Части речи | Возраст | ||||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | |||
Лексика | |||||||
Имена существительные | Морковь, помидор, огурец | + свекла, капуста, репка | + лук, чеснок, укроп | + редис | + петрушка, брюква | ||
Глаголы | Название действий (повелительное наклонение). Мой, режь, рви. Глаголы неспр. 3 лица ед. ч. повелит. наклонения | Сажаю, собираю, режу | Рву, срываю, отрываю | Копаю, откапываю, прикапываю, закапываю, выкапываю | Режу, срезаю, отрезаю, вырезаю, солю, засаливаю | ||
Имена прилагательные | Цвет: красный, синий, желтый, зеленый. Размер: большой, короткий. Вкус: сладкий, кислый. Форма: круглый, квадратный. Тактильные ощущения: колючий, гладкий. Вкус: вкусный, не вкусный | + белый, черный, фиолетовый, оранжевый м. р. и ж. р. | м. р., ж. р. и с. р.: + круглый, круглая, округлое; + овальный, овальная, овальное, квадратный, квадратная, квадратное. М. р. и ж. р. широкий — широкая; узкий — узкая, высокий — высокая, низкий-—низкая, длинный— длинная превосходная степень; ед. ч. вкуснейший | Антонимы большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий. Сравнительная степень вкуснее, больше, меньше | Синонимы большой — громадный — огромный — большущий —очень большой; маленький — очень маленький — малюсенький — крохотный. Антонимы горький — сладкий; большой — маленький, длинный — короткий | ||
Числительные | Один, одна | - | - | - | - | ||
Предлоги | В, на | В, на, под, за | С, из | После, вместо | Около, перед, из-за | ||
Местоимения | Я, вот, это, там | Притяжательные: мой, твой | Мы, ты, вы, он, она, оно, они | Мое, мой, моя, наши, мне | У нас, у вас, у твоего, у моего | ||
Наречия | Хорошо, плохо, мало, много | + далеко, близко, высоко, низко, мало, много | + надо, не надо | - | - | ||
Словообразование | |||||||
Имена существительные | Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных м. р. и ж. р. помидорчик, огурчик, морковочка | Ед., мн. ч. сущ. м. р. и ж. р. с окончанием -ы, -и огурцы, помидоры, кабачки | Мн. ч. сущ. м. р., ж. р. и ср. р. огурцы, кабачки; уменьшитель- но-ласкательный суффикс -чик, -ок огурчик, помидорчик, лучок | Образование сложных слов | Уменьшительно-ласкательный суффикс -чик-: укропчик, петрушечка; увеличительный суффикс -ище-: помидори- ще, морковище; образование сложных слов: овощерезка, картофелечистка; родственные слова: овощ, овощевод, овощной | ||
Глаголы | - | - | - | Образование глаголов ед. ч. при помощи приставок рву — срываю, вырываю, отрываю, зарываю | Образование глаголов ед. и мн. ч. при помощи приставок копают — выкапывают — перекапывают, режут — срезают — отрезают — вырезают — перерезают | ||
Имена прилагательные | - | - | - | М.р., ж. р., ср. р. ед. и мн. ч. | Образование имен прилагательных от сущеествительных овощ — овощной, огурец — огуречный, лук — луковый | ||
Наречия | Много, мало | Справа, слева | Вверху, внизу | - | - | ||
Словоизменение | |||||||
Имена существительные | Изменение по падежам: и. п. мн. ч. м. р. и ж. р. огурцы, помидоры, морковь | + В. п. + Р. п. Ед. и мн. ч. существительных в Р. п. редиски, капусты. Обобщающее слово овощи | + Д- П. | + П. п. | |||
Глаголы | Мн. ч. настоящего времени: растут, едят, режут, режу — режь; собираю — собирай; кладу — клади, срываю — срывай | Изменение глаголов настоящего времени по числам: рвет — рвут; копает — копают; собирает — собирают | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам: копал — копала — копали, сажал — сажала — сажали, собирал — собирала—собирали, срывал — срывала — срывали | Изменение глаголов по лицам: копает — копают | |||
Имена прилагательные | Согласование существительных м. р. и ж. р. с прилагательными Смотри в лексике | + Вкус: горький, сладкий. Величина: маленький, средний, большой, большущий. Сравнительные формы прилагательных: длиннее, короче, больше. Цвет + розовый, голубой, серый | - | - | |||
Наречия, числительные | Один, одна | + много, ни одного, больше, меньше | - | - | |||
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
2—3 года
(1 младшая группа)
Игра «Огурец и помидор»
Чему учится ребенок: узнавать изображенные на картинке овощи; называть их доступным для него способом (звукоподражанием или облегченным словом).
Оснащение: натуральные овощи — помидор, огурец, морковь; предметные картинки, изображающие эти овощи.
Играем: покажите ребенку натуральный помидор. Обследуйте его вместе с ребенком — предложите взять помидор в руки. Назовите: «Это помидор». Предложите ребенку покатать его в ладошках. Скажите: «Помидор круглый». Погладьте рукой ребенка бочок помидора, скажите: «Он гладкий».
Обследуйте по аналогии огурец (длинный, шершавый).
Спрячьте помидор и огурец в «Чудесный мешочек». Предложите ребенку найти круглый, гладкий помидор. Попросите малыша достать помидор из мешочка. Спросите ребенка, что он достал. Поиски огурца проведите аналогично.
Покажите ребенку изображенные на картинке овощи (помидор и огурец). Предложите ему найти и дать вам картинку с изображением помидора. Аналогично найдите картинку, изображающую огурец. Прочтите рифмовки про каждый овощ:
Круглый, красный и большой!
Полюбуйся, вот какой.
В огороде он растет,
Так и просится к нам в рот.
Помидор, помидор,
Помидорчик, помидор!
Вот на веточке зеленой,
Вырос — в руки не возьмешь
Он колючий, словно еж.
Огурец-то, огуречик,
Как зеленый человечек!
Аналогично обследуйте морковь (длинная, твердая). Предложите ребенку показать морковь на картинке. Опишите ее внешний вид.
Игра «Корзина с овощами»
Чему учится ребенок: узнавать объект по части изображения; называть изображенные на картинке овощи, понимать значение слов «один — много» (2 года 6 месяцев); соотносить их с определенным количеством; согласовывать существительные с числительными «один», «одна» (три года).
Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 1), игрушечный заяц.
Играем: заранее подготовьтесь к игре. Вырежьте предметные картинки (см. рис. 1) — 4 помидора, 1 огурец. Положите овощи на сюжетную картинку (на помидорный куст — 4 помидора, на огуречную плеть — 1 огурец). Предложите ребенку пойти вместе с вами в огород. Прочтите двустишие:
В огороде мы гуляем,
Что в корзинку собираем?
Предложите ребенку найти на картинке помидоры. Расскажите, что они растут на кусте. Спросите ребенка: «Сколько помидоров выросло на кусте?». Если ребенок затрудняется ответить, скажите сами: «Много». Предложите ребенку повторить. Попросите ребенка собрать помидоры в большую корзину. После выполнения задания восторженно скажите: «Много помидоров в корзине!».
Предложите ребенку найти на сюжетной картинке огурец. Попросите положить его в корзину. Спросите ребенка: «Сколько огурцов в корзине?» (Один огурец.) Если ребенок затрудняется правильно ответить, приложите его указательный палец к огурцу и скажите: «Один огурец». Поднимите палец вверх, повторив: «Один».
Покажите ребенку любопытного зайчика. Скажите, что заяц очень голодный и любопытный. Прочтите рифмовку:
Зайка прыгал и скакал,
Вдруг корзинку увидал.
Что в корзине?
Ой, ой, ой!
Ты, дружок, ее открой!
Предложите ребенку рассказать зайцу о том, что он увидел в корзинке. Спросите ребенка, сколько овощей на каждой картинке (один, много). Предложите ребенку угостить зайца морковкой. Количество овощей можно менять.
Игра «Угощаем зайцев»
Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов -ок-, -ек-, -ик-; понимать значение глаголов настоящего и прошедшего времени (угощаю--угостил); произносить трехсловную фразу.
Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 2).
Играем: к игре приготовьтесь заранее. Рассмотрите вместе с ребенком большие и маленькие овощи (рис. 2). Прочтите рифмовку:
Зайки в гости к нам пришли, Дорогие пришли.
Будем зайцев угощать,
Овощи им предлагать.
Покажите на картинке большого и маленького зайцев. Представьте их ребенку: «Это большой заяц. А это маленький зайчик». Прочтите тоненьким голоском рифмовку от имени маленького зайчика:
— Мы из леса к вам скакали,
Очень, очень мы устали.
Мы бы сели на пенек
И поели бы, дружок!
Скажите, что большой заяц любит большие овощи, а маленький зайчик — маленькие овощи. Предложите ребенку угостить каждого зайца — назвать угощение, выбрать его и положить на пенек — провести фломастером линию от угощения до пенька.
Угощая зайцев, скажите: «На, заяц, морковку. На, зайчик, морковочку. На, заяц, огурец. На, зайчик, огурчик. На, заяц, помидор. На, зайчик, помидорчик».
Игра «Что спряталось на грядке!»
Чему учится ребенок: объединять усвоенные слова в двухсловные предложения (вопросительное слово «где» + существительное в именительном падеже; указательные слова (вот, это, там) + существительное в именительном падеже).
Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 3).
Играем: для проведения игры вырежьте лопухи (см. рис. 3). Приклейте их на сюжетную картинку. Предложите ребенку поиграть.
Прочтите рифмовку:
Мы сидим с тобой на грядке.
Овощи играют в прятки.
Предложите ребенку отогнуть каждый лопух и увидеть спрятавшиеся овощи. Спросите у ребенка: «Где морковка?». Предложите малышу ее поискать. Покажите, как надо отгибать приклеенный лопух. С восторгом произнесите: «Вот морковка!». Предложите ребенку продолжить игру самостоятельно.
После выполнения каждого задания просите его произносить фразу: «Вот помидор!», «Это помидор» или «Там помидор». Попросите ребенка найти остальные овощи (огурец, морковь).
Если ребенок не может произнести фразу, произнесите ее сами. Предложите ребенку помочь вам произнести слова «вот», «там», «это».
Игра «Повар»
Чему учится ребенок: узнавать объект и действия, им совершаемые; употреблять глаголы единственного числа повелительного наклонения.
Оснащение: предметные картинки; корзиночка.
Играем: подготовьтесь к игре заранее — подберите и вырежьте картинки с изображением овощей. Положите их на стол перед ребенком. Попросите ребенка назвать овощи, изображенные на каждой картинке. Предложите малышу сходить в гости к повару на кухню.
Расскажите ребенку, что повар готовит очень вкусную еду. Сегодня он решил побаловать своих гостей овощным салатом. Но этот повар был не простой, он был волшебником. Повар мог приказывать овощам, а овощи могли выполнять его команды.
Сложите все вырезанные овощи в корзину. Предложите ребенку стать поваром и отдавать команды овощам. Скажите ребенку, что вы станете овощами (огурцом, морковью, помидором) — и будете выполнять те команды, которые будет отдавать повар-ребенок.
Ребенок говорит огурцу: «Вылезай из корзины!» (Достаньте огурец из корзины.) Малыш приказывает морковке: «Мойся в воде!» (Сложите овощи в мойку.) «Залезай в салатницу!» (Сложите овощи в салатницу.)
Можно провести игру еще раз, поменявшись с ребенком ролями.
Игра «Трудолюбивая бабушка»
Чему учится ребенок: употреблять глаголы «собирать», «складывать», «резать», «есть» в повелительном наклонении.
Оснащение: сюжетные картинки.
Играем: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете бабушкой,— наденьте красивую косынку. Попросите ребенка взять любую игрушку по его желанию. Выполняйте действия и называйте их. Предложите ребенку говорить игрушке, что ей надо делать, в форме команды.
Вы говорите: «Я режу огурец». Ребенок командует игрушке: «Режь огурец!» Скажите: «Я ем помидор».— «Ешь помидор!» После ваших слов: «Я собираю морковь» ребенок должен попросить игрушку: «Собирай морковь!»
Затем скажите: «Я положу овощи в корзину». Ребенок говорит: «Положи овощи в корзину!»
Игра «Сортируем овощи»
Чему учится ребенок: различать и называть два цвета (красный и зеленый); различать предметы по форме (круглый — овальный).
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 4).
Играем: расскажите ребенку небольшую сказку: «Жили-были две подружки — зеленая лягушка и красная гусеница. (Предложите ребенку показать на сюжетной картинке зеленую лягушку, красную гусеницу.) Любили подружки ходить в гости к бабушке на огород. Лягушка прыгает: „Прыг-скок", а гусеница ползет: „Оп-оп-оп". (Покажите ребенку, как прыгает лягушка — поднимайте и опускайте на стол ладонь. Сопровождайте действия произнесением звукоподражаний. Покажите, как ползет гусеница — продвигайте ладонь вперед, поворачивайте ее вправо, влево.)»
Продолжите рассказ: «Вот и огород. Хочется подружкам попробовать все овощи. Они такие спелые, сочные, вкусные. Договорились лягушка с гусеницей, что они будут собирать овощи разного цвета. Гусеница будет собирать красные овощи, а лягушка — зеленые».
