Форма государственного устройства.





Унитарное государство.
Простое, единое государство, не имеющее в своемсоставе иных государственныхобразований.

- Территория унитарного государства делится на административно‑территориальные единицы, которые не обладают какой‑либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки.
- Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны.
- Гражданство унитарного государства — единое, административно‑территориальные образования собственного гражданства не имеют.
-Единая система права.
- Единая судебная система.
-Одноканальная налоговая система: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам.
-Пример: Франция, Швеция, Турция Египет и др.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий - внутреннее самоуправление районовгосударства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями- Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии.
В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально‑культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.
Федерация.
Слож ное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

-Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление.
- Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью.
-Два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации.
- Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории.
- Гражданство федерации — двойное: каждый гражданин — гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации.
-Две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют право принятия собственной конституции.
-Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

-Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. -Налоговая система федерации — двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации.
-Пример: США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Виды федерации.

1.
Национально‑государственные
- субъекты образуются по национально‑территориальному признаку.
Пример: частично в Российской Федерации.
Административно‑территориальные - в создании субъектов, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).
2.

Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре-
США, СССР.
Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федерации, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета - Российская Федерация.

Право сецессии.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации - право сецессии - односторонний выход субъекта федерации из ее состава.
В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990—1991 гг.

Конфедерация.
Постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких‑либо общих целей.

-Не имеет собственной территории — она состоит из территорий входящих в ее состав государств.
- Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава.
- Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами.
- Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство имеет свое гражданство.
- Отсутствует и единая судебная система.
- Налоги отсутствуют, бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств — членов конфедерации.
Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981—1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др.
Пример:
- Европейский союз;
- после распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств (СНГ);
- Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний, оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

 

Политико‑правовой режим.

Совокупность средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

 

Демократический режим.
Политико‑правовойрежим
, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
Термин «демократия» греческого происхождения, в буквальном переводе означает «власть народа».

Признаки демократического режима:
- формирование органов власти выборным путем;
- свобода деятельности различных субъектов политической жизни;
- признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

 

Антидемократический режим.
Политико‑правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц.

Тоталитарный режим.
Политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны, государства.

Признаки:

1. наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером‑диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;

2. наличие официальной, господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национал‑социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как телеологический, т. е. направленный к определенной цели процесс. Идеология не подлежит критике, и отступление от нее строго карается государством;
3.полный контроль государства над всей жизнью общества;

4. монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

5.монополия государства на средства вооруженной борьбы;

6. наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к инакомыслящим;

7. подчинение экономики государству, командно‑административная система управления.

 

Авторитарный режим.

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом .
Признаки:

-носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита);
- народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам;
- деятельность политической оппозиции запрещена;
- Режим опирается на силу которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора. Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Авторитаризм — это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому.
Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии - политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

 

Военный режим.
Политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Признаки:

1. переход власти в результате военного переворота к хунте;

2. отмена конституции и замена ее актами военных властей;

3.роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными:

4. ограничение действия политических прав и свобод человека;

5.создание при хунте консультативных органов из технократов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.

 

Демократия и ее формы.

 

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Предпосылки демократии.

- Высокий уровень социально‑экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия.
- Высокая степень развития общей и политической культуры в обществе; значительная социальная и политическая активность индивидуумов и их добровольных объединений. готовых встать на защиту институтов демократии.
-Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.

 

Признаки демократии.

1. признание народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2. формально‑юридическое равноправие граждан и их равная возможностью участия в политической жизни страны;

3. наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

4. принятие важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5. право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6. политический плюрализм, под которым понимается наличие различных политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;
7. идеологический плюрализм;

8. система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

9. гласность действий государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;

9. выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10. развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию (ohlos — толпа и cratos — власть, т. е. власть толпы). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам.

 

Всеобщие институты демократии.
Организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы:
- выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима;
-ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами);
-сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

Формы демократии.
Прямая (непосредственная) демократия.
Народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть.
Институты прямой демократии:
- выборы;
-референдумы;
-собрания; митинги;
- шествия;
демонстрации;
- пикетирования;
- обращения в органы власти (петиции);
- народное обсуждение важнейших вопросов.

 

Представительная (косвенная)демократия.
Народ осуществляет свою власть через своих представителей в различных государственных органах.
Институты прямой демократии:
- парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране;
- система органов местного самоуправления.

 

Выборы.

Процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом.
Путем выборов формируются парламенты, органы местного самоуправления, избираются главы государств, региональных и местных исполнительных органов власти.

Избирательная система.
Порядок формирования выборных органов государства. Она включает в себя избирательное право, избирательный процесс и процедуру отзыва депутатов.

 

Избирательное право.
Принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов
:
- активное - право избирать;
- пассивное- право быть избранным.
Избирательное право может быть ограничено цензами:
- возрастные,
- образовательные,

- национальные,
- расовые,
- имущественные,
- сословные,
- ценз оседлости- ограничение избирательного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе.

В демократических государствах выборы проводятся на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право — право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факторов.
- допускается лишь ценз оседлости;
- в Российской Федерации не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право - каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях. Упрощенно эта формула звучит так: «Один избиратель — один голос».

Прямое избирательное право - каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели формируют коллегию выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют за кандидата.

Тайное голосование - порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.
Также принципами, характеризующими избирательное право, являются:
- свобода выборов и добровольное участие в них,
- сочетание государственного и негосударственного финансирования,
- гласность и общественный контроль за проведением выборов,
- альтернативность выборов - реальная возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов.

Избирательный процесс.
Порядок и основные стадии в организации выборов.
Основные этапы:

1. назначение выборов (как правило, главой государства);

2. организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;

3. создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

4. регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

5. выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

6. предвыборная агитация;

7. процесс голосования по избирательным участкам;

8.подведение итогов голосования;

9. установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.
Разновидности регистрации избирателей.

1.Необязательная - регистрация производится по инициативе самого избирателя, а регистратору вменяется в обязанность лишь не допустить к участию в выборах лиц, не имеющих права голоса.
Система необязательной регистрации имеет две разновидности:
- постоянная: избиратель, один раз внесенный в списки для голосования, считается навсегда зарегистрированным и вычеркивается из них только в случае смерти
- периодическая: через определенное время списки избирателей аннулируются и каждый избиратель, желающий принять участие в выборах, обязан пройти перерегистрацию.

2. Обязательная - регистратор обязан позаботиться о том, чтобы каждый имеющий право голоса был внесен в списки для голосования.

 

Мажоритарная система.
Способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.

Разновидности мажоритарной системы.
Мажоритарная система абсолютного большинства - для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос).
-достоинства - простота определения результатов, избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей;
- недостатки: вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов), что ведет к росту абсентеизма - уклонение от участия в выборах).
Мажоритарная система относительного большинства - избранным считаетсякандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности.
- достоинство: система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования;
- недостатки: зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората.

Пропорциональная избирательная система.
Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов.

-Создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов.
- Часто избирательным округом становится вся страна.
- Выборы проводятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.
- Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.
- При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: