-органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
- без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
- потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания,
- органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.
Недостатки:
- физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств.
-чувственная картина мира недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира.
2. Рациональное познание. От лат. ratio - разум.
Опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Формы рационального познания:
Понятие - форма мысли, которая отражает общие и существенные признакипознаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия.
Суждение -форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и спомощью этой связи утверждается или отрицается что‑либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.
Умозаключение - получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением.
Виды умозаключений:
- дедуктивные; от латинского- deductio-выведение.
Цепь рассуждений от общих утверждений к частным.
- идуктивные; от лат. inductio – наведение.
Цепь рассуждений от частных утверждений к общим.
-по аналогии.
Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой.
Результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке, а чувственного- в образах.
Интуиция.
Способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких‑либо доказательств.
Это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.
Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:
1) неожиданностью решения поставленной задачи;
2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;
3) непосредственным характером постижения истины.
Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания.
Истина.
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
- истина - соответствие мыслей человека окружающей действительности.
- истина - соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Стороны истины:
-объективная - показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.
-субъективная - указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Абсолютная истина.
Полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком‑либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо.
Относительная истина.
Неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Объективная истина.
Определение.
Практика.
Активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.
Она является движущей силой процесса познания, а также важнейшим критерием истины, но не единственным. В математике применяется формально- логический подход-выявление логических противоречий в математических рассуждениях.
В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащние индивида, общества и природы.
Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения - непреднамеренное несоответствие каких‑либо суждений или понятий познаваемому объекту, это ложное знание, принимаемое за истинное.
Научное познание.