ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА





1/1 з дате

Учебное пособие

\

J

ппа «ГЭОТАР-Медив»

В.А. Епифанов

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Учебное пособие

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов


 

Москва

Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»

ЭООБ

уцк 616.825(075.8) ББК 53.54я.73 Е67

Етшфаиов Виталий Александрович — заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор» зав. кафедрой лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии Московского государственного медико-стоматологического университета.

Авторский коллектив;

Д.м.н., проф. Епифанов В.А.; д.м.н., проф. Епифанов А,В.\ к.м.н,, доцент Баукина И.А.\ к.мл., доцент Байтукалов АА.\ к.м.н., ассистент Гсысанова Е.С.\ сотрудник кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии Московского государственного медико-стоматологического университета Мезурнишвили Т.К.

Епифанов В.А.

Е67 Лечебная физическая культура: учебное пособие / В. А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 568 с.: ил. ISBN 5-9704-0217-6

В учебном пособии освещены задачи и содержание медицинской реабилитации с учетом современных достижений, роль и место лечебной физической культуры в восстановительном лечении.

В систематизированном виде описаны основные средства и формы лечебной физической культуры, возможности ее использования для профилактики и лечения заболеваний и повреждений различных органов и систем на этапах восстановительного лечения. Представлены основные сведения о мануальной терапии и массаже с иллюстрацией наиболее часто используемых приемов.

Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

УДК 616.825(075.8) ББК 53.54я.73

ISBN 5-9704-0217-6

Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭО ТАР-Медиа*. Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения издательской группы

© Епифанов ВА, 2006

© Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2006

Оглавление

Аббревиатуры................................................................................. 8

Предисловие.................................................................................... 9

ГЛАВА 1. Организация медико-социальной реабилитации............ 11

ГЛАВА 2. Основы лечебной физической культуры......................... 20

2.1. Общая характеристика метода лечебной физической культуры 20

2.2. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений 22

2.3. Средства лечебной физической культуры.............. 37

2.3.1. Физические упражнения........................ 37

2.3.2. Спортивно-прикладные упражнения...... 54

2.3.3. Энергетическая характеристика физических упражнений 54

2.3.4. Игры в лечебной физической культуре.. 55

2.3.5. Естественные факторы природы............. 57

2.4. Формы и методы лечебной физической культуры .... 61

2.4.1. Утренняя гигиеническая гимнастика...... 61

2.4.2. Лечебная гимнастика............................. 63

2.4.3. Лечебная дозированная ходьба............... 70

2.4.4. Физические упражнения в воде............. 71

2.4.5. Тренажеры............................................ 74

2.4.6. Тракционная терапия............................ 76

2.5. Аутогенная тренировка......................................... 78

2.6. Трудотерапия (энерготерапия) ............................. 80

2.7. Двигательные режимы......................................... 84

2.8. Оценка эффективности применения ЛФК

в комплексном лечении.................................... 87

ГЛАВА 3. Основы мануальной терапии.......................................... 89

3.1. Теоретические основы мануальной терапии.......... 89

3.2. Клинические и патобиомеханические проявления патологии позвоночника

и суставов конечностей..................................... 91

3.3. Мануальная диагностика...................................... 96

3.4. Терапевтические приемы...................................... 98

ГЛАВА4. Основы массажа............................................................ 105

4.1. Виды массажа.................................................... 105

4.2. Физиологическое влияние массажа на организм ... 110

4.3. Лечебный массаж............................................... 115

4.4. Сегментарно-рефлекторный массаж................... 117

4.5. Точечный массаж............................................... 123

4.6. Соединительнотканный массаж......................... 125

4.7. ГХериостальныЙ массаж.................................... 129

4.8. Косметический массаж...................................... 130

4.9. Самомассаж....................................................... 142

ГЛАВА 5. Реабилитация больных с заболеваниями

сердечно-сосудистой системы...................................................... 143

5.1. Клинико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК 143

5.2. Инфаркт миокарда............................................. 146

5.2.1. Стационарный этап реабилитации

больных......................................................... 146

5.2.2. Санаторный этап реабилитации

больных ........................................................ 155

5.3. Ишемическая болезнь сердца............................. 158

5.4. Гипертоническая болезнь................................... 167

5.5. Артериальная гипотензия.................................... 169

5.6. Лечебный массаж............................................... 169

5.6.1. Массаж при стенокардии................................ 170

5.6.2. Массаж при инфаркте миокарда..................... 171

5.6.3. Массаж при гипертонической болезни............ 171

5.6.4. Массаж при артериальной гипотонии............. 171

5.7. Реабилитация больных с ИБС, перенесших операцию аортокоронарного шунтирования 172

ГЛАВА 6. Реабилитация больных с заболеваниями

органов дыхания....................................................... 180

6.L Юшнико-физиологическое обоснование

применения средств ЛФК.......................................... 180

6.2. Средства ЛФК на стационарном этапе восстановительного лечения 189

6.3. Средства ЛФК на поликлиническом

(санаторном) этапе восстановительного лечения ....194

6.4. Средства ЛФК после оперативных вмешательств

на легких....................................................... 197

ГЛАВА 7. Реабилитация больных с заболеваниями органов

пищеварения и нарушениями обмена веществ. 204

7.1. Клинико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК 204

7.2. Средства и формы ЛФК...................................... 206

7.3. Язвенная болезнь желудка

и двенадцатиперстной кишки......................... 214

7.4. Хронический гастрит ........................................ 218

7.5. Дискинезии желчных путей............................... 220

7.6. Хронический холецистит................................... 223

7.7. Слланхноптоз ................................................... 224

7.8. Средства ЛФК после оперативных вмешательств

на органах брюшной полости.......................... 226

7.9. Ожирение ......................................................... 233

7.9.1. ЛФК при ожирении............................ 238

7.9.2. Массаж при ожирении........................ 245

7.10. Сахарный диабет............................................... 249

7.10.1. ЛФК при диабете................................. 250

7.10.2. Массаж при диабете............................ 260

7.11. Лечебная........... физкультура при подагре...... 262

7.11.1. ЛФК при подагре................................ 264

7.11.2. Массаж при подагре............................ 268

ЛАВА 8. Реабилитация больных с заболеваниями

и повреждениями центральной и периферической нервных систем 271

8.1. Саногенетические механизмы при патологии нервной системы 271

8.2. Восстановительное лечении больных, перенесших инсульт 276

8.2.1. Восстановительное лечении в отделении интенсивной терапии 277

8.2.2. Восстановительное лечение в палатах

ранней реабилитации..................................... 285

8.2.3. Реабилитация бальных на этапе поликлиника—санаторий 297

8.3. Повреждения позвоночника, осложненные травмой спинного мозга 304

8.4. Повреждения периферической нервной системы.. 323

8.5. Неврит лицевого нерва....................................... 329

8.6. Вергеброневрологические поражения.................. 339

8.6.1. Остеохондроз шейного отдела позвоночника 342

8.6.2. Остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника, 346

ГЛАВА 9. Реабилитация больных с заболеваниями

опорио-двигательиого аппарата ...................... 357

9.1. Нарушения осанки.............................................. 357

9.1.1. ЛФК при лечении дефектов осанки...... 361

9.1.2. Массаж при нарушениях осанки.......... 369

9.2. Сколиоз............................................................. 371

9.2.1. ЛФК при сколиозе.............................. 381

9.2.2. Массаж при сколиозе ......................... 387

9.3. Артрозы............................................................. 394

9.3.1. Клинико-рентгенологнчеекая картина артроза 397

9.3.2. Средства ЛФК в терапии артроза.......... 401

ГЛАВА 10. Реабилитация больных с повреждениями

опорно-двигательного аппарата....................... 408

10.1.Переломы костей................................................ 410

10.1.1. Лечение переломов (общие принципы) 410

10.2.Повреждения суставов..................................... .419

10.2.1. Повреждения плечевого сустава.......... 420

10.2.2. Повреждения локтевого сустава............ 425

10.2.3. Переломы проксимального отдела бедра .... 429

10.2.4. Повреждения каленного сустава.......... 433

10.3.Повреждения сухожилий................................... 444

10.3.1. Повреждения сухожилии пальцев кисти 444

10.3.2. Повреждения пяточного (ахиллова) сухожилия 449

10.4.Повреждения позвоночника................................ 452

10.5. Повреждения костей таза.................................... 463

10.6. Ампутация конечностей 468


10.7. Множественные повреждения опорно-двигательного аппарата

ГЛАВА 11. Лечебная физическая культура в акушерстве

и гинекологии................................................ 480

11.1.Физические упражнениия в акушерстве.............. 480

11.1.1. Физические упражнениия

при беременности.......................................... 480

11.1.2. Физические упражнениия

в послеродовом периоде.................................. 494

11.1.3. Массаж при беременности.................... 498

11.2. Лечебная физкультура при гинекологических заболеваниях...................................................... 502

11.2.1. ЛФК при хронических воспалительных заболеваниях женских половых органов 506

11.2.2. ЛФК в оперативной гинекологии......... 510

11.2.3. ЛФК при неправильных положениях матки ...516

11.2.4. Массаж в гинекологии........................ 522

ГЛАВА 12. Реабилитация больных с повреждениями

и заболеваниями челюстно-лииевой области.. 528

12.1. Анатомо-физиологическая характеристика жевательного аппарата и мимических мышц лица.. 528

12.2.Средства ЛФК.................................................... 531

12.3. Формы................................................. ЛФК 537

12.4. Двигательный............................. режим больных 539

12.5. Массаж и особенности его применения 541

12.6.3аболевания височно-нижнечелюстного сустава... 542

12.6.1. Функциональная анатомия ВНЧС......... 543

12.6.2. Функциональные особенности

ВНЧС и жевательных мышц............................ 545

12.7. Лечение заболеваний ВНЧС............................... 551

Список литературы ..................................................................... 564


Аббревиатуры


 

 


АД — артериальное давление АКШ — аортокоронарное

шунтирование АЛЖ — активность (движения)

в повседневной жизни AT — аутогенная тренировка БАТ — биологически активные точки ВНЧС — височно-

нижнечелюстной сустав ВЭ02 — вентиляционный

эквивалент по кислороду ВЭП — велоэргометрическая проба

ГБ — гипертоническая болезнь

ДИ — дыхательный интервал ДЛ — диффузионная

способность легких ДО — дыхательный объем ЖЕЛ — жизненная емкость легких

3Г — звуковая гимнастика ИБС — ишемическая болезнь сердца

ИЗСД — инсулинзависимый диабет

ИМ — инфаркт миокарда ИМТ — индекс массы тела ИНЗСД — инсулиннезависи-

мый диабет И. п. — и сходное наложение ЛГ — лечебная гимнастика ЛТ — лечебная точка ЛФК — лечебная физическая

культура МДБ — мультидисциплинарная бригада

ME — число метаболических единиц

МОД - минутный объем

дыхания МП К — максимальное

потребление кислорода МТ — мануальная терапия НЗЛ — неспецифические (нетуберкулезные) заболевания легких OA — острый артроз ОДА — опорно-двигательный

аппарат ООЛ — остаточный объем легких

ПАНО— анаэробный порог ПДС — позвонковый

двигательный сегмент ПИР — постизометрическая

релаксация мышц С ВЭП — спировелоэргометри-

ческая проба СД — сахарный диабет ССС — сердечно-сосудистая

система ТТ — трудотерапия ТЧСС — тренирующая ЧСС УТТ — утренняя

гигиеническая гимнастика УФФ — ультрафонофорез ФБ — функциональный блок ФНИ —функциональный

независимый измеритель ХСН — хроническая сердечная недостаточность ЦНС — центральная нервная

система ЧСС — частота сердечных

сокращений ЭКГ — электрокардиограмма


Предисловие

Реабилитационное направление в медицине отражает методо­логически новый подход к восстановительному лечению больных и инвалидов. Лечение и профилактика разных заболеваний, восста­новление функций различных органов и систем - звенья в сложной системе мероприятий, которые в первую очередь предусматривают лечебное воздействие на больного человека с учетом его индивиду­альных особенностей.

Новый подход к лечению все более укрепляет свои позиции, поскольку использование только медикаментозных средств часто не оказывает необходимого позитивного воздействия, а нередко вызывает побочные явления (токсические, аллергические). Внима­ние различных специалистов привлекают немедикаментозные средства лечения — физические упражнения, закаливание, физио­терапия, массаж, рефлексотерапия, мануальная терапия и др.

Лечебная физическая культура представляет собой отрасль кли­нической медицины: разработана методика применения специфи­ческих средств физической культуры в комплексном лечении боль­ных. В то же время это научная дисциплина, изучающая теорию использования средств лечебной физкультуры с профилактичес­кой, лечебной и реабилитационной целями.

Лечебная физическая культура применяется в комплексном лечении при различных заболеваниях и повреждениях организма и не имеет возрастных ограничений: это прежде всего терапия регу- ляторных механизмов, использующая адекватные биологические пути мобилизации приспособительных, защитных и компенсатор­ных свойств организма для ликвидации патологического процесса. Вместе с двигательной доминантой восстанавливается и поддерживается здоровье. Активный двигательный режим и поло­жительные эмоции служат источником энергии для самозащиты организма на всех уровнях его жизнедеятельности как в норме, так и при патологии.

Положительный эффект, который наблюдается при использо­вании средств лечебной физической культуры у больных, — резуль­тат оптимальной тренировки всего организма. Принципы и меха­низмы развития тренированности одинаковы как в норме, так и при патологии. Различаются они лишь количественным выражением, уровнем и объемом тренированности. В спорте тренировка ставит задачи максимального повышения функциональных возможностей организма, отдельных его систем и органов, а в лечебной физической культуре решаются задачи повышения функциональ­ного состояния больного до уровня здорового человека с помощью дозированных тренировок. Положительное влияние лечебной фи­зической культуры зависит как от силы и характера раздражителя — физического упражнения, так и от реактивности организма в ответ на него. Эффективность лечебной физической культуры обусловле­на тяжестью патологического процесса, возрастом больного, инди­видуальными особенностями реагирования, физической подготов­ленностью, моторной одаренностью и психологическим настроем. Так, в пожилом возрасте удлиняется период врабатываемости, сни­жается максимум мобилизации функций на физическую нагрузку и замедляются процессы восстановления после физической нагрузки. При одинаковой тяжести заболевания физически подготовленный бальной молодого возраста лучше переносит относительно боль­шую нагрузку, поэтому в восстановительном лечении так важна обоснованность назначения и дозирования физических нагрузок.

Основываясь на опыте применения средств лечебной физичес­кой культуры на различных этапах восстановительного лечения (поликлиника—стационар—санаторно-курортное лечение), соб­ственных наблюдениях и данных отечественной и зарубежной лите­ратуры, авторы учебника стремились описать наиболее распростра­ненные и эффективные методики, признанные большинством специалистов.

В написании учебника приняли участие профессора и препода­ватели Московского государственного медико-стоматологического университета, а также заведующий кафедрой лечебной физкультуры и врачебного контроля Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова профессор В.В. Пономарева-

Заведующий кафедрой лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии Московского государственного медико-стоматологического

университета, заслуженный деятель науки РФ профессор В.А. Епифанов

Глава 1

Организация медико-социальной

реабилитации

Выделение физической и реабилитационной медицины в само­стоятельную медицинскую дисциплину необходимо рассматривать в историческом контексте. Физио-, бальнеотерапия и курортоло­гия, средства лечебной физкультуры (ЛФК) представляют собой раздел медицины, который в первую очередь связан с реабилитаци- онно-восстановительным лечением. В ходе своего развития эти на­уки ориентировались прежде всего на разработку методологических и теоретических концепций, но уже на ранних этапах т становления были тесно взаимосвязаны с нуждами реабилитацион­ного процесса у хронических больных. Правомерность слияния таких направлений медицины, как физическая и реабилитационная медицина, подтверждается широким международным признанием,

Задачи физической и реабилитационной медицины — органи­зация реабилитационного процесса в восстановительном периоде заболевания, специализированная диагностика и лечение больных физиотерапевтическими методами. Для этих целей используются возможности современной медицины, физические факторы, средства лечебной физкультуры, курортологии, бальнео- и клима­тотерапии, методы мануальной терапии, рефлексотерапии, психо­коррекции, научно обоснованные природные методы лечения.

Задача реабилитации — устранение последствий заболевания. Конечные ее цели — восстановление самостоятельности и трудо­способности, повышение качества жизни реабилитанта, а также, насколько это возможно, уменьшение ограничений его активности, повышение резервов для участия в активной жизни, создание условий для благоприятного воздействия окружающей среды и ней­трализация факторов риска.

Реабилитационный подход предусматривает применение ком­плекса мер медицинского, педагогического, профессионального и социального характера во взаимодействии с врачебным, сестрин­ским, физиотерапевтическим, эрготерапевтическим, логопедичес­ким, диетологическим и психотерапевтическим обеспечением,


включая различные виды помощи в преодолении последствий заболевания, изменении образа жизни, снижении факторов риска.

Медицинская реабилитация — это не только распознавание и лечение какого-либо заболевания, но и учет нарушенных навы­ков, последовавших за поражением, а также снижение угрозы огра­ничения или ущемления возможности участия пациента в профес­сиональной и общественной жизни.

Реабилитационная необходимость, способность и прогноз

Для выяснения необходимости медицинской реабилитации и определения ее целей оцениваются следующие социально- медицинские предпосылки:

• реабилитационная необходимость;

• реабилитационная способность;

• реабилитационный прогноз.

Реабилитационная необходимость наступает в случае, если в результате повреждения или заболевания возникает опасность временного или длительного нарушения функциональных способ­ностей, существует угроза длительного ограничения или ухудшения состояния больного под влиянием негативных факторов окружаю­щей среды.

Реабилитационная способность подразумевает стабильное соматическое и психическое состояние пациента, его высокую мо­тивированность по отношению к предстоящему реабилитационно­му лечению.

Реабилитационный прогноз — это обоснованная вероятность достижения намеченных целей реабилитации в намеченный отре­зок времени с учетом характера заболевания, его течения, индиви­дуальных ресурсов и компенсаторных возможностей больного, то есть наличие достаточного реабилитационного потенциала.

Особенности проведения ранней реабилитации

При проведении ранней реабилитации большое значение при­обретает аспект активности или движений в повседневной жиз­ни, которая составляет совокупность двигательной активности пациента в самообслуживании и в быту.

Заболевания, например, нервной системы, могут значительно ограничить двигательную активность больного в повседневной жизни. Выявление имеющихся ограничений, вызванных болезнен­ными процессами, оценка их влияния на повседневные потребнос­ти паяиента являются предпосылками для оптимальной организа­ции ухода за больным.

Различают внутренние и внешние лимитирующие факторы активности.

Внутренние лимитирующие факторы зависят от состояния

больного:

• мышечная слабость;

• низкие кардиореспираторные резервы;

• тугоподвижность или нестабильность суставов;

• сенсомоторный дефицит.

Внешние лимитирующие факторы:

• факторы, ограничивающие мобильность больного;

• дверные пороги, ступени, уклоны или мягкое покрытие пола;

• отсутствие лифта;

• отсутствие приспособлений в ванной комнате и т.п.

Для достижения определенных реабилитационных целей необ­ходимо точно планировать действия. Если один из внутренних или внешних лимитирующих факторов сильно выражен, необходимо использование различных вспомогательных средств — в противном случае эффективная реабилитация неосуществима. Именно поэто­му так важны анализ активности повседневной жизни пациента и выявление всех лимитирующих факторов.

Следует также учитывать степень затруднения активности (Международная классификация нарушений — МКН-2):

0 — нет затруднений;

1 — легкие затруднения;

2 — средние затруднения;

3 — серьезные затруднения.

Используются также дополнительные признаки для того, чтобы выявить потребность в помощи при реализации активных действий:

0 — помощь не нужна;

1 — необходимы вспомогательные средства;

2 — необходима посторонняя помощь;

3 — необходимы вспомогательные средства и посторонняя

помощь.

Стандартизированные системы оценки активности базируются на применении специальных функциональных шкал, но у них есть недостаток: специфические проблемы пациента и его заболевания могут быть недостаточно учтены. Для учета специфики заболевания разработаны дополнительные шкалы.

• Бартель-индекс — это функциональная шкала, которая учитывает в основном самостоятельность пациента при приеме пищи, в передвижении, уходе за телом и др. Социальные и интел­лектуальные способности в этой шкале не учитываются. Бартель- индекс применяется часто как скрининговый метод и не требует большой затраты времени.

• Функциональный независимый измеритель (ФНИ) исполь­зуется для измерения физических недостатков и определения успе­ха реабилитации; применяется в основном в неврологии.

• Опросник по оценке здоровья широко распространен как измерительный инструмент для определения функциональных возможностей больных с повреждением или заболеванием опорно- двигательного аппарата. Сюда же включается сокращенная оценка боли с помощью визуальной аналоговой шкалы. Позволяет оценить эффективность различных терапевтических мероприятий в ходе реабилитации.

Назначение реабилитационных мероприятий

Перед назначением реабилитационных мероприятий должны быть выяснены следующие моменты:

• способность больного к реабилитации;

• наиболее показанные терапевтические мероприятия;

• форма лечения (стационарная или поликлиническая);

• продолжительность лечения;

• угроза снижения трудоспособности пациента;

• вид и объем снижения трудоспособности;

• ожидаемое улучшение трудоспособности.

Реабилитационные клиники (отделения)

Стандартные задачи реабилитационных клиник (отделений):

• дополнительная диагностика;

• выработка индивидуального плана реабилитации;

• оптимизация текущего лечения;

• компенсация нарушенных способностей пациента;

• информационно-разъяснительная работа с пациентом;

• повышение мотивации пациента;

• социально-медицинские экспертизы;

• профессиональное консультирование (этап профессиональной реабилитации);

• управление качеством восстановительного лечения.

Оснащение клиник (отделения) зависит от профиля заболева­ний и/или повреждения, а также от задач реабилитации. В послед­нее время наблюдается разумная тенденция объединения структур, где под одной крышей проводится и стационарное, и реабилитаци­онное лечение. Вся комплектация кабинетов зависит от терапевти­ческой концепции реабилитационного заведения.

Кадровая комплектация клиник (отделений)

Помимо хорошо оборудованных и оснащенных помещений не­обходима полноценная укомплектованность клиники персоналом:

врачи — специалисты по физиотерапии,
  лечебной физкультуре;
психотерапевты;
физиотерапевты среднего звена, методисты ЛФК, массажисты;
эрготерапевты;
логопеды;
медсестры;
социальные работники;
диетсестры;
повара диетического питания.

 

Решающее значение имеет коллективная работа персонала. Хорошо зарекомендовала себя британская модель организации реа­билитационных мероприятий, основанная на принципе работы мультидисциплинарной бригады (МДБ), объединяющей различных специалистов для всесторонней помощи больным в лечении и реа­билитации (схема 1.1). МДБ работает как единая команда (бригада) с четко согласованными, скоординированными действиями [Скворцова В.И. и др., 2003].



 

Возглавляет бригаду, как правило, лечащий врач (терапевт, травматолог, невролог), прошедший специальную подготовку. Некоторые специалисты могут не бьгть постоянными членами бри­гады, они проводят консультации при необходимости (кардиолог, ортопед, офтальмолог и др.).

Мультидисииплинарная бригада - не просто группа специали­стов. Принципиально важен не столько состав МДБ, сколько распределение функциональных обязанностей между членами бригады и тесное их сотрудничество. Работа МДБ обязательно предполагает:

• совместный осмотр и оценку состояния больного, степени нарушения функций;

• создание адекватной окружающей среди для больного в зависимости от его специальных потребностей:

• совместное обсуждение бальных не реже одною раза в неделю:

Схема /. /
Схема мультидисциллинарной бригады [Ворлоу Ч.П. и др.,1998]

• совместное определение целей реабилитации и плана веде­ния больного (при необходимосги с участием самого пациента и его
близких), включая связь с поликлинической службой, которая будет помогать больному дома [Скоромец А.А. и др2003].

МДБ играет важную роль на всех этапах лечения начиная с момента поступления больного в стационар, при этом характер и интенсивность работы каждого специалиста различаются, напри­мер, на разных стадиях инсульта

Внимание! Если «бригада» не функционирует, то исход

реабилитации должен быть поставлен под сомнение.

В России мультидисциплинарныи принцип ор1анизации реа­билитационной помощи больным с инсультом впервые был вне­дрен и успешно применяется в Санкт-Петербурге [Илюхина А,Ю. и др2002]. Показаны эффективность лечения больных, сущест­венное уменьшение смертности и инвалидизации при нахождении пациентов в созданных по британской модели инсультных блоках больницы. Основная их особенность — специально обученный персонал и мультидисциплинарный подход к лечению и уходу за больными.

Поликлиническая и полустационарная формы реабилитации

Эти формы работы характеризуются следующими особенностями:

• близость к месту жительства;

• возможна частичная трудовая деятельность параллельно с реабилитацией (кроме нетрудоспособных пациентов);

• полустационарное лечение проводится в дневное время по 6—8 ч в день,

• возможен плавный переход от полустационарной к поли­клинической форме.

Реабилитационное лечение имеет определенный базовый объем, связанный с основным органическим заболеванием, вклю­чающий физиотерапию, тренировочную терапию (различные сред­ства ЛФК) и медикаментозное лечение.

• Физиолечение. Основные методы лечения реабилитацион­ных клиник (отделений) - физиолечение и тренировочная терапия, в частности физические упражнения (в палате, зале ЛФК, лечебном бассейне), элементы спортивных игр и движений, различные ввды массажа (лечебный, сегментарно-рефлекторный, точечный, пери- остальный, соединительнотканный и др.), электролечение, снето- лечение, магнито-, гидротерапия. Пассивные процедуры (ванны, термоаппликации, массаж) в современной реабилитации переходят на второй план. Первостепенное значение приобрели активные двигательные формы лечения — лечебная гимнастика, тренировоч­ная терапия и др. Активные методы лечения требуют от персонала специальных знаний о принципах постепенного дозирования на­грузки при различных заболеваниях.

• Психотерапия. Задачи психотерапии в рамках реабилита­ционного лечения состоят в применении методов преодоления пси­хологических последствий заболевания и психических расстройств. Особое внимание уделяется следующим нарушениям:

■ эмоциональные расстройства и страх;

■ нарушения восприятия боли;

■ семейные проблемы на почве заболевания; нереальные ожидания от лечения;

■ истерические реакции на лечебные процедуры;

« скрытый алкоголизм, различные формы наркотической зависимости.

Психотерапия может проводиться индивидуально или в груп­пах. Цель лечения. — развитие суппоргивной способности и коопе- ративности пациента там, где это необходимо.

Самые важные психотерапевтические методы: психодинамиче­ская, поддерживающая, поведенческая и семейная терапия.

Дифференцированная индивидуально подобранная трениров­ка в реабилитационных клиниках (отделениях) входит в сферу психо- и кинезотерагши (особенно эффективна при тренировке нарушенных функций нервной системы и моторики).

• Эрготерапия и трудотерапия, Показание к этому виду терапии — моторные нарушения двигательного аппарата, снижение интеллекта у пациентов после ряда заболеваний нервной системы, состояние после травмы и др. Эрготерапевтическиеметодылечения в реабилитационных клиниках применяют специалисты-эрготера- певты.

• Воспитание здорового образа жизни. В работе реабилита­ционных клиник большое значение имеют разъяснительная работа среди пациентов и меры по воспитанию здорового образа жизни.

Социально-медицинская оценка и назначение профессиональной реабилитации

К моменту завершения пребывания в реабилитационной клинике (отделении) предусматривается объем дальнейших меро­приятий по проблемам социальной, бытовой и профессиональной сфер деятельности пациента (Ф.А. Юнусов).

По результатам социально-медицинской оценки проводится сравнение профиля индивидуальных возможностей пациента с конкретными требованиями на его рабочем месте. Выписная доку­ментация клиники содержит в обязательном порядке социально- медицинскую оценку, которая юридически приравнена к социаль­но-медицинской экспертизе.

Вьптисная документация включает следующие разделы:

1. Общий и клинический диагноз.

2. Жалобы и функциональные ограничения.

3. Лечение до реабилитации.

4. Общий социальный анамнез.

5- Трудовой и профессиональный анамнез.

6. Объективный статус при поступлении на реабилитацию.

7. Реабилитационный диагноз и задачи реабилитационного лечения.

8. План реабилитации.

9. Социально-медицинский эпикриз.


Глава 2

Основы лечебной физической культуры

2,1. Общая характеристика метода лечебной физической культуры

Лечебная физическая культура — метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предуп­реждения осложнений и последствий патологического процесса.

• ЛФК — не только лечебно-профилактический, но и лечебно- воспитательный процесс, поскольку формирует у больного созна­тельное отношение к занятиям физическими упражнениями, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает его участие в регулировании не только общего режима жизни, но и «режима движения», воспитывает правильное отношение к закаливанию организма естественными факторами природы.

Объект воздействия ЛФК — больной со всеми особенностями функционального состояния его организма. Этим и определяется различие применяемых средств, форм и методов в практике ЛФК.

• ЛФК — естественно-биологический метод, в основе кото­рого лежит обращение к главной биологической функции организ­ма — мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует станов­лению и совершенствованию высшей психической и эмоциональ­ной сферы, активирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.

• ЛФК — метод неспецифической терапии, в котором физические упражнения выполняют роль неспецифических раздра­жителей. В связи с активацией нейрогуморальных механизмов регуляции физиологических функций ЛФК оказывает системное воздействие на организм больного. Вместе с тем различные физиче­ские упражнения избирательно влияют на функции организма, что необходимо иметь в виду при анализе патологических проявле­ний в отдельных системах и органах.

• ЛФК - метод патогенетической терапии. Систематичес­кое применение физических упражнений влияет на реактивность организма, изменяя ее общие и местные проявления.

• ЛФК — метод активной функциональной терапии. Регу­лярная, дозированная тренировка стимулирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм больного к возрастающим физическим нагрузкам, в конечном итоге приводя к развитию функциональной адаптации больного.

• ЛФК — метод поддерживающей терапии. Применяется обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации, а также у больных пожилого возраста.

• ЛФК — метод восстановительной терапии. При комп­лексном лечении больных различные средства ЛФК успешно соче­тают с медикаментозной терапией, различными физическими мето­дами лечения,

Одна из характерных особенностей ЛФК — процесс дозирован­ной тренировки больных физическими упражнениями, сопровож­дающей весь ход лечения и способствующей терапевтическому эффекту. В ЛФК различают общую и специальную тренировки.

• Общая тренировка способствует оздоровлению, укрепле­нию и развитию организма больного; она использует разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений.

• Специальная тренирозка ставит целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием ил и травмой. Используют раз­личные виды физических упражнений, непосредственно воздей­ствующих на область травмы или корригирующих функциональные расстройства (дыхательные упражнения при плевральных сращени­ях, упражнения для суставов при полиартритах и т.п.).

Показания к назначению ЛФК:

• отсутствие, ослабление или извращение функции, наступив­шее вследствие заболевания или его осложнения;





Читайте также:
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.078 с.