Виды банковских операций.




- Пассивные операции имеют целью привлечение в банки свободных денежных средств физических и юридических лиц.

Относятся: расчеты с клиентами, депозитные операции, эмиссия денег и ценных бумаг, а также контроль за денежным обращением и движением ценных бумаг.

- Активные операции имеют целью прибыльное размещение собранных средств.

Относятся: кредитование, банковские инвестиции, факторинговые и лизинговые услуги, трастовые операции.

- Забалансовые операции представляют собой непосредственно предпринимательскую деятельность самих банков.

Относятся: биржевые спекуляции на рынке ценных бумаг, обмен валюты, консалтинговые услуги и др.

!

В настоящее время практически во всех странах мира существует двухуровневая банковская система.

- Первый уровень этой системы образует центральный (эмиссионный) банк.

- Второй уровень — частные и государственные банковские институты.

!

Главным звеном банковской системы любого государства является Центральный банк страны.

Функции Центробанка.

- эмиссия банкнот;

- аккумуляция и хранение резервов других банков, золотовалютных резервов страны;

- кредитование коммерческих банков;

- проведение расчетов и переводных операций для правительства страны;

- контроль за деятельностью кредитных учреждений.

!

Исключительной функцией Центрального банка является денежно‑кредитное регулирование всего денежного обращения страны при помощи проведения соответствующей денежно‑кредитной политики. Она может осуществляться:

форме кредитной экспансии, т. е. стимулирования всех коммерческих структур на получение кредитов, в периоды замедления темпов роста производства.

- в форме кредитной рестрикции, т. е. ограничения коммерческих структур в получении кредитов, в периоды подъема экономики.

!

 

Основными инструментами, которые использует Центральный банк для проведения денежно‑кредитной политики, являются:

-повышение или понижение учетной ставки процента,

- изменение нормы обязательных резервов, которые должны хранить кредитные учреждения,

-проведение операций на открытом рынке,

-регулирование денежной массы путем эмиссии денег.

!

Учетной ставкой называется процентная ставка центрального банка, устанавливаемая для приобретения платежных обязательств. По этой ставке коммерческие банки могут заимствовать резервы у центрального банка. Она, как правило, отличается от текущих ставок коммерческих банков и влечет за собой облегчение или затруднение получения кредитов от коммерческих банков.

!

Суть операций Центрального банка на открытом рынке состоит в купле‑продаже ценных бумаг. Эти операции имеют своей целью связать или высвободить определенное количество капиталов.

Во многих странах Центральный банк имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем единовременного изменения нормы обязательных резервов для всех банковских учреждений. Резервы представляют собой вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается пропорционально банковским активам. Система банковских резервов является надежным средством защиты устойчивости банковской системы и одновременно способом расширения ее возможностей по кредитованию клиентов, основанным на централизации части денежных средств банков в специальных фондах, которыми распоряжается главный банк страны

.!

Вторым важным элементом банковской системы являются коммерческие банки — кредитные учреждения универсального характера. Их функции весьма разнообразны: экономисты насчитывают более 800 видов операций, выполняемых коммерческими банками. Главным показателем деятельности коммерческого банка является его ликвидность, т.е. способность в любой момент полностью оплатить свои обязательства. Существование того или иного количества коммерческих банков в стране обуславливается как экономической целесообразностью, потребностями финансового обслуживания клиентов так и особенностями законодательного регулирования банковской системы.

!

В пределах выполнения своих полномочий Банк России независим, поэтому органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность.

!

Коммерческие банки для ведения банковской деятельности должны получить у Банка России лицензию на осуществление банковских операций. Все банковские операции и другие сделки осуществляются ими в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Проведение банковских операций без лицензии или с нарушением условий лицензирования влечет за собой юридическую ответственность.

 

Государство и экономика

 

Ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсолютно свободной, поскольку она не может работать без вмешательства государства.

 

Именно государство берет на себя ответственность:

- за организацию денежного обращения в стране,

- за удовлетворение потребностей определенных категорий населения,

- за компенсацию или ликвидацию отрицательных эффектов поведения участников рыночной игры

!

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования, поскольку, действуя стихийно, законы рынка слишком часто не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработица и др. К тому же рыночная система не в состоянии обеспечить реализацию такого неотъемлемого социально‑экономического права человека, как право на стандарт благосостояния, т. е. на получение таких доходов, которые могли бы обеспечить индивиду достойное существование вне зависимости от форм и результатов его экономической деятельности. От рыночного механизма не приходится ожидать и соблюдения других социально‑экономических прав человека, в частности, права на труд для тех, кто может и хочет работать.

!

Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929‑1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица. Кризис 1929‑1933 гг. заставил ученых‑экономистов пересмотреть многие из положений экономической теории.

!

В 1936 г. английский экономист Джон Кейнс выпустил в свет книгу, которая называлась «Общая теория занятости, процента и денег», в которой доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов. Кейнс фактически произвел переворот в «классической экономике», сделав вывод о том, что только активная финансовая политика государства, которая бы способствовала стимулированию спроса, может справиться с массовой безработицей. Во время Второй мировой войны эта точка зрения стала господствующей во всем мире, и взгляды Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

!

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии:

-перераспределение общественных доходов,

- регулирование рынка рабочей силы,

- оказание материальной поддержки тем людям, которые не по своей воле утратили рабочие места и не сумели найти себе другую работу.

- заботятся государства и о занятых, устанавливая для них минимальный уровень заработной платы, т. е. такой уровень, который бы позволил им выжить.

- обеспечивают стратегические прорывы в области науки и технологии, что особенно важно в современных условиях развития НТП.

Методы государственного регулирования экономической жизни.

1 правовые методы, которые заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры.

антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий‑монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Также правительства различных стран принимают законы, направленные на укрепление мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

 

2 финансово‑экономические методы — прежде всего налоги. Налоги играют активную роль в перераспределительных отношениях, серьезно влияя на производство. Поднимая или снижая размер налогов, государство либо способствует его развитию, либо сдерживает темпы экономического роста.

Государство оказывает определенное влияние на экономику и при проведении своей денежно‑кредитной политики. Главную ответственность за проведение последней, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью госбанк или ограничивает, или, наоборот, расширяет возможность получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Также государство помогает товаропроизводителям, вводя определенные таможенные пошлины. Пошлиной называется специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает

Еще одним важным инструментом государствен ного регулирования экономики является государственная собственность (так называемый государственный сектор). Государственный сектор представляет собой некоторое дополнение рыночного механизма, действующее там и в такой мере, где и в какой степени сам этот механизм не справляется или недостаточно быстро и эффективно справляется с глобальными или частными экономическими задачами. Государственный сектор создается в результате строительства государством различных хозяйственных объектов, а также выкупа у частных владельцев предприятий, недвижимости, пакетов акций и целых отраслей.

Переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную называется национализацией. Национализация служит мощным инструментом стабилизации рыночной экономики страны в критические периоды ее развития.

 

3. Различные типы планирования.

Государственной экономической программой называется комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для развития хозяйства страны, а также совокупность средств их достижения в установленные сроки.

Разработка и осуществление таких программ называется государственным экономическим программированием.

Программы бывают

1. - обычные;

- чрезвычайные- разрабатываются и осуществляются во время критических ситуаций (например, при стихийных бедствиях). Некоторые из этих программ являются превентивными, т. е. призванными предотвратить надвигающиеся нежелательные последствия.

2 -краткосрочные,

- среднесрочные

- долгосрочные.

!

Особое место среди государственных программ обычно занимают государственные программы национализации и приватизации.

!

Несмотря на очевидную эффективность государственного регулирования экономики, опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основной принцип государственного регулирования экономики часто выражается фразой «не помешай рынку».

!

Таким образом, вмешательство государства в современную экономику является необходимым. Основные направления его экономической деятельности могут быть сведены к следующим:

1) разработка, принятие и организация выполнения рыночного законодательства (правовой основы рынка);

2) обеспечение сохранности рыночного механизма и создание условий для его нормальной работы, сглаживание структурных и региональных диспропорций в экономике, организация экологически безопасного производства;

3) гарантированное осуществление справедливого распределения доходов.

 

 

Государственный бюджет.

 

 

Государственный бюджет (от англ. budget — чемодан, мешок с деньгами) — это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона.

Государственный бюджет страны утверждается законодательным органом власти — парламентом; в Российской Федерации — Федеральным Собранием РФ.

!

Бюджетное устройство в различных странах мира не одинаково: оно определяется спецификой государственного строя конкретной страны.

В федеративных государствах наряду с федеральным бюджетом существуют еще бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Так, государственная бюджетная система России включает в себя федеральный бюджет, 21 бюджет республик в составе Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, бюджеты Москвы и Санкт‑Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов.

!

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета называют бюджетным процессом. Бюджетный процесс в РФ регламентирован Конституцией и законодательством Российской Федерации и состоит из пяти стадий:

I стадия — составление проекта бюджета Правительством РФ;

II стадия — рассмотрение проекта бюджета Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Счетной палатой РФ;

III стадия — утверждение бюджета, принятие закона о бюджете Федеральным Собранием РФ, подписание его Президентом РФ;

IV стадия — исполнение бюджета, которое осуществляют органы исполнительной власти с 1 января по 31 декабря ежегодно. Этот период времени называется бюджетным годом;

V стадия — составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение (обычно в течение первых 5 месяцев следующего года).

Аналогично разрабатываются и утверждаются бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

Реализация бюджета происходит при помощи бюджетного финансирования. В России важную роль в этом процессе играет Министерство финансов РФ, которое возглавляет всю систему государственного управления финансами, проводит единую политику, организует и контролирует исполнение бюджета. Также государственный финансовый контроль в Рф осуществляет Счетная палата РФ, подотчетная в своей деятельности Федеральному Собранию РФ

.

Бюджет любого государства состоит из двух частей.

- Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, которые выплачивают физические и юридические лица, а также займов и эмиссии денег. В зависимости от государственного устройства страны доходы бюджета подразделяют на доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или на доходы федерального бюджета, доходы субъектов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).

- Расходная часть бюджета представляет собой затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных и политико‑административных функций.

пять основных групп расходов:

- расходы на содержание государственного аппарата,

- военные расходы,

-расходы на социальную сферу,

-расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства,

- расходы по предоставлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживанию долгов государства (внутренних и внешних).

!

В процессе составления и исполнения бюджета государство, как правило, сталкивается с невозможностью достижения равенства его доходной и расходной частей. В этом случае возможны два варианта:

- бюджетный профицит - превышение доходов бюджета над его расходами. Это сравнительно редкое явление, которое имеет место только при наличии ряда благоприятных внутренних и внешних условий развития национальной экономи ки.

- бюджетный дефицит, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит может возникнуть в результате экономической политики государства или быть вызван какими‑либо чрезвычайными обстоятельствами. Преодолеть его можно несколькими способами: сократить (секвестировать) бюджетные расходы, изыскать дополнительные источники доходов, организовать эмиссию денег, взять заем у населения или других государств и международных финансовых организаций.

Государственный долг.

Сумма непогашенных обязательств государства перед банками‑кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: