Общая характеристика основных принципов избирательной системы РФ.




Принципы избирательной системы — это основополагающие нача­ла, на которых она строится, организуются и проводятся выборы де­путатов представительных органов и выборных должностных лиц госу­дарственной власти и местного самоуправления. В Российской Феде­рации выборы организуются на основе следующих принципов:

всеобщего избирательного права;

равного избирательного права;

прямого избирательного права;

тайного голосования на выборах;

свободы выборов и добровольного участия в них избирателей;

сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на выборах;

состязательности на выборах;

сочетания государственного и негосударственного финансирова­ния выборов;

организации и проведения выборов избирательными комиссиями.

1. Принцип всеобщего избирательного права

Это исходный принцип избирательной системы, он означает пра­во российского гражданина, достигшего необходимого возраста, изби­рать и быть избранным, а также право на участие во всех избиратель­ных действиях, мероприятиях и процедурах.

Для российского гражданина стержневыми в принципе всеобщности являются два начала: право избирать и право быть из­бранным. Право избирать и быть избранным не зависит от каких-либо социальных факторов. Федеральный закон «Об основных гаранти­ях...» гласит, что гражданин может избирать, быть избранным незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине­ниям, а также других обстоятельств (п. 2 ст. 4).

Право избирать означает предоставление гражданину Российской Федерации возможности в день выборов принять участие в голосова­нии, т.е. получить избирательный бюллетень, заполнить его и опустить в избирательный ящик- активное избирательное право. Активное избирательное право предоставляется гражданину Рос­сийской Федерации, достигшему возраста 18лет.

Право быть избранным означает предоставление гражданину воз­можности баллотироваться в депутаты представительного органа или выборного должностного лица государственной власти или местного самоуправления. Иначе говоря, право быть избранным означает предоставление гражданину возможности претендовать на выборный пост- пассивное избирательное право. Пассивное избирательное право д ля кандидата на пост Президен­та РФ наступает по достижении 35 лет, депутата Государственной Думы — с 21 года. Законодательство субъектов РФ может установить возрастную планку для главы субъекта РФ не более 30 лет, депутата органа законодательной власти субъекта — 21 год, депутатов предста­вительных органов местного самоуправления и избираемых населе­нием глав муниципальных образований — 21 год.

В России нет условий, ограничений и запретов в реализации изби­рательных прав по соображениям имущественным, социальным, поли­тической лояльности, пола, грамотности.

Цензы в РФ:

По возрасту,

по принадлежности к гражданству;

по проживанию; - Федеральном законе 2002 г.: ограничения пассивного избиратель­ного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной ее территории, включая требо­вания к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ. Таким обра­зом, в территориальном плане у пассивного избирательного права нет ограничений — можно жить в Москве, а баллотироваться на Чукотке (и таких примеров сколько угодно).

по количеству избраний;

в связи с нахожде­нием на выборной должности и претензиями на несколько мандатов;

по прекращению прежнего мандата выборного лица; - если гражданин замещал должность главы субъекта РФ и ушел в отставку по собственному желанию или в связи с выражением ему не­доверия органом законодательной власти субъекта РФ либо отрешен от указанной должности Президентом РФ, этот гражданин не мог быть выдвинут кандидатом на выборах

1) По возможно­стям занятия определенной должности;

2) в связи с отбыванием уголов­ного наказания.- не имеют права избирать и быть избранными граж­дане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Принцип равного избирательного права

Это означает:

- равные голоса

- равное их количество

Иногда равное избирательное право характеризуют — при выбо­рах депутатов — еще и равенством числа избирателей в избиратель­ных округах и в этом плане как бы одинаковой «ценой» выборного мандата, равной представленностью избирателей различных округов в органе власти, что обеспечивается одинаковой нормой представитель­ства избирателей на округ. Эта норма определяется делением общего числа избирателей всей территории, на которой проводятся выборы, на число депутатов, которых надо избрать.

Однако полное равенство избирательных округов ни по террито­рии, ни по числу избирателей, приходящихся на избирательный ок­руг, на выборах обеспечить трудно. Избирательное законодательство говорит, что при создании одномандатных избирательных округов (т.е. в округе избирается один депутат) соблюдается примерное равен­ство избирательных округов и допускается отклонение от средней нормы представительства избирателей на один округ в сторону увели­чения и уменьшения (см. об этом далее). Такое отклонение означает, что избирательные округа будут неодинаковыми по числу избира­телей.

3. Принцип прямого избирательного права

Избрание непосредственно (прямо) населением.

4. Принцип тайного голосования

Тайное голосование обеспечивается наличием на каждом избира­тельном участке специальных кабин или комнат, в которых избиратели самостоятельно заполняют избирательные бюллетени, после чего опускают их в избирательные ящики.

5. Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан

Выборы в нашей стране являются свободными, т.е. проводятся в обстановке гласности, широкого информирования населения о всех мероприятиях.

6. Принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов

Мажоритарнаяизбира­тельная система — это избрание депутатов по территориальным из­бирательным округам, на которые разбивается территория соответст­венно государства, территориальной единицы. Если в одном избира­тельном округе избирается один депутат, это будет одномандатный (если использовать иностранные слова — униноминальный) округ, если в округе избираются два депутата, это будет двухмандатный (би­номинальный) округ, если в округе избираются три и более депутатов, это будет многомандатный (полиноминальный) округ.

При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат вы­двигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвиже­ние политической партией.

При выборах по мажоритарной системе победитель должен на­брать больше голосов избирателей, чем его соперники.

Пропорциональная избирательная система — это голосование за списки кандидатов в депутаты. Списки выдвигаются политическими партиями и избирательными блоками (они образуются как союз толь­ко партий либо партий и иных общественных объединений), а вся страна, территориальная единица становится на время выборов еди­ным избирательным округом. Избиратель, приходя на выборы, полу­чает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов. Избиратель голосует только за один список, исходя из своих симпатий и интересов. Победа пропорциональна числу голо­сов, поданных за список. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских манда­тов, подлежащих замещению. Получается избирательное частное. За­тем число голосов, полученных каждым списком, делится на избира­тельное частное, и таким путем партия, избирательный блок узнают, сколько им досталось депутатских мандатов. Причем в распределе­нии мандатов участвуют не все партии и избирательные блоки, участ­вовавшие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер, с 2016 года будет 5%.

До последнего времени принцип сочетания мажоритарной и про­порциональной избирательных систем применялся в основном на выборах депутатов Государственной Думы и в порядке исключения на выборах депутатов представительных органов власти отдельных субъ­ектов РФ. Как уже отмечалось, Федеральный закон 2002 г. (п. 16 ст. 35) предписывает применять в сочетании мажоритарную и пропорцио­нальную избирательные системы на выборах законодательных (пред­ставительных) органов субъектов РФ, причем к распределению ман­датов здесь допускается не менее двух списков кандидатов, получив­ших вместе не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. (Тамбов- 25 по одномандатным, 25- пропорционально)

7. Принцип состязательности

Обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления.

8. Принцип сочетания государственного финансирования избирательной кампании с возможностями использования негосударственных средств

До 1993 г. выборы финансировались исключительно из государст­венного бюджета. Всякие возможности частного финансирования не допускались и служили основанием для признания результатов выбо­ров недействительными.

Затем было установлено следующее: финансирование мероприя­тий, связанных с выборами, осуществляется за счет средств федераль­ного или местного бюджета; вместе с тем для финансирования изби­рательной кампании кандидаты, избирательные объединения и изби­рательные блоки вправе использовать собственные средства и добро­вольные пожертвования граждан и юридических лиц.

По отдельным видам выборов есть свои особенности в формиро­вании избирательных фондов. Например, Федеральный закон 2005 г. о выборых депутатов Государственной Думы предусматривает такие источники избирательного фонда политической партии, как собств средства- которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии; добровольные пожертвования граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07 и 3,5 процента от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.

Не забываем, на что можно расходовать средства. Право на бесплатное эфирное время.

9. Принцип проведения выборов избирательными комиссиями

Этот принцип избирательной системы прежде всего означает, что за организацию и проведение выборов отвечают формируемые и дей­ствующие на основе участия общественности избирательные комис­сии — Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ, избиратель­ные комиссии субъектов РФ, окружные, муниципальные, территори­альные и участковые избирательные комиссии (подробнее об избира­тельных комиссиях см. далее).

Ряд членов избирательных комиссий выполняет свои функции в качестве основной трудовой деятельности — прежде всего это члены ЦИК РФ, отдельные члены избирательных комиссий субъектов РФ, реже — территориальных комиссий. Для остальных возможны два ва­рианта: выполнение функций в комиссии без освобождения от вы­полнения служебных обязанностей по основному месту работы (правда, они могут отлучаться по делам комиссии с работы, не причи­няя ущерба организации); частичное освобождение от производст­венных функций (например, последние недели перед выборами, по графику избирательной комиссии, для выезда в командировки по ее заданию).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: