Просклоняйте одно числительное из текста. Выделите окончания.
Подумайте, на какой вопрос в тексте нет ответа?
А) Сколько лет сажал яблоню автор?
Б) Сколько лет было саженцу, когда автор его сажал?
В) Когда можно считать, что человеку уже минуло 100 лет?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №7
Все синички (1) птички маленькие. Самая большая весит немногим более 20 граммов, самая маленькая – 10 граммов. Легко предположить (2) что птицы эти (3) получили своё название за цвет. Синицы - значит синие. Но синих тонов в оперении этих птиц нет. (У лазоревки цвет не синий, а именно лазоревый.) Названы эти птицы так не за окраску (4) а потому, что некоторые издают довольно громкий мелодичный посвист: «сии-сии». Вот и назвали их синицами.
(Ю.Дмитриев)
Прочитайте текст. Используя примеры из текста, расскажите об имени числительном как части речи.
На месте каких цифр необходимо поставить недостающий знак препинания? Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять знак(-и) препинания.
Определите тему текста. Озаглавьте его. Что нового вы узнали из текста?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №8
Таинственные гномы.
Встречи с совами окружены почти такой же таинственностью, как и встречи со сказочными существами – гномами. В самом деле, много ли людей, которые общались с совами? Эти птицы показываются не всем. Шумные, нетерпеливые, трусливые и злые люди не увидят сов. С ними могут общаться люди, влюблённые в родную природу, спокойные и вдумчивые, любознательные и терпеливые и, конечно, не трусливые. Ведь для встреч с совами надо пойти в лес ночью, найти укромное место и долго-долго ждать. Только таким людям откроются тайны совиной жизни.
|
Прочитайте текст. Найдите в нём имена прилагательные. Как вы определили, что это прилагательные? Расскажите о морфологических признаках двух-трёх прилагательных из текста.
Выполните морфемный разбор подчёркнутых в тексте слов.
3. Объясните смысл названия текста. Подберите свои варианты названия.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №9
В спокойной воде, будто в чуть потемневшем от времени зеркале, отражалась чайка. Она неслась над рекой (1) не двигая (2) крыльями (3) и, казалось, любовалась отражением своего плавного и величавого полёта. Маленький буксирный катеришко, весь чумазый от копоти, словно ком снега, катил перед собой пенный вал.
И вдруг (4) выбравшись (5) на берег (6) мы увидели на песке какого-то смешного дядьку. Он сидел перед маленьким зеркальцем (7) по-турецки (8) сложив ноги (9) и брился. Побрившись (10) он смыл с лица остатки пены и вытащил из рюкзака диковинную трубку. Она была сделана в виде человеческой головы с крючковатым носом и остренькой бородой.
(По И.Дику)
Прочитайте текст. Используя примеры из текста, расскажите о деепричастии.
На месте каких цифр необходимо поставить недостающий знак препинания? Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять знак(-и) препинания.
Подумайте, на какой вопрос в тексте нет ответа?
А) Кого увидели ребята в отражении воды?
Б) Что увидели ребята на той стороне реки?
В) Кого увидели ребята, выбравшись на берег?
|
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №10
Сначала мы оказались на поляне. Она освеще..а лучами осеннего солнца. Вошли в лес. Расчище..ая дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораже..ые красотой необыкновенного леса. Березы как будто окута..ы золотистой листвой. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоче..ые солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю.
Прочитайте текст. На примерах из текста, объясните условия выбора Н-НН в причастиях.
Выполните синтаксический разбор подчёркнутого в тексте предложения.
3. Какие вопросы можно задать к тексту?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №11
вымытый пол
колющий предмет
решаемая задача
лечащий врач
рассмеявшийся мальчик
выращенный в саду
1. Из представленных словосочетаний выпишите…
…действительное причастие прошедшего времени, образованное от глагола 1 спряжения;
…действительное причастие настоящего времени, образованное от глагола
1 спряжения;
…страдательное причастие настоящего времени, образованное от глагола
1 спряжения;
…страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола
Спряжения.
Как вы это определили?
Расставьте знаки препинания в предложениях. Составьте схемы предложений.
Выращенные в саду хризантемы радуют нас своей красотой.
Хризантемы выращенные в саду радуют нас своей красотой.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|
Билет №12
(не) обитаемый остров
(не) забываемый вечер
(не) построенный к лету
калитка (не) закрыта
(не) расколотый орех
(не) доумевающий взгляд
1. Расскажите о правописании НЕ с причастиями. Из данных слов назовите пример, иллюстрирующий правило: «НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если у причастия есть зависимое слово».
2. Раскройте скобки в приведённых выше примерах.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №13
Мой брат учился в школе (интернате). Наш отец инженер (металлург). Наши друзья много путешествовали: были в (Сан) Франциско, объездили (пол) Франции, преодолели (пол) Антарктиды. Корабль шёл строго по курсу – на (юго) запад. Мой брат (море) плаватель. В Каннах состоялся (кино) фестиваль. Ребята побывали на экскурсии в музее (усадьбе) А.С. Пушкина. Товарищ (полу) шутя обыграл меня в шахматы.