Освоение профессиональных знаний и навыков




Слайд

Социально-психологические условия формирования профессиональных установок у курсантов вуза МВД России

Слайд

Актуальность исследования социально-психологических условий формирования профессиональных установок у курсантов вуза МВД продиктована обстоятельствами теоретического и практического характера. В настоящее время, в условиях кардинальных социально-экономических преобразований в стране, затронувших в полной мере и правоохранительную систему, с особой остротой встал вопрос о повышении эффективности деятельности органов внутренних дел. При решении этой проблемы в первую очередь нужно обратить внимание на качество профессиональной подготовки и готовность сотрудников правоохранительных органов выполнять свои профессиональный долг в условиях сложной криминогенной обстановки.

Практика деятельности органов внутренних дел имеет немало примеров того, насколько усложняется адаптация в служебных коллективах тех выпускников вузов МВД, профессиональная установка которых, формируемая во время обучения, не адекватна реалиям служебной деятельности. Анализ социально-психологических детерминант формирования профессиональных установок у курсантов вузов МВД России и возможностей их оптимизации выступает как актуальная проблема, имеющая важное социальное значение, а из-за недостаточной изученности и научно-прикладную значимость. Изучение закономерностей формирования установки курсанта вуза МВД на учебно-служебную деятельность позволит по иному взглянуть на процессы адаптации молодого человека в правоохранительных органах и освоение им профессиональных знаний и навыков, с научно обоснованной точки зрения подойти к решению проблемы закрепления молодых специалистов в правоохранительных органах.

Несмотря на значительное количество социально-психологических исследований в области установочных явлений и большую популярность понятия «установка личности», можно констатировать, как противоречивость существующих теорий установки, так и неоднозначность понятий, связанных с ними. С одной стороны, не вызывает сомнения факт влияния установки человека на его поведение, социальную и профессиональную адаптацию, с другой стороны, остаются дискуссионными вопросы о происхождении, структуре и функциях установочных явлений, как и вопрос о степени взаимосвязи установки и поведения. Проблема изучения социально-психологических условий формирования профессиональных установок курсантов вузов МВД ранее не рассматривалась.

Анализ научных публикаций свидетельствует, что наибольшее число исследований по проблеме профессиональной установки проведено в рамках изучения особенностей профессионального самоопределения и профессиональной социализации личности, где рассматривались следующие аспекты:

- психологические закономерности и механизмы профессионального самоопределения в том числе, сущность и психологическое содержание профессиональной социализации

-психологические механизмы принятия решения о выборе профессии

- социально-психологические факторы выбора профессии

- социально-психологические аспекты совершенствования профессионального становления студентов вузов

 

Недостаточно изученными остаются вопросы влияния социально-психологических условий образовательного процесса вуза МВД на формирование профессиональных установок и прогноза психологической готовности выпускника к служебной деятельности в ОВД. Этим и продиктован выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает личность курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России.

Предметом исследования являются социально-психологические условия формирования профессиональных установок курсантов, слушателей вуза МВД России и способы их оптимизации.

Цель исследования определение сущности, структуры и содержания профессиональных установок курсантов вуза МВД РФ, выявление основных социально-психологических условий, оказывающих влияние на их формирование в ходе обучения, разработка специальных методов исследования профессиональных установок курсантов и практических рекомендаций по оптимизации условий их формирования у курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России.

Слайд

Освоение профессиональных знаний и навыков

Профессиональные установки курсантов в ходе обучения в вузе изменяются, формируются под воздействием ряда социально-психологических условий учебно-воспитательного процесса вуза МВД, а формирование профессиональных установок курсанта - центральный механизм его социально-психологической адаптации к учебно-служебной и профессиональной деятельности.

На процесс формирования профессиональных установок возможно эффективно воздействовать через специальную психотехнологию, нацеленную на достижение позитивной эмоциональной оценки курсантом условий учебно-служебной деятельности, своей принадлежности к органам внутренних дел, к профессиональному коллективу, получение им достоверных адекватных знаний о профессии, о системе правоохранительных органов, формирование у курсанта потребности профессиональной самореализации. Выявление и исследование профессиональных установок курсантов вуза МВД возможно посредством авторской методики исследования профессиональных установок на основе цветовых выборов.

Исследование проводил кандидат психологических наук Резепин Андрей Владимирович. При выявлении социально-психологических факторов, влияющих на процесс формирования профессиональных установок у курсантов вуза МВД он использовал методы: стандартизированное наблюдение; анкетирование; интервьюирование; психологическое тестирование; метод профессиональных проб; метод экспертных оценок; лонгитюдный метод исследования профессиональных установок курсантов вуза МВД; метод ранжирования оценок; анализ показателей учебно-служебной деятельности курсантов; и многие другие. Положения выносимые на защиту.

Слайд

1. Профессиональная установка курсанта вуза МВД - это относительно устойчивое состояние психологической готовности его личности следовать или противостоять нормам профессионального взаимодействия, сложившимся в образовательном учреждении МВД России, которые регламентируются требованиями учебной программы, устава института МВД, обязанностями сотрудника органов внутренних дел, приказами и распоряжениями начальников и старших.

2. Формирование профессиональных установок курсанта вуза МВД - центральный механизм его социально-психологической адаптации к учебно-служебной и профессиональной деятельности.

 

Слайд

3. На формирование профессиональных установок курсанта в наибольшей степени оказывают влияние следующие социально-психологические условия учебно-служебной деятельности:

- индивидуальный стиль руководства и психолого-педагогическая компетентность руководителей учебных подразделений вуза МВД РФ;

- преобладающие профессиональные установки курсантов учебной группы, установки неформальных лидеров;

- профессиональные традиций коллектива конкретного образовательного учреждения;

- профессиональные установки преподавательского состава;

- установки родителей курсанта по отношению к его будущей профессии;

- социальные потребности, мотивирующие курсанта к профессиональной деятельности;

- психо-эмоциональные состояния курсантов в учебно-воспитательном процессе вуза МВД РФ;

- уровень развития коммуникативных качеств личности курсанта.

4. Авторская методика изучения профессиональных установок курсанта, разработанная в диссертационном исследовании, позволяет выявить те стороны учебно-воспитательного процесса, которые препятствуют формированию позитивных профессиональных установок, дать практические рекомендации руководителям по оптимизации учебно-воспитательного процесса, организации индивидуально-воспитательной работы с курсантом, оказать психологическую помощь в адаптации курсанта к условиям учебы и службы.

5. Посредством разработанных автором специализированных социально-психологических тренингов, направленных на формирования позитивных профессиональных установок у курсантов вуза МВД, можно эффективно возвоздействовать на процесс формирования профессиональных установок у курсантов.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что: установлено место профессиональных установок в структуре психологических детерминант процесса адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности; разработана психологическая модель функционирования профессиональных установок в учебно-воспитательном процессе вуза МВД; выявлена зависимость формирования профессиональных установок от ряда социально-психологических условий учебно-воспитательного процесса; разработан и внедрен в практику психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД РФ комплекс психодиагностических методов и средств, обеспечивающий выявление и оценку профессиональных установок курсантов, социально-психологических условий их формирования; разработаны, экспериментально апробированы и внедрены в практику подразделений психологического обеспечения вузов МВД России программы групповых тренингов, направленных на формирование позитивных профессиональных установок у курсантов; доказаны психокоррекционные возможности психологического тренинга, направленного на формирование позитивных профессиональных установок у курсантов; на основе анализа результатов диссертационного исследования сформулированы практические рекомендации по оптимизации социально-психологических условий формирования у