В современных условиях вопрос о к-п ответственности стал актуальным в силу великого множества к-п отношений и необходимости обеспечения должного поведения их участников (институт президентства - вопрос о досрочном прекращении полномочий, путем отрешения в том числе).
В теории ответственности 3 аспекта: 1) внутреннее отношение субъекта права к своему долгу в части выполнения норм права; 2) ответственность перед кем-то, предполагающая отчет за действия; 3) примение санкций (наказания) к субъекту в связи с оценкой его поведения. 1) и 2) - позитивная ответственность, 3) - негативная.
Позитивная ответственность - ответственность перед своей совестью либо перед кем-то, кто может оценить поведение данного субъекта права. То есть спрашивают за поведение, в целом соответствующее закону, за его исполнение.
Если поведение оценивается как нарушающее определенные нормы, наступает черед применения санкций за такое поведение. Это и есть негативная ответственность.
Поведение участников к-п отношений отнюдь не предопределяется лишь правовыми нормами, оно часто обусловлено политическими соображениями, оценками и критериями.
К-п ответственность зачастую есть политическая ответственность, вскего лишь сопровождаемая к-п формой. Порой к-п ответственность связана также с нравственной подоплекой принятия соответствующих мер.
Следует стремиться к тому, чтобы меры к-п ответственности применялись за нарушение норм права, но иногда на первый план выступают политические, деловые, а то и моральные критерии.
Во всех ли случаях применения мер принуждения можно говорить о к-п ответственности? Все зависит от конкретных случаев. Например, если Президент ввел ЧП на территории субъекта РФ из-за того, что местные органы власти допустили возникновение угрозы безопасности населения, акция Президента может трактоваться как санкция, если оно введено в связи с природными катаклизмами, то нет.
Во всех ли случаях наступления негативных последствий следует говорить об ответственности? Нет. При отказе в принятие в гражданство не наступает чья-либо ответственность.
Виды мер негативной к-п ответственности (санкций):
1) меры, принимаемые к ФЛ И ЮЛ для обеспечения интересов государства и народа
- меры, обращенные к ФЛ и направленные на правильное оформление их отношений с государством (лишение гражданства; отмена ранее принятого решения о принятии в гражданство; лишение статуса беженца; отмена решения о предоставлении временного убежища)
- меры, принимаемые в отношении политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций в интересах обеспечения соблюдения ими законодательства и лояльного отношения к государству (вынесение предупреждения общественному объединению в связи с его деятельностью, не соответствующему закону или уставу общественного объединения; приостановление деятельности по решению органа юстиции либо прокурора, вынесшего предупреждение; ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность по решению суда; то же для политических партий; приостановление деятельности, запрет на деятельность, ликвидация религиозного объединения)
- меры, обращенные к ФЛ, должностным лицам, органам государственной власти или МСУ, общественным объединениям и направленные на обеспечение учета или интересов государства и населения (признание поведения ФЛ, должностного лица, органа или общественного объединения противоконституционным или не соответствующим закону (ст. 71-74 КРФ))
- лишение ФЛ ранее полученных ими поощрений от государства в случае, если вскрылось отсутствие оснований для их получения либо последующее поведение лица заставляет государство отозвать свои поощрения (лишение государственных наград и званий)
2) Меры, принимаемые для обеспечения федеративных и иных «вертикальных» конституционных правоотношений
Одни меры всегда есть санкции, другие с учетом условий применения могут быть санкциями, а могут ими не быть (например, приостановление деятельности органов власти субъекта РФ с одновременным утверждением федеральной администрации - как последствие введения чрезвычайного положения - есть санкция; направление дополнительных контингентов воинских формирований на территорию субъекта может сопровождать санкцию либо выглядеть как средство обеспечения общественного порядка).
Противоправные действия, допущенные субъектом РФ, которые влекут применение мер федерального вмешательства:
- нарушение КРФ, выражающее в приняти правовых актов и совершении действий, противоречащих КРФ
- систематическое или массовое нарушение прав и свобод человека и гражданина
- создание и использование вооруженных формирований на территории субъекта РФ
- одностороннее и не согласованное с РФ изменение правового статуса субъекта РФ
Возможные меры: принятие мер к отмене правового акта, действия органа государственной власти, высшего должностного лица субъекта РФ; приостановление действия правового акта органа власти субъекта РФ; представление и предупреждение органа государственной власти, высшего должностного лица субъекта; временное введение особого режима правления на территории субъекта; меры материального и финансового воздействия; полное или частичное приостановление на территории действия ЧП полномочий органов исполнительной власти субъектов и органов МСУ («О ЧП»).
В связи с внутригосударственными договорами можно говорить о таких мерах к-п ответственности, как приостановление осуществления переданного полномочия или его изъятие - если получивший орган недолжным образом использует его.
В вертикальных отношениях «субъект РФ - МСУ» возможно досрочное прекращение полномочий представительного органа МСУ, главы муниципального образования.
3) Меры, принимаемые в связи с реализацией избирательных прав граждан и организацией избирательного процесса в РФ
Во-первых, лишение или приостановление избирательного права гражданина - либо и активного, и пассивного, либо только пассивного. (Категория лишенцев была в СССР, сейчас ее нет; но можно говорить о неучастии в выборах недееспособных и лиц отбывающих уголовное наказание по приговору суда в местах лишени свободы, в отношении вторых - приостановление избирательных прав). Лишение как мера воздействия применяется по решению государственного органа либо суда. Срок лишения истекает с исполнением решения или его отменой. Приостановление действует в течение пребывания гражданина в месте лишения свободы по приговору суда, после отбывание избирательное право восстанавливается автоматически. Также когда решением суда по уголовному делу в качестве дополнительного наказания запрет занимать определенную должность в течение какого-то срока.
Во-вторых, законодательство предусматривает такую меру к-п ответственности, как признание выборов депутатов и выборных должностных лиц недействительными; может быть принято вышестоящей избирательной комиссией или судом в случае обнаружения такого масштаба нарушений законодательства о выборах, что невозможно установить результаты голосования.
В-третьих, допускается отмена решений нижестоящих избирательных комиссий, не соответствующих закону, вышестоящими и принятие решений по существу вопросов. Решения любых избирательных комиссий могут быть отменены судом.
В-четвертых, законодательство содержит и другие санкции в связи с действиями многих участников избирательного процесса. Например, возможна отмена решения о регистрации кандидата либо списка кандидатов, ранее принятого избирательной комиссией, в случае обнаружения ложных данных либо грубых нарушений законодательства. Есть такая мера, как расформирование избирательных комиссий (производится судом). Досрочное прекращение полномочий доверенных лиц по решению кандидата, избирательного объединения, определивших этих лиц; то же в отношении наблюдателей. Удаление из помещения для голосования члена избирательной комиссии, наблюдателя в случае нарушения ими избирательного законодательства, которое повлияет на объективные результаты голосования.
4) Меры, принимаемые в связи с деятельностью органов государственной власти и МСУ, а также депутатов и должностных лиц.
Это могут быть меры, в результаты которых деятельность органа прекращается, он ликвидируется либо формируется в новом составе. Роспуск, прекращение полномочий, расформирование, переформирование органа (Президент-Правительство), прекращение полномочий соответствующего лица/ временное приостановление, выражение недоверия Правительству со стороны парламента, отказ в доверии
Субъектами к-п ответственности являются почти все субъекты данных отношений. Народ, нация, государство несут позитивную к-п ответственность, в основе которой лежит осознание субъектом конституционного права своей ответственности за судьбы власти, страны. Но трудно предположить их позитивную ответственность перед другими субъектами.
Виды К-П ответственности:
1. Лишение гражданства. Эта мера существовала в СССР по его законам о гражданстве. В Российской Федерации в настоящее время данная мера отсутствует. Более того, по Конституции РФ (ст. 6) никто не может быть лишен в РФ гражданства.
2. Отмена решения о принятии в гражданство РФ. Эта мера предусмотрена Законом о гражданстве РФ для случаев, если решение о принятии в гражданство РФ вынесено на основе представленных лицом ложных документов и сведений.
3. В том же плане есть санкции по отношению к беженцу: лишение статуса беженца при вступлении в силу приговора за преступление, совершенное на территории РФ; представление заведомо ложных сведений; иное нарушение Федерального закона о беженцах.
