Роль чувственного познания.




-органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

- без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

- потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания,

- органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Недостатки:

- физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств.

-чувственная картина мира недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира.

2. Рациональное познание. От лат. ratio - разум.

Опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Формы рационального познания:

Понятие - форма мысли, которая отражает общие и существенные признакипознаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия.

Суждение -форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и спомощью этой связи утверждается или отрицается что‑либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.

Умозаключение - получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением.

Виды умозаключений:

- дедуктивные; от латинского- deductio-выведение.

Цепь рассуждений от общих утверждений к частным.

- идуктивные; от лат. inductio – наведение.

Цепь рассуждений от частных утверждений к общим.

-по аналогии.

Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой.

Результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке, а чувственного- в образах.

 

Интуиция.

Способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких‑либо доказательств.

Это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной задачи;

2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;

3) непосредственным характером постижения истины.

Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания.

 

Истина.

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

- истина - соответствие мыслей человека окружающей действительности.

- истина - соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Стороны истины:

-объективная - показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

-субъективная - указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Абсолютная истина.

Полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком‑либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо.

Относительная истина.

Неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Объективная истина.

Определение.

Практика.

Активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

Она является движущей силой процесса познания, а также важнейшим критерием истины, но не единственным. В математике применяется формально- логический подход-выявление логических противоречий в математических рассуждениях.

В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащние индивида, общества и природы.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения - непреднамеренное несоответствие каких‑либо суждений или понятий познаваемому объекту, это ложное знание, принимаемое за истинное.

 

 

Научное познание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: