I. Теоретически, Авакьян, учебник




Возможно:

- Равенство палат

Например, Конституций 1977, ст. 107 - Совет Республики и Совет Национальностей равны по численному составу и равноправны

- Принцип верхней и нижней палат

 

 

Принцип равенства (равноправия) означает:

 

- у палат равное (или примерно равное) число депутатов

- палаты работают в один и тот же период времени

- парламент имеет в целом единую повестку дня (вопросы, предлагаемые одной палатой и имеющие общий харак­тер, включаются в повестку дня другой палаты)

- часто палаты заседают совместно, при этом обсуждают сообща вопросы

- равенство возможностей и одинаковый учет интересов обеих палат

- палаты создают совместные органы — постоянные или времен­ные — на так называемых паритетных началах (т.е. делегируют туда, как правило, равное число представителей).

Например, в двухпалат­ном Верховном Совете РФ в палатах были постоянные комиссии, а органами всего Верховного Совета являлись комитеты.

- существуют механизмы разрешения разногласий между палатами, согласно которым палаты либо находят общее решение, либо в одно и то же время прекращают существование

 

Принципа верхней и нижней палат

 

Названия появились в связи с законодательным процессом. Проект закона как бы совершает путь «снизу вверх»: сначала его рассматривает Госу­дарственная Дума и лишь затем — Совет Федерации, но ни в коем случае не наоборот. Палату, начинающую законодательный процесс, называют «нижней», продолжающую его — «верхней».

- палаты не работают совместно — ст. 100 Конституции РФ гласит, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

- палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Пре­зидента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений ру­ководителей иностранных государств (обсуждение посланий или вы­ступлений на совместных заседаниях не предусмотрено)

- у каждой палаты по Конституции — свои полномочия; никто не вправе их осуществлять, кроме палаты, и только с ее решением связа­ны соответствующие юридические последствия;

- у каждой палаты своя повестка дня, внесение в нее одного и того же вопроса не исключено, но рассматривать и решать проблему каж­дая палата будет с учетом своих возможностей;

 

только в одном случае Совет Федерации может обязать Государст­венную Думу рассмотреть его инициативу — внесением в нее проекта закона (ч. 1 ст. 104 Конституции); в свою очередь, Государственная Дума, принимая закон, ставит Совет Федерации перед необходи­мостью включить его в повестку дня и решить — одобрять или нет.

 

- работать палаты могут и в одно и то же, и в разное время, что не имеет юридического значения;

- общих постоянных органов палаты не создают

(в соответствии с Конституцией палаты сообща образуют Счетную палату, однако по Федеральному закону о ней Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, об­разуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему; Закон не оп­ределяет палату как орган Федерального Собрания и, более того, го­ворит, что она обладает организационной и функциональной незави­симостью); возможно лишь образование временных общих согласи­тельных комиссий из парламентариев обеих палат, если принятые Думой законы не находят одобрения у Совета Федерации)

- численность палат различна

II. Практически

1. Парламентский контроль

ФЗ о парламентском расследовании

Цели парламентского расследования:

1) защита прав и свобод человека и гражданина;

2) обеспечение палатами ФС РФ контроля

o деятельности Правительства РФ

o исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

o государственных органов, не являющихся органами государственной власти

o органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;

3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий.

Принципы:

o законность

o уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина

o уважения чести и достоинства личности

o равенства граждан перед законом

o коллегиальности

o объективности

o гласности

 

Предмет парламентского расследования (ст. 4 ФЗ):

1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина

2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

4) (ФЗ от 7 мая 2013 г. N 88-ФЗ, новая часть) факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, управления и распоряжения федеральной собственностью.

 

Не может быть предметом парламентского расследования:

1) деятельность Президента Российской Федерации

2) деятельность суда по осуществлению правосудия

3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством

4) установление виновности конкретных лиц в совершении преступления

5) когда обстоятельства изучаются и расследуются федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования (далее - комиссия), без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

Срок парламентского расследования – не более 1 года (должно быть завершено до окончания срока полномочий ГД)

Основания для возбуждения (ст. 6 ФЗ):

1) события, ставшие известными членам СФ ФС РФ или депутатам ГД ФС РФ и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего ФЗ (предмет расследования)

2) В соответствии с ФКЗ от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" основанием для возбуждения парламентского расследования является также предложение Уполномоченного по правам человека в РФ о создании парламентской комиссии

Инициатива возбуждения парламентского расследования (ст.7)

1) При наличии фактов и обстоятельств, указанных в п.1-3 ст.4

Группа членов СФ или депутатов ГД численностью не менее 1/5 от общего числа членов СФ или депутатов ГД (!обеих палат) направляет Председателю СФ или Председателю ГД письменное обращение о возбуждении парламентского расследования, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие парламентскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения

2) По фактам грубого нарушения финансовой дисциплины (п.4 ст.4)

Профильный комитет СФ или ГД направляет Председателю СФ или Председателю ГД письменное обращение о возбуждении парламентского расследования, в котором должны быть изложены факты, подлежащие парламентскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок принятия решения о возбуждении парламентского расследования (ст.8 ФЗ)

1. Вопрос о поддержке инициативы рассматривается на заседании соответствующей палаты ФС РФ, а о поддержке предложения о создании комиссии - на заседании ГД не позднее чем через 15 дней со дня поступления письменного обращения.

4. Решения о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования (о поддержке предложения о создании комиссии) и о составе комиссии, о возбуждении парламентского расследования и о составе комиссии оформляются постановлениями палат Федерального Собрания Российской Федерации и считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы (!!!) соответственно (!!! Т.е. нужно согласие большинства обеих палат, что не всегда удается!!!)

6. Парламентское расследование НЕ проводится, если одна из палат Федерального Собрания Российской Федерации не приняла решение о возбуждении парламентского расследования (!!!), инициатива возбуждения которого была поддержана другой палатой Федерального Собрания Российской Федерации, а также если Совет Федерации не принял решение о возбуждении парламентского расследования в связи с поддержанным Государственной Думой предложением о создании комиссии.

 

2. Законодательный процесс

Стадия 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: