Методы научных исследований науки государственного (конституционного) права. 7 глава





 

71. Понятие и виды политических партий. Соотношение функций правящей партии и государства в политической системе.

Политические партии - это общественная организация целью которой является приход к власти в результате избирательной кампании (это ее самое главное отличие).

1)Правящая партия- это партия которая «правит», т.е. правит эта партия, или из членов которой формируется правительство.

В зависимости от республики: А)Парламентская республика- правящая партия та, которая занимает максимальное количество парламентских мест. Б)Президенсткая респуб (правительство формируется президентом) - та партия, которая привела к власти президента. В)Смешанная.

Правящая партия: 1.Члены правящей партии рекрутируются в правительство 2.Ложит свои партийные программы в основу принимаемых юрид норм. 3.Вырабатыает программную линию развития общества на период своего нахождения у власти.

Правящая полит партия не должна подменять государство. Её решения не должны иметь власть над всем населением страны. Правящая Пол Партия является направляющей силой Пол Сис и общества.

 

2)Оппозиционная партия 1.Парламентские - т.е. проникшая в парламент, но не имеющая там большинства. Она формирует теневой кабинет (группа лиц курирующая деятельность президента от оппозиции

Признание в РФ политического многообразия закреплено в ст.13 Конституции РФ. Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность - система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью различных средств. Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются тем инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, - а через него - всем обществом. О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Партия организуется по инициативе учредителей (физических и юридических лиц) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами РФ устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

 

 

72. Принцип идеологического многообразия в РФ.

 

Из учебника Кутафина:

Действующая Конституция закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в РФ государсвтенной или обязательной религии.

Ст. 13: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конст прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа- отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

 

73. Принцип политического многообразия.

 

Признание в РФ политического многообразия закреплено в ст.13 Конституции РФ. Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность - система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью различных средств. Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются тем инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, - а через него - всем обществом. О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Партия организуется по инициативе учредителей (физических и юридических лиц) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами РФ устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды. В настоящее время закон, который бы специально закреплял основы деятельности политических партий в РФ, еще не принят. Сейчас общественные отношения, связанные с созданием, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Федеральным законом об общественных объединениях 1995 г.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в РФ многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в РФ установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности РФ; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

74. Принцип светской государственности. Соотношение роли государства и церкви в российской и мировой практике.

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не в праве оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объедине ний) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии господствующей является англиканская церковь, в Израиле — иудейская религия и т. п. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Противоположность светскому государству составляет теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Таким государством сегодня является Ватикан. В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия согласно Конституции РФ «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает Закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», где сказано, что все религии и религиозные объединения равны перед законом государства, и ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, т. е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения. Отделение религиозных объединений от государства несовместимо с каким-либо их участием в государственной деятельности, как, например, освящение открываемых государственных учреждений и предприятий, выпускаемой ими продукции и т. п., а равно помещение в нем тех или иных законов религиозной символики. Религиозные объединения в РФ действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». Согласно этому закону религиозное объединение — добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры.

Исповедание и распространение веды включает в себя совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую деятельность, паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом данного объединения. Религиозное объединение совершеннолетних граждан, в состав которого входит не менее 10 человек, пользуется правом Юридического лица. Оно вправе проводить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и иные печатные материалы.

Религиозные объединения пользуются исключительным правом учреждения предприятий по производству богослужебной литературы и предметов культа. Они вправе устанавливать и поддерживать международные связи и прямые контакты. В их собственности могут находиться здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для деятельности.

Религиозные объединения имеют право собственности на имущество, приобретенное ими за счет собственных средств, пожертвований, завещанное гражданами. Имущественные и финансовые объединения, а также все виды денежных поступлений от граждан не подлежат налогообложению. Религиозные объединения граждан могут принимать участие в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством. По просьбам массовых религиозных объединений органы государственной власти в РФ вправе принимать решения об объявлении дней больших религиозных праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями, например, Рождество Христово, рял мусульманских религиозных праздников.

 

75. Принцип социальной государственности в РФ.

Термин “социального государство” появился в конце 19 начале 20 века в Германии. Идеологи социальной правовой государственности говорят, что, прежде всего, стоит человек, поэтому государство должно обеспечивать не только свободу, но минимальные материальные гарантии для реализации свобод. В нашей стране этот принцип остается декларативным в силу не развитости экономики. Для построения социального государства необходимо: 1) Чтобы существовал рост экономики. 2) Обеспечение граждан прожиточным минимумом. 3) Прекращение массового обнищания населения. 4) Ликвидация резких различий в социально-экономическом уровне жизни населения. Только после выполнения этих условий можно говорить о формировании среднего класса и т.д. Принцип правовой государственности: в соответствии с Конституцией, РФ является правовым государством. Правовое государство само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, основополагающие общественные отношения регулируются законом. Верховенство закона означает также его всеобщность, то есть не должны оставаться неурегулированными законом наиболее существенные области жизни общества. Верховенство закона означает, наконец, утверждение его господства, то есть такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимы, а все субъекты общественной жизни подчинялись бы его нормам. Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики РФ, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в РФ. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты. 1. Охрана труда и здоровья людей. В демократическом обществе труд не может носить принудительный характер. Гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора. Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую им заработок, принято называть занятостью. 2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда потребности работающего человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Одним из средств удовлетворения этих потребностей является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Этот размер зависит от экономических возможностей общества и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Государство проявляет заботу также об инвалидах и пожилых гражданах. Оно развивает систему специальных предприятий для работы инвалидов, обеспечивает инвалидов специальными средствами передвижения, протезами. Государство развивает систему социальных льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны и лиц к ним приравненных, расширяет сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов, повышает уровень их социально-бытового обслуживания. 4. Развитие системы социальных льгот. Социальные службы — учреждения, предоставляющие гражданам социальные услуги. В широком смысле такие услуги охватывают всю социальную сферу общественной жизни, в которую входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечение потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры и т. д. В узком смысле слова такими службами являются специальные службы социального обеспечения и социальной защиты. 5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Из-за полного отсутствия социальной ориентации экономической реформы сложилась ситуация, когда цены товаров близки к мировым, а цена труда намного ниже мирового уровня. В этих условиях о социальном государстве появится возможность говорить сколько-нибудь реально только тогда, когда Российская Федерация добьется фактического продвижения по всем этим направлениям, когда будут реализованы конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в РФ.

 

 

76. Понятие и виды федераций.

Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований. Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов. Признаки федерации: 1) единая территория, которая складывается из территорий субъектов, территориальное верховенство принадлежит всем; 2) два уровня учредительной власти: общефедеральный и субъекта; федеральная власть первична; 3) две системы органов власти; 4) единое федеративное гражданство; 5) общефедеральные Вооруженные силы; 6) бюджет общефедеральный и субъекта; 7) две системы налогов и сборов; 8) одна денежная единица. Виды федераций: 1) союзная федерация (появилась исторически первой) создается из нескольких государств путем заключении единого федеративного договора; 2) смешанная федерация, это та, которая начала формироваться как союзная, а продолжила свое формирование как альтернативная, либо наоборот. Типичный пример: США, СССР; 3) Альтернативная федерация создается на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства. Федерации можно подразделить по статусу субъектов: а) федерации с равноправными субъектами называются симметричными; б) федерации с неравноправными субъектами называются асимметричными. Федерации подразделяются по степени сохранения суверенитета: 1) субъекты которой не обладают государственным суверенитетом; 2) субъекты сохраняют государственный суверенитет. Причем субъект может сохранить государственный суверенитет только в союзной федерации, которая образовалась: * объединившись добровольно, на основе договора; * сохранив право на сецессию (выход из федерации). Такой вид позволяет защитить права человека. Федерации подразделяются по централизации: 1) централизованное присутствие, приоритет федеральных законов над законами субъектов по большинству предметов ведения; 2) децентрализованное. Две системы контроля: федеральный и на местах. Федерации подразделяются по характеру субъектов: а) национально территориальные субъекты, национально-государственные образования; б) субъекты созданные по другим признакам. Федеративное государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управ­ления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого. Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три "ветви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика. федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить США.

 

77. Признаки федерации.

Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований. Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов. Признаки федерации: 1) единая территория, которая складывается из территорий субъектов, территориальное верховенство принадлежит всем; 2) два уровня учредительной власти: общефедеральный и субъекта; федеральная власть первична; 3) две системы органов власти; 4) единое федеративное гражданство; 5) общефедеральные Вооруженные силы; 6) бюджет общефедеральный и субъекта; 7) две системы налогов и сборов; 8) одна денежная единица. Виды федераций: 1) союзная федерация (появилась исторически первой) создается из нескольких государств путем заключении единого федеративного договора; 2) смешанная федерация, это та, которая начала формироваться как союзная, а продолжила свое формирование как альтернативная, либо наоборот. Типичный пример: США, СССР; 3) Альтернативная федерация создается на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства. Федерации можно подразделить по статусу субъектов: а) федерации с равноправными субъектами называются симметричными; б) федерации с неравноправными субъектами называются асимметричными. Федерации подразделяются по степени сохранения суверенитета: 1) субъекты которой не обладают государственным суверенитетом; 2) субъекты сохраняют государственный суверенитет. Причем субъект может сохранить государственный суверенитет только в союзной федерации, которая образовалась: * объединившись добровольно, на основе договора; * сохранив право на сецессию (выход из федерации). Такой вид позволяет защитить права человека. Федерации подразделяются по централизации: 1) централизованное присутствие, приоритет федеральных законов над законами субъектов по большинству предметов ведения; 2) децентрализованное. Две системы контроля: федеральный и на местах. Федерации подразделяются по характеру субъектов: а) национально территориальные субъекты, национально-государственные образования; б) субъекты созданные по другим признакам.

Федеративная природа РФ отличается следующими признаками:

1. Российская Федерация имеет конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономная область — свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов РФ.

2. Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим республики, входящие в состав РФ, также имеют свое гражданство.

4. Российская Федерация имеет общие для всей Федерации высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республики и действуют на территории всех республик.

5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Не только Российская Федерация, но и ее субъекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, коммерческими структурами, международными организациями, реализуя при этом свои интересы.

7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их полномочий. При-

чем Конституция закрепляет исключительные полномочия РФ (ст. 71) и совместную компетенцию РФ и ее субъектов (ст. 72). Все иные полномочия принадлежат субъектам РФ. Конституция их не перечисляет, а только ограничивается указанием, что «вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73). Российская Федерация — суверенное государство. Суверенитет РФ — свойство государственной власти на основе воли многонационального народа РФ самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.

 

78. Унитарное государство: понятие, виды.

Унитарное Г – это единое Г, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящие, как правило, из АТЕ (губернии, области и т.д.). Унитарное Г – более централизованная форма территориально-политического устройства, чем федерация, в которой государственной властью обладают и ее субъекты. Оно может включать федеральные автономии. Составные части не могут участвовать в решении государственных вопросов. Признаки: 1) единая территория, территориальное верховенство на общефедеральном уровне; 2) одна учредительная власть; 3) одна система органов власти; 4) одно гражданство; 5) общегосударственные Вооруженные силы; 6) один бюджет; 7) одна система налогов и сборов; 8) одна денежная единица. Делятся на: 1) простые и 2) сложные. 1) состоят только из АТЕ. 2) имеют в своем составе на ряду с АТЕ одно или несколько автономных образований. Делятся на: 1) централизованные; 2) децентрализованные. 1) органы управления назначаются сверху донизу; 2) во всех звеньях АТЕ имеются только избираемые органы самоуправления. Автономия в унитарном государстве: Территориально-автономное образование это административно обособленная часть унитарного государства (обладает привилегией в отношениях с центральной властью о решении вопросов внутренней жизни). Автономные образования создаются по следующим принципам: экономический (автономным статусом обладает экономически единая территория (район)), территориально-географический (обособляется территория обладающая территориальными особенностями (например, Крымская автономная республика)), национальный (по компактному проживанию социально-этнической общности), по условиям быта (например, Донская советская республика, на данным момент подобных республик нет). Все автономные образования делятся на группы: по политическому признаку: государственно-политическая, законодательная (субъекты могут принимать собственные законы по вопросам внутренней жизни), по административному признаку (законов принимать не могут, самостоятельно принимают только исполнительно-распорядительные акты). Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам. Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства -федераций и конфедеративных государственных союзов. В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов ), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе РФ является государством с унитарной формой правления. Основные признаки унитарного государства Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; Единые для всей страны высшие органы власти; Единая система законодательства; Единое гражданство; Единая денежная единица; Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.Виды унитарных государств Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от: характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства; Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов.

79. Признаки унитарного государства.

Унитарное Г – это единое Г, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящие, как правило, из АТЕ (губернии, области и т.д.). Унитарное Г – более централизованная форма территориально-политического устройства, чем федерация, в которой государственной властью обладают и ее субъекты. Оно может включать федеральные автономии. Составные части не могут участвовать в решении государственных вопросов. Признаки: 1) единая территория, территориальное верховенство на общефедеральном уровне; 2) одна учредительная власть; 3) одна система органов власти; 4) одно гражданство; 5) общегосударственные Вооруженные силы; 6) один бюджет; 7) одна система налогов и сборов; 8) одна денежная единица. Делятся на: 1) простые и 2) сложные. 1) состоят только из АТЕ. 2) имеют в своем составе на ряду с АТЕ одно или несколько автономных образований. Делятся на: 1) централизованные; 2) децентрализованные. 1) органы управления назначаются сверху донизу; 2) во всех звеньях АТЕ имеются только избираемые органы самоуправления.





Читайте также:
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.027 с.