного в связи с историей одного из раннегосударственных (этно-политических) образований Восточной Европы. При ответе возможно назвать источники, по которым известна деятельность этого человека, труды историков, посвященные этому деятелю, выявить существующие в них оценки и точки зрения, определить научные проблемы, существующие в связи с осмыслением биографии рассматриваемого деятеля, оценить их. При необходимости можно сравнить анализируемую биографию с биографией других исторических деятелей. Определить роль, место, значение и исторические последствия деятельности характеризуемого в ответе исторического деятеля).

 

Критерии оценивания Баллы
Способность четко формулировать объект и предмет темы,ее проблему 0- 10 баллов
Наличие в ответе исторической конкретики: исторических фактов, событий, имен, дат, умение их анализировать и сравнивать 0-10 баллов
Владение научными понятиями и терминами исторической науки; 0-5 балла
Владение навыками источниковедческого анализа (указание на исторические источники, умение их анализировать) 0-15 баллов
Владение навыками историографического анализа (ссылка на научные труды, научные концепции, умение выделять их сильные/ слабые стороны т.п.) 0-15 баллов
Умение теоретически и методологически грамотно аргументировать свою позицию 0-10 баллов
Лексическая, орфографическая, стилистическая грамотность ответа 0-5 балла
Всего: 70 баллов

Оценкой 60-70 баллов оценивается ответ, свидетельствующий о полном и глубоком знании фактического материала, историографии, исторических источников, умении четко мыслить, грамотно, логично и корректно излагать собственную точку зрения, о широкой эрудиции абитуриента и навыке активной, творческой работы.

Оценкой 30-59 баллов оценивается ответ, в котором, при общем глубоком и твердом знании материала, историографической и источниковой базы, имеются отдельные неточности в изложении, ошибки непринципиального характера.

Оценкой 20-29 баллов оценивается ответ, в котором абитуриент, показав в целом знание конкретного материала, допустил ряд неточностей и ошибок, не сумел полностью раскрыть тему, не справился с грамотным и логичным изложением материала и не показал достаточного знания историографии и источников по обсуждаемому вопросу.

Оценкой 10-19 баллов оценивается ответ, в котором не содержится достаточного фактического материала, имеются грубые ошибки, не раскрыты важные составные части предложенной темы.

(минимальная оценка за все собеседование – 20 баллов)

III. Источники и литература, которые могут быть использованы при подготовке выбранного вопроса для собеседования ( Абитуриент вправе выбрать литературу для подготовки самостоятельно).

 

Учебники, обобщающие труды

Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: Учебное пособие. М., 2010 https://padabum.com/d.php?id=64952

Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917г.): учеб. пособие для вузов рек. МО РФ / А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский. М., 2005.

Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России: учебник для вузов. М., 2009.

История России с древнейших времен до конца XVII века/ Под ред. Л.В. Милова. М., 2010.

История России: народ и власть. СПб., 1997; 2-е изд. СПб., 2001..

История СССР с древнейших времен до наших дней: В 12 тт. М., 1966-1980. Т. 1-3.

Очерки истории СССР: Период феодализма. IX-XV вв.: В 2 ч./ Под ред. Б.Д. Грекова. М., 1953.

Очерки истории СССР: Период феодализма. Конец XV – начало XVII в./ Под ред. А.Н. Насонова и др.М., 1955.

Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В. А. История России с древнейших времен до 1861 года. М., 2011.

Травников С.Н. История древнерусской литературы с хрестоматией. М., 2016.

Фроянов И.Я. Лекции по русской истории. Киевская Русь. СПб., 2015.

 

Хрестоматии

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 года / Сост. А.Г. Кузьмин, С.В. Перевезенцев. М., 2004 (https://www.zhmak.info/1151481864-sm-solovev-istoriya-rossii-s-drevnejshix-vremen.html)

Источники

Анна Комнина. Алексиада / Пер. Я.Н. Любарского. СПб., 1996.

Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. СПб., 2000. Т. 1-17.

Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы. М., 1953. Т. 1–3.

Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М.;Л., 1938.

Геродот. История: В 9 кн.: любое издание (https://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/index.shtml)

Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. Тексты, перевод, комментарий. М., 1996.

Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века / Научн. ред., послесл. и коммент. В.Я. Петрухина. Москва; Иерусалим, 1997; 2003.

Горсей Джером. Записки о России: XVI – начало XVII в. М., 1990.

Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том 3. Восточные источники. М., 2009.

История монгалов / Дж. дель Плано Карпини. Путешествие в Восточные страны / Г. де Рубрук. Книга Марко Поло. М., 1997.

Коковцов П. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л., 1932.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарий / Г.Г. Литаврин, А.П. Новосельцев. М., 1989; 1991.

Лев Диакон. История / Пер. М.М. Копыленко. М., 1988.

Маржерет Жак. Состояние Российской империи. Ж. Маржерет в документах и исследованиях (Тексты, комментарии, Статьи) / Под ред. Ан. Береловича, В.Д. Назарова, П.Ю. Уварова. М., 2007.

Матузова В.И. Английские средневековые источники IХ-ХIII вв. Тексты, перевод, комментарий. М.,1979.

Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь: Конец XII в. – 1270 г. Тексты, перевод, комментарии. М., 2002.

Московское государство XV-XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев. М., 2000.

Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI веков: тексты, перевод, комментарий. М., 1993.

Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

Памятники литературы Древней Руси. М., 1978–1985.

Памятники Смутного времени: Тушинский вор: личность, окружение, время. Документы и материалы. М., 2001.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским /Текст подготов. Я.С.Лурье и Ю.Д.Рыков. Л.,1979.

Повесть временных лет / Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. СПб.,1996.

Подосинов А.В. Восточная Европа в римской картографической традиции: Тексты. Перевод. Комментарий. М., 2002.

Проезжая по Московии (Россия XVI–XVII веков глазами дипломатов). М., 1991.

Путешествие Абу Хамида ал-гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153) / Публ. О.Г. Большакова, А.Л. Монгайта. М., 1971.

Российское законодательство X-XX веков. М., 1984–1986. Т. 1-4.

Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. М., 1997.

Россия XV–XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986.

Россия и Европа глазами Орудж-Бека Баята Дон Жуана Персидского. СПб., 2007.

Русское историческое повествование XVI–XVII веков. М., 1984.

Свод древнейших письменных известий о славянах: В 2-х т. М., 1994–1995.

Снори Стурлусон. Круг Земной. М., 1980.

Сокровенное сказание монголов (любое издание).

Стратегикон Маврикия / Изд. подг. В.В. Кучма. СПб., 2004.

Судебники XV–XVI вв. М.;Л., 1952.

Штаден Г. Записки о Московии: в 2 т. Т. 1. Публикация / Пер. с нем. С.Н. Фердинанда; вступ. ст. А.Л. Хорошкевич. М., 2008.

Щавелева Н.И. Польские латиноязычные средневековые источники: Тексты, перевод, комментарий. М., 1990.

Интернет-ресурсы:

https://www.vostlit.info/

https://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869

Аппиан. Митридатовы войны (https://www.vehi.net/istoriya/rim/appian/mitridat.html).

Иордан. Gettica (https://www.gramotey.com/?open_file=9742411367)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: