Новое в конституционном законодательстве




(для учета при изучении конституционного права Российской Федерации)

Весна – осень 2012 г.

1. Политические партии: изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»:

Федеральный закон от 2 апреля 2012 г.:

Ключевое изменение: подпункт «б» пункта 2 статьи 3:

«б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях » (ранее требования к численности устанавливались самим Федеральным законом – С.А.);

Другие изменения от 2 апреля 2012 г.:

- в подпункте "а" пункта 2 статьи 3 слова "более чем в половине субъектов Российской Федерации" заменить словами "не менее чем в половине субъектов Российской Федерации" (теперешняя редакция «а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии»);

- статья 15 дополнена пунктом 5.1 следующего содержания: «5.1. В случаях, предусмотренных пунктами 1.1 и 2.1 статьи 20 настоящего Федерального закона, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение. В заключении указываются:

конкретные положения настоящего Федерального закона, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения;

исчерпывающий перечень несоответствий документов, представленных на государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. При этом в каждом случае указывается, какому конкретному положению нормативного правового акта не соответствует представленный документ и в чем выражается это несоответствие.

Неустранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.»;

- Пункт 4 ст. 19 теперь гласит: «4. Федеральный уполномоченный орган ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размещает этот перечень указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого ее регионального отделения, а также тексты уставов и программ политических партий на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. В случае внесения изменений в устав политической партии федеральный уполномоченный орган размещает на указанном сайте текст устава с учетом этих изменений в пятидневный срок со дня государственной регистрации изменений, внесенных в устав политической партии. На указанном сайте (в прежней редакции «ежегодно», теперь это слово исключено) размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий, контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических партиях.

- В новой редакции статьи 24 говорится, что избрание руководящих органов политической партии и региональных отделений должно осуществляться не реже одного раза в пять лет (в прежней редакции – одного раза в четыре года).

- Пункт 2 (первый абзац) статьи 27 теперь гласит «2. Политическая партия один раз в три года (в прежней редакции – ежегодно) представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о региональных отделениях политической партии с указанием численности членов политической партии в этих отделениях и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений». Соответствующие отчеты региональных отделений (второй абзац пункта 2) теперь также полагается представлять один раз в три года.

- Пункт 4 ст. 27 излагается теперь в следующей редакции: «4. Политическая партия обязана один раз в три года (ранее – ежегодно) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в указанный отчетный период». Кроме того, утратил силу пункт 3 ст. 27 «3. Политическая партия ежегодно представляет в федеральный уполномоченный орган копию представляемого в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году».

- Пункт 2 ст. 37 «Признание политической партии участвующей в выборах» теперь гласит: «2. Политическая партия, не принимавшая в течение семи лет (ранее - пяти лет) подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, подлежит ликвидации согласно статье 41 настоящего Федерального закона».

Федеральный закон от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ. Эти изменения в Закон о политических партиях внесены в связи с введением выборного порядка замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ. Соответственно в перечне органов и лиц, в выборах которых участвуют теперь политические партии, названы высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. Из Закона исключена ст. 26.1 «Предложения политической партии о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)». В ряде статье, где речь шла о выборах депутатов законодательного органа субъекта РФ, теперь говорится о выборах «в органы государственной власти».

Федеральный закон ближайшего будущего: планируется повышение государственного финансирования политических партий по итогам выборов. Напомним, что изначально партии возмещались из государственного (федерального) бюджета суммы из расчета 0,005 процента отМРОТ за один голос, поданный за партию, если она получила 3 процента и более голосов на выборах депутатов Государственной Думы или 3

 

Президента Российской Федерации. Далее 5 рублей за один голосов, затем 20 рублей. Теперь планируется повышение суммы до 50 рублей за один голос. При прохождении в Государственной Думе закон собрал 445 голосов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: