Компетенция РФ и ее субъектов





Наиболее сложный вопрос в федеративном государстве – виды предметов ведения и полномочий и их разграничение.

Предметы ведения – сферы государственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных образований и внутри которых их органы осуществляют те или иные полномочия. Полномочия – права и обязанности государств, государственных образований и их органов по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер.

В РФ используется такая модель регулирования компетенции РФ и субъектов, по которой есть вопросы исключительного федерального ведения, совместного ведения РФ и субъектов и собственного ведения субъектов.

К вопросам исключительного ведения РФ относятся (ст.71 К РФ): а) принятие и изменение К РФ и ФЗ, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория РФ; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения РФ; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания РФ; т) федеральная государственная служба.

К вопросам совместного ведения РФ и субъектов относятся (ст. 72 К РФ): а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных НПА остальных субъектов РФ К РФ и ФЗ; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Вопросы собственного ведения субъектов РФ закреплены в ст. 73 К РФ: «Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти». Компетенция субъектов обычно закреплена в уставе или конституции. Обычно к таким предметам ведения отнесены, например, принятие конституции, устава и иных НПА субъекта, внесение в них изменений, разработка бюджета субъекта, административно-территориальное устройство субъекта.

 

 

44. ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ" 02.12.1998 года

ФЗ устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.

В ФЗ под международными и внешнеэкономическими связями субъектов РФ понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами.

Субъекты РФ обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей только с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Органы государственной власти субъекта РФ в пределах полномочий, предоставленных К РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, которые не могут содержать положения, противоречащие К РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ, федеральному законодательству, договорам между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы другого субъекта РФ (в противном случае они могут быть оспорены в судебном порядке; действие таких соглашений м.б. приостановлено Президентом до решения этого вопроса судом).

Органы государственной власти субъекта РФ заблаговременно уведомляют соответствующиеФОИВ о вступлении в переговоры о заключении соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Проект соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемого органами государственной власти субъекта РФ, не позднее чем за месяц до подписания представляется для согласования в Министерство иностранных дел РФ, а при необходимости и в другие ФОИВ. Министерство иностранных дел РФ и другие ФОИВ информируют орган государственной власти субъекта РФ о результатах рассмотрения проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, как правило, не позднее чем через 20 дней после получения проекта указанного соглашения. В случае возникновения разногласий между ФОИВ и органами государственной власти субъекта РФ применяются согласительные процедуры.

Регистрация соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъекта РФ, производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Текстысоглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъекта РФ, подлежат опубликованию.

Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта РФ, не являются международными договорами.

Федеральные органы государственной власти не несут ответственность по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеются официальные гарантии Правительства РФ.

Субъекты РФ в целях реализации соглашений по согласованию с Министерством иностранных дел РФ пользуются правом открывать свои представительства за пределами РФ. Открытие представительств субъектов РФ на территориях иностранных государств, а равно открытие иностранных представительств на территории субъекта РФ производится на основе соглашения между соответствующим органом государственной власти субъекта РФ и правомочным органом субъекта иностранного федеративного государства или правомочным органом административно-территориального образования иностранного государства. Представительства субъектов РФ на территориях иностранных государств, а равно иностранные представительства на территории субъекта РФ не обладают статусом дипломатических представительств, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции. Работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Представительства субъектов РФ за пределами РФ возглавляют граждане РФ.

Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ возлагается на ФОИВ. Они вправе получать от органов государственной власти субъектов РФ информацию о проводимых субъектами РФ мероприятиях по осуществлению международных и внешнеэкономических

 

 





Читайте также:
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.