4. Указанный Закон предусматривает предоставление лицу, не являющемуся гражданином РФ, временного убежища на территории РФ. Соответственно есть санкция — отмена решения о предоставлении временного убежища примерно по тем же основаниям, что и лишение статуса беженца.
5. Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает, что общественное объединение сначала получает предупреждение в связи со своей деятельностью, не соответствующей закону или уставу общественного объединения. Это своеобразная мера конституционно-правовой ответственности.
6. Далее, если данная мера не возымела действия, следует приостановление деятельности общественных объединений по решению суда.
7. Если и это не помогло, следуют ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность по решению суда.
8. Признание поведения физического лица, должностного лица, органа или общественного объединения противоконституционным или не соответствующим закону.
9. Лишение государственных наград и званий. Эта мера конституционно-правовой ответственности предусматривается зачастую законодательством, устанавливающим соответствующие награды и звания.
10. Лишение или приостановление избирательного права гражданина.
Такая мера, как лишение избирательных прав (для категорий лиц, указанных в Конституции и законодательстве, а также по решению суда), существовала в Советской России и СССР в первые годы и десятилетия Советской власти. Сейчас такой меры нет. Однако наше законодательство говорит о неучастии в выборах как недееспособных, так и лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. В отношении второй категории можно говорить о лишении или приостановлении их избирательного права на период нахождения в месте лишения свободы.
11. Признание выборов депутатов и выборных должностных лиц недействительными. Такое решение, по российскому законодательству, может быть принято вышестоящими избирательными комиссиями или судами в случае установления такого масштаба нарушений законодательства о выборах, что невозможно установить результаты голосования.
12. Досрочное прекращение полномочий доверенных лиц по решению кандидата, избирательного объединения. То же — в отношении наблюдателей.
13. Удаление из помещения для голосования члена избирательной
комиссии, наблюдателя в случае нарушений ими избирательного законодательства, которые повлияют на объективные результаты голосования.
14. Роспуск, прекращение полномочий органа, должностного лица.
Например, роспуск Государственной Думы Президентом РФ; отрешение от должности Президента РФ Советом Федерации.
15. Упразднение органа. Например, Президент РФ может ликвидировать любой федеральный орган исполнительной власти, кроме Правительства РФ.
16. Приостановление деятельности органа. Такая мера конституционно-правовой ответственности далеко не всегда прямо предусматривается, но она вытекает из общего права создания и формирования соответствующих органов, а также контроля за их деятельностью.
17. Переформирование состава органа. Например, может быть переформирование одним органом состава другого органа (например, Президентом — Правительства) или своего органа (например, Советом — своего президиума).
18. Отмена решения одного органа другим органом. Например, Президент РФ вправе отменить постановление или распоряжение Правительства РФ, противоречащее Конституции РФ, федеральному закону, указу Президента РФ.
19. Отмена органом акта своего руководителя. Например, Государственная Дума, Совет Федерации вправе отменять распоряжения председателей палат.
20. Отмена судом решения государственного органа или органа местного самоуправления.
21. Недоверие правительству со стороны парламента, отказ в доверии.
22. Отставка правительства. Может выглядеть и как санкция, и как не санкция. Мерой конституционно-правовой ответственности может быть и отставка отдельного члена правительства, а также руководителя органа исполнительной власти, не входящего в состав правительства.
23. Уход в отставку депутата под давлением обстоятельств и обвинений.
24. Отзыв депутата, выборного должностного лица избирателями.
25. Прекращение полномочий депутата, выборного должностного лица на основе вступившего в законную силу обвинительного судебного приговора по решению соответствующего представительного органа.
26. Прекращение полномочий депутата по решению представительного органа, если он не должным образом исполняет свои полномочия.
27. Процессуальные санкции, вытекающие из деятельности представительных органов. Это могут быть предупреждение, замечание депутату, лишение его слова при выступлении не по теме или с использованием оскорбительных выражений, отключение микрофона, удаление из зала заседаний депутата.
28. Лишение депутатского вознаграждения. Постановлением Государственной Думы от И марта 1995г. «О лишении месячного вознаграждения депутата С.П. Мавроди» было предусмотрено за систематическое неучастие в заседаниях Государственной Думы лишить депутата С.П. Мавроди месячного денежного вознаграждения.