Дайте ребенку задание: «Помоги гусенице и лягушке собрать овощи»,— провести фломастером линию от предметных картинок с изображением овощей до корзин, стоящих около гусеницы и лягушки.
Попросите ребенка называть цвет корзины и овощей, лежащих в ней. Следите за тем, чтобы ребенок согласовывал имя существительное с прилагательным в роде: красная корзина, красный помидор, красная редиска, зеленый огурец, зеленый кабачок, зеленая корзинка.
Когда ребенок выполнит задание, назовите все собранные овощи и поблагодарите его от имени гусеницы или лягушки за помощь.
Игра «Готовим припасы на зиму»
Чему учится ребенок: употреблять имена существительные в единственном и множественном числе; определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит действие — одному лицу или нескольким лицам.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 5).
Играем: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте предметные картинки (рис. 5) — огурец и огурцы, помидор и помидоры. Положите их перед ребенком.
Попросите ребенка показать, где на картинке изображен помидор, а где помидоры; где огурец, а где огурцы.
Предложите ребенку один огурец порезать кружочками, а другой положить на тарелочку и угостить домашних. Спросите: «Что лежит на тарелке?» (На тарелке лежит огурец.) Расскажите, что вы будете готовить запасы на зиму: солить огурцы в большой банке.
Попросите малыша найти картинку с изображением огурцов, положить огурцы в банку. Спросите ребенка: «Что лежит в банке?» (В банке лежат огурцы.)
Игру можно продолжить, предложив разложить остальные овощи на тарелку и в банки: помидор — помидоры; кабачок — кабачки.
3—4 года
(2 младшая группа)
Игра «Сериация»
Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов; правильно согласовывать имя существительное с прилагательным в мужском и женском роде единственного и множественного числа.
Оснащение: предметные картинки (можно использовать изображения овощей к другим играм).
Играем: вырежьте картинки с изображением овощей. Положите перед ребенком три морковки разной величины (маленькую, среднюю, большую). Назовите их: маленькая морковочка, средняя морковка, большая морковь. Предложите ребенку найти для каждой морковки свой дом (вложить вырезанный овощ в силуэтное изображение). Попросите его называть величину каждого овоща. Проведите игру с другими овощами по аналогии.
Лексический материал: репа — репочка — репища; свекла — свеклочка — свеклища.
Игра «Разложи овощи по банкам»
Чему учится ребенок: различать цвета и называть их; согласовывать имена существительные мужского и женского рода с прилагательными «круглый», «красный»; «овальный», «зеленый».
Оснащение: рисунки (см. вклейку, рис. 6).
Играем: покажите ребенку на картинке курочку-хохлатку. Прочтите рифмовку:
Курочка-хохлатка у бабушки жила. Курочка-хохлатка хозяйственной была. Собирала овощи, в банки их сложила,
А потом консервами деток угостила.
Рассмотрите вместе с ребенком овощи (рис. 6). Попросите его помочь курочке разложить овощи в банки: красные овощи — в банки с красной крышкой; зеленые овощи — в банки с зеленой крышкой; желтые овощи — в банки с желтой крышкой. Предложите ребенку провести фломастером линию от каждого овоща до банки. После выполнения задания спросите у ребенка, какие овощи и какого цвета лежат в каждой банке. Дайте образец ответа: «В банке с красной крышкой лежат красные помидоры и красный перец. В банке с зеленой крышкой лежат зеленые огурцы и зеленый перец. В банке с желтой крышкой лежит желтый перец». Предложите ребенку (от имени курочки) угостить цыплят консервированными овощами: большого цыпленка — большим красным помидором; среднего цыпленка — зеленым огурцом; маленького цыпленочка — маленьким желтым перчиком.
Игра «Собери овощи»
Чему учится ребенок: использовать существительные с предлогами «под», «за»; выделять интонационно предлоги в речи; соотносить слова «один», «много» с соответствующим количеством предметов.
Оснащение: муляжи овощей или предметные картинки.
Играем: вырежьте из бумаги зеленого цвета листья и накройте ими муляжи или вырезанные изображения овощей. Прочтите ребенку рифмовку:
Шла старушка по дорожке,
А навстречу мчится кошка;
Раз — и выпало лукошко,
Убежала быстро кошка...
По дорожке овощи покатились,
За кусточки да под листочки закатились!
Помоги старушке все овощи собрать.
Их сложить в лукошко и бабушке сказать:
— Убежала кошка,
Овощи в лукошке!
Задайте ребенку вопросы по содержанию рифмовки: «Где шла старушка?» (По дорожке.) «Кто бежал по дорожке?» (Кошка.) «Где катились овощи?» (По дорожке.) «Где спрятались овощи?» (Под листочками.)
Предложите ребенку поискать укатившиеся овощи под кусточками да под листочками — поднять листья. Попросите ребенка сказать, где и какой овощ спрятался: «Помидор под лопухом; огурец за кустом».
Игру продолжайте до тех пор, пока ребенок не найдет все овощи, выпавшие из лукошка.
Игра «Складываем овощи»
Чему учится ребенок: ориентироваться в пространстве, понимать слова, подкрепленные жестами, интонацией,— «справа», «слева», «вверху», «внизу».
Оснащение: предметные картинки из других игр.
Играем: нарисуйте или сложите из бумаги полочки для овощей. Предложите ребенку прослушать рифмовку:
Мамочке поможем,
Все на место сложим.
Попросите ребенка сложить овощи на полку: «На верхнюю полку положи морковку. На нижнюю полочку сложи все кабачки. Справа от морковки положи капусту. Слева от кабачка положи свеклу». Попросите его сказать, где и какой овощ лежит. Попросите ребенка: «Расскажи маме, какие овощи и куда ты положил(-а)?» Предложите ребенку вспомнить, куда нужно положить овощи,— разложить их по местам.
Игра «Волшебники»
Чему учится ребенок: способам словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.
Оснащение: ободок-шапочка с липучкой; предметные картинки с изображением овощей.
Играем: покажите ребенку заранее вырезанных гномов (большого и маленького). Расскажите о том, что эти гномы не простые, они волшебники. Свое волшебство они совершают при помощи волшебной палочки. Если маленький гномик дотронется маленькой волшебной палочкой до любого предмета, то он сразу становится маленьким. А если большой гном дотронется большой волшебной палочкой до этого же предмета, он станет большущим.
Предложите ребенку тоже стать волшебником — большим или маленьким гномом. Спросите, какую волшебную палочку он хочет — большую или маленькую?
Предложите ему дотронуться волшебной палочкой до овощей на картинке. Расскажите, что если дотронуться палочкой большого гнома, то овощи станут большими. Назовите овощ: «Капуста — капустища».
Предложите ребенку дотронуться маленькой волшебной палочкой до овоща, тогда он станет маленьким. Попросите его назвать овощ: «Капуста — капусточка». Можно поиграть еще раз, поменявшись с ребенком ролями.
Игра «На рынке»
Чему учится ребенок: соотносить слова «один», «два», «много» с соответствующим количеством предметов; использовать глаголы совершенного вида и несовершенного вида.
Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 7).
Играем: спросите у ребенка о том, где можно купить овощи. Выслушайте его ответ. Предложите ребенку послушать рифмовку, в которой говорится о том, как старушка покупает овощи на рынке:
Старушка на рынок с корзинкой пошла,
В корзинку старушка на рынке взяла:
Две морковки, свеклы две,
Пять огурчиков колючих,
Репок тоже нужно пять...
Помоги мне сосчитать.
Сколько свеклы,
Сколько лука,
Сколько тыквы, кабачков
Поместились в той корзинке?
Все от разных продавцов.
Предложите ребенку открыть корзинку старушки (поднять заранее вырезанную - подклеенную к корзинке крышку). Попросите ребенка:
— сосчитать овощи;
— назвать их количество;
— найти цифру, обозначающее это количество;
— сказать, сколько свеклы в корзинке? (Две свеклы.);
— сколько моркови? (Одна морковь.);
— сколько кабачков? (Пять кабачков.)
Игра «Готовим винегрет»
Чему учится ребенок: отвечать на вопросы дательного падежа (кому?); употреблять слово «нужно».
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 8); фломастер. Играем: предложите ребенку вспомнить, что такое винегрет. Спросите, какие овощи мама в него кладет? Поинтересуйтесь, любит ли ребенок винегрет? Прочтите рифмовку:
Как мы любим винегрет!
Но секрета в этом нет,
Очень хлопотно одной
Маме резать овощи.
И спросила мама громко:
— Кто нарежет мне морковку?
Свеклу кто? А кто лучок?
Кто капусточку порубит?
Кто картошечку покрошит?
А кто маслице нальет?
Кто огурчики нарежет
И отправит прямо в рот?
Посолили, помешали...
Ай да вкусный винегрет!
Лучше просто в мире нет!
Попросите ребенка распределить обязанности между членами семьи (провести фломастером линию от определенного овоща к тарелке с этим же, но уже нарезанным овощем). Спросите: «Кому предложим рубить капусту?» (Папе.) «Кому предложим покрошить картошку?» (Бабушке.)
Попросите ребенка угостить каждого члена семьи винегретом. Спросите: «Это кому?» Ребенок: «Это маме».— «Это кому?» — «Это папе». Игру можно повторить, называя каждого члена семьи по имени. «Это кому?» — «Это Маше».
Игра «Вредная принцесса»
Чему учится ребенок: подбирать антонимы, называть их.
Оснащение: картинка с изображением принцессы.
Играем: предложите ребенку послушать сказку: «Жила-была принцесса. Была она не красавица, но и не уродина. Так себе, серединка на половинку. Но была у нее одна очень неприятная черта в характере — вредность. Что ей ни скажут, а она все говорит и делает наоборот. Рада она была этому или не очень, сказать сложно...»
Предложите ребенку на некоторое время стать вредной принцессой. Наденьте ему на голову корону. Напомните еще раз условия игры: «Я буду называть слово, а ты, вредная принцесса, называй его наоборот». Скажите: «Этот помидор сладкий». «Принцесса»: «Нет, он горький».
«Этот огурец хрустящий».— «Нет, он мягкий».
«Эта капуста большая».— «Нет, она маленькая».
«Этот кабачок тяжелый».— «Нет, он легкий».
«Эта морковь чистая».— «Нет, она грязная».
Вы можете продолжить игру, придумав новые антонимы. Спросите ребенка: «Понравилось ли тебе быть вредной принцессой?» Выслушайте ответ. Предложите ребенку научить принцессу быть послушной...
Игра «Жил да был огурчик»
Чему учится ребенок: употреблять возвратную форму глаголов 3 лица единственного числа.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 9).
Играем: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте по контуру картинки-фотографии: куст, лист, лейку, ведро, бабочку. Приклейте их к овощам на сюжетной картинке. Приклеенные картинки должны подниматься и опускаться, под ними спрятаны овощи. Предложите ребенку познакомиться с овощами.
Прочтите рифмовку:
Жил да был огуречик,
Был он словно человечек...
Прыгал, бегал и скакал...
От меня он убежал!
Расскажите: «Огурчик пригласил нас в гости, а сам спрятался. Посмотри, он что-то оставил на столе. Это фотографии. Давай их рассмотрим!»
Предложите ребенку выкладывать картинки-фотографии по одной перед собой на стол и называть действия, совершаемые огурчиком: умывается; вытирается; одевается; причесывается; сердится; веселится; прячется.
Предложите ребенку поискать огурчик на грядке (под кустиком земляники, под бабочкой, под лейкой, под ведром, под огуречным листом).
Ребенок должен приподнимать приклеенную картинку и говорить, видел ли он под ней огурчик. Спросите ребенка: «Где ты искал огурчик?» (Под лейкой.) «А где нашел?» (Под листом.)
Пет
(средняя группа)
Игра «Он, она, они»
Чему учится ребенок: изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам. Оснащение: сюжетные картинки.
Играем: предложите ребенку поиграть. Положите на столе перед ним сюжетные картинки. Скажите, что вы будете говорить, а он должен угадать, про кого вы говорите. Попросите его найти и взять эту картинку и сказать, кто и что делал.
Например: «Сорвал огурец. Сорвала огурец. Сорвали огурцы. Выдернул морковь. Выдернула морковь. Выдернули морковь».
Игру можно продолжить, используя другой лексический материал.
Игра «Овощи»
Чему учится ребенок: понимать и использовать в активной речи обобщающее существительное «овощи»; образовывать имя прилагательное от существительного. Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 10). Играем: покажите ребенку картинки с изображением овощей (кабачок, помидор, капуста, огурец). Предложите послушать рифмовку:
На грядке, как свинка,
Лежит кабачок,
На солнышко выставив
Толстый бочок.
Зарылся огурчик,
В зеленой ботве,
Не хочет идти ни к тебе,
Ни ко мне!
Висят помидоры
На веточках рядом,
Меня поражают
Красным нарядом.
Капуста упругими
Сжалась кочнами.
Не хочет делиться
Своими листами.
Попросите ребенка найти на картинке изображение каждого овоща. Когда ребенок покажет все овощи, прочтите двустишие:
Ты на картинки скорей посмотри
И словом одним их все назови!
(Овощи)
Спросите: «Где выросли овощи?» (На грядке.) Предложите ребенку приготовить салат из перечисленных овощей. Спросите ребенка, что нужно добавить в салат, чтобы он был более ароматным? (Лук, укроп, чеснок, петрушку.) Спросите: «Как мама готовит салат? Как можно назвать салат, приготовленный из овощей?» (Овощной салат.)
Предложите ребенку придумать рецепт своего овощного салата. Попросите его назвать овощи, которые он положит в овощной салат.
Игра «Помогаем бабушке искать овощи»
Чему учится ребенок: правильно использовать предлоги «под», «над», «около»; понимать и использовать в активной речи обобщающее слово «овощи».
Оснащение: муляжи или предметные картинки с изображением огурцов, помидоров.
Играем: предложите ребенку поиграть — отправиться в огород собирать урожай. Скажите, что овощи любят шалить и играть в прятки.
Предложите ребенку найти спрятавшиеся овощи. Скажите: «Волшебный помидорчик может тебе помочь. Приставь его к своему ушку, и он тебе подскажет, куда спрятались овощи». Произносите от имени помидорчика: «Листик лежит над огурцом. Помидор лежит под листочком. Огурец спрятался около помидора. Маленький помидорчик — за огурчиком».
Игру можно продолжить, размещая вырезанные овощи там, где подскажет ваша фантазия. Помните, что в этой игре мы закрепляем предлоги «над», «под», «около».
Игра «Солим овощи»
Чему учится ребенок: способам словообразования при помощи увеличительных и уменьшительных суффиксов (-чик, -ищ, -еньк); употреблять предлоги «около», «между».
Оснащение: муляжи овощей или предметные картинки.
Играем: предложите ребенку поиграть — помочь вам сложить овощи в банку для засолки. Попросите ребенка складывать в банку овощи рядами:
1 ряд — большие овощи — помидорище; морковища;
2 ряд — маленькие овощи — помидорчик, огурчик, морковочка.
Попросите ребенка разложить зелень между овощами или около определенного овоща. Предложите ребенку сказать, куда он положил петрушку.
Игру можно продолжить, предложив выложить в банке третий ряд овощей, чередуя их по размеру — большой, маленький...
Называя размер овощей, ребенок должен пользоваться уменьшительно-ласкательными или увеличительными суффиксами. Предложите ребенку назвать ласково цвет овощей: красный — красненький; зеленый — зелененький.
Игра «Круглый, овальный, квадратный»
Чему учится ребенок: согласовывать прилагательное с существительным в роде.
Оснащение: муляжи овощей или предметные картинки с изображением овощей.
Играем: предложите ребенку поиграть. Расскажите правила игры: «Я дам тебе одну карточку, а вторую возьму себе. Назови фигуру, изображенную на твоей карточке». Назовите фигуру, изображенную на вашей карточке. Скажите: «Маленькие карточки положу на стол вниз изображением. Я буду брать по одной картинке и показывать тебе нарисованный овощ. Если этот овощ круглый, картинку забираешь ты. А если он овальный, то картинку заберу я».
Когда все картинки будут разложены, предложите ребенку назвать их форму и величину: «Круглый помидор, овальный огурец, круглый лук, круглая редиска, круглая свекла, овальный кабачок, овальный огурец, овальная редька».
Отчетливо выговаривайте окончания прилагательных. Предложите ребенку пересчитать картинки. Попросите назвать их количество. Пересчитайте свои картинки. Назовите количество. Спросите: «У кого картинок больше?»
Игра «Радуга на огороде»
Чему учится ребенок: согласовывать в роде имя существительное, обозначающее овощ, с прилагательным, обозначающим его цвет; использовать прилагательное «разноцветная» (радуга).
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 11).
Играем: предложите ребенку рассмотреть радугу и назвать ее цвета. Положите перед ребенком коробку с цветными карандашами. Попросите его достать карандаши и положить их на стол. Предложите ребенку выбрать карандаши такого же цвета, как цвета радуги. Назвать цвет каждого карандаша, согласуя существительное с прилагательным в роде (красный карандаш).
Попросите ребенка назвать овощ и его цвет, используя цвета, которые есть в спектре радуги: красный помидор, оранжевый перец, желтый кабачок, зеленый огурец, фиолетовый баклажан.
Предложите ребенку угостить радугу овощами — положить на цвет радуги овощи такого же цвета. Спросите, знает ли ребенок овощи синего и голубого цвета.
Игра «Назови вкус»
Чему учится ребенок: называть вкус овощей, согласовывать в роде существительные, обозначающие овощи, с прилагательными, обозначающими их вкус.
Оснащение: флажок.
Играем: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете называть овощи и передавать ему флажок, а он должен назвать вкус овощей и вернуть флажок обратно.
Лексический материал: капуста — сладкая, лук — горький, помидор — сладкий, чеснок — горький, горох — сладкий.
Игра «Закончи предложение»
Чему учится ребенок: образовывать множественное число имен существительных мужского и женского рода; правильно употреблять их в предложении.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 12).
Играем: предложите ребенку прослушать предложение (с опорой на картинки), а затем правильно его закончить: «Вот один помидор, а на тарелке — помидоры. Вот один огурец, а в банке — огурцы. Вот один кабачок, а на стуле лежат кабачки. Вот одна тыква, а на полу лежат тыквы».
Игра «Скажи правильно»
Чему учится ребенок: правильно употреблять глаголы в прошедшем и настоящем времени.
Оснащение: карандаш, бумага, парные картинки (см. вклейку, рис. 13).
Играем: объясните ребенку значение глаголов настоящего и прошедшего времени. Заранее приготовьте карандаши и лист бумаги.
Предложите ребенку нарисовать любой понравившийся ему овощ. Вовремя выполнения задания спросите ребенка: «Что ты делаешь?» (Рисую). По окончании работы спросите: «Что ты сделал?» (Нарисовал.)
Предложите ему назвать нарисованное. Объясните ребенку значение глаголов настоящего и прошедшего времени. «Все, что мы делаем, это действие, которое мы выполняем сейчас. А то, что ты сделал, это уже было или было давно».
Предложите ребенку прослушать рифмовки и угадать, когда было это действие — давно или сейчас. Игру можно видоизменить: предложите ребенку договаривать в рифмовках глаголы прошедшего времени.
Огурцы я с плети рвал,
Все сорвал и не устал!
Я капусту рублю,
Нарубил и посолил.
В банку помидор кладу,
Положил и засолил.
Я картошку копаю,
Выкопал и не устал.
Лук я с грядки тяну.
Вытянул и в соль макнул.
Ох и вкусный лучок,
У меня в руке пучок!
За ботву тяну морковку,
И тяну я очень ловко!
Рукавичкой пот смахнул,
Вытянул и отдохнул...
Рассмотрите вместе с ребенком парные картинки на рис. 13. Попросите его показать, на каких картинках действие выполнено.
Игра «Чем на друга не похож!»
Чему учится ребенок: способам словообразования при помощи приставок вы-, пере-, с-, от-, за-.
Оснащение: не требуется.
Играем: предложите ребенку прослушать предложенные вами слова. Попросите его рассказать, чем одно слово отличается от другого. Произносите предложенные слова и выделяйте голосом приставки.
Лексический материал: рвут — срывают, отрывают, вырывают; копают — перекапывают, выкапывают, закапывают; кладут — складывают — перекладывают — закладывают — откладывают.
5—6 лет
(старшая группа)
Игра «Сортируем овощи»
Чему учится ребенок: с помощью суффикса -чик- образовывать новые слова, использовать их в речи; понимать значение обобщающего слова «овощи», использовать его в активной речи.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 14).
Играем: предложите ребенку помочь маме разобрать овощи: при помощи фломастера большие овощи сложить в большую корзину, а маленькие — в маленькую корзиночку. Покажите ребенку картинки с изображенными на них овощами.
Попросите его разложить овощи в корзины. Предложите образец фразы: «Капусту положу в корзину, а капусточку — в корзиночку.
Лексический материал: помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — морковочка, укроп — укропчик, лук — лучок, репа — репочка, редька — редечка.
Игра «Слова наоборот»
Чему учится ребенок: подбирать слова с противоположным значением; правильно согласовывать имя существительное с прилагательным в роде.
Оснащение: предметные картинки с изображением овощей.
Играем: рассмотрите вместе с ребенком картинки. Предложите ему поиграть. Попросите найти картинку с противоположным значением.
Лексический материал: длинный огурец — короткий огурчик; толстый кабачок — тоненький кабачок; большой помидор — маленький помидорчик; грязная морковь — чистая морковь.
Предложите поиграть в «игру наоборот» — подбирать антонимы.
Лексический материал: свекла сладкая, а перец (горький); помидор сладкий, а лук (горький);