Государственный аппарат.





Механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Принципы формирования и функционирования государственных органов.

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;

2) принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;

3) принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства;

4) принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата;

5) принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов;

6) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения важнейших вопросов государственной жизни;

7) принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

 

Модели построения государственного аппарата:

1) централизованно‑сегментарная - органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства - президент, парламент, правительство, а также их представители на местах.
Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности.

2) моноцефальная(греч. mono — один, kephale — голова) - вся система государственных органов едина. Во главе этой системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею нижестоящие органы, которые, как правило, назначаются вышестоящими. Подобная система государственных органов носит жестко иерархический характер, предельно персонифицирована и пирамидальна по своему построению.
Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства.

3) монотеократическая - сочетается единовластие главы государства, подкрепленное религиозными догмами, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом.
Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли в осуществлении власти государственных органов.
Государственный орган — это составная часть механизма государства (физическое лицо или организация), наделенная государственно‑властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства.
Таким образом, государственный орган:

1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

2) наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;

3) образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию - объем и перечень государственно‑властных полномочий, закрепленных заэтим органом, а также его юридические обязанности.

Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:
- Первой формой является издание нормативно‑правовых актов.
- Вторая форма — это принятие правоприменительных актов.
-Третья форма представляет собой организационную деятельность государственного органа.

Виды органов государства:

 

1) по срокам полномочий:
-временные органы создаются для достижения краткосрочных целей. Пример: в России – 1917-1918гг. - Учредительное собрание и Временное правительство
- постоянные функционируют без ограничения срока.

2) по месту в иерархии:
-высшие-Федеральное Собрание.
-органы власти субъектов федерации-
правительство Москвы.
-местные органы власти-
мэр Владивостока.

3) по характеру осуществления компетенции:
- коллегиальные– Верховный Суд;
- единоначальные- Генеральный прокурор РФ;

4) по порядку формирования:
-первичные - избираемыми непосредственно населением; Московская городская Дума.
-производные - формируются первичными;Федеральная служба безопасности РФ;

5) по правовым формам деятельности:
- правотворческие - парламенты,
-правоприменительные - правительства,
правоохранительные - суды, органы внутренних дел;

6) в соответствии с принципом разделения властей:
- законодательные,
- исполнительные,
- судебные.

Принцип разделения властей.
Имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями, в частности Аристотелем.
В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784 г. французский просветитель Ш.‑Л. Монтескье.
Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности — любым органом государства. Первоначально она была направле‑на на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История оказывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство.

Теория разделения властей, как она была изложена Монтескье, предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной исполнительной и судебной.
Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности:
- принятие законов,
-их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов,
- разрешение конфликтов, связанных с применением законов).
Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла монополизация власти одной ее ветвью.
Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов».

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Законодательная власть.
Делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.

-Законодательная власть — это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.

-В различных государствах законодательные органы называют по‑разному: в Российской Федерации — Федеральное Собрание, в США — конгресс, в Великобритании — парламент, во Франции — Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский парламент (от франц. parler — говорить), поэтому часто законодательный орган называют парламентом.

-Парламенты могут быть одно— и двухпалатными.
- Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя палата отражает интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачастую более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, и обычно она формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Во многих странах досрочному роспуску подлежат только нижние палаты парламента. Поэтому верхние палаты становятся своеобразным «заслоном» на пути поспешных и популистских законопроектов, принятых нижними палатами.

-Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых — предварительное рассмотрение законопроектов.
- Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий.

-Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры.
-Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти.
- Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях.
-Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации.
-Депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. -В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (императивный мандат).

Парламентаризм.
Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления.

 

Исполнительная власть.
Вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной, власти.

-Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, которые призваны осуществлять исполнительно‑распорядительную деятельность.

-Всю свою деятельность эти органы обязаны осуществлять в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению.
-Поэтому деятельность исполнительных органов государства называют подзаконной, а издаваемые ими юридические акты — подзаконными актами.

-Исполнительная власть реализуется государством через президента и правительство, их органы на местах.

Судебная власть.
- Осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.
- Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

-Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной.
- Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников).
- Правосудиемназывается деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

 

Суд характеризуется:
1. Судоустройством - совокупность норм, устанавливающих организации, структурусудов,задачи и принципы.

1) осуществление правосудия только судом;

2) образование судов на началах выборности;

3) независимость суда и подчинение его только закону;

4) неприкосновенность судей и их несменяемость;

5) коллегиальность суда.

Коллегии в составе суда: профессиональный судья (судьи) и народные представители.
Типы судов в зависимости от роли коллегии народных представителей:
а) Суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных):
- В состав суда присяжных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать).
-Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, асудья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния.
б) Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.

 

2.Судопроизводством - представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел.
Принципы:
- законность,
- осуществления правосудия только судом,
- равенство участников процесса,
-публичность,
- гласность,
- устность,
- непрерывность,
- состязательности судебного разбирательства,
- ведение дела на национальном языке.

Виды судов.
1. Конституционные суды- в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т. е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами.
2.Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.
3.Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет определенную специфику (например, арбитражный суд).

4.Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ таких судов пока нет).

 

Некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти:
-
прежде всего это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентского типа, где он не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.

- самостоятельной группой органов государства являются органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти.
Основное назначение прокуратуры:
- осуществление надзора за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства;
- осуществление следствия по некоторым, наиболее важным, преступлениям;
- поддерживают государственное обвинение в суде;
-органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только генеральному прокурору.

 

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь властисредства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решении в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

 

Гражданское общество.

Сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия «гражданское общество» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

 

Предпосылки функционирования гражданского общества.
- экономические-частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренции;
- социальные- большой удельный вес в обществе среднего класса;
- политико‑правовые- юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм;
-культурные- обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести).

Этапы формирования гражданского общества.
На первом этапе (XVI—XVII вв.) формирования гражданского общества складывались экономические и политические предпосылки его существования, произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики).
Второй этап (XVIII — конец XIX в.) характеризовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либерализма.
На третьем этапе (XX в.) происходят значительные изменения в социальной структуре общества (превращение среднего класса в основную социальную группу), идет процесс становления правового социального государства.

Уровни функционирования гражданского общества.

Первый уровень – производственный - граждане создают ассоциации или организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения базовых потребностей в пище, одежде, жилье.
Второй уровень – социокультурный - для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении и вере люди создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы.
Третий уровень - политико‑культурный - граждане создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества для реализации потребностей в политической деятельности.

Правовое государство.

Государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.





Читайте также:
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.022 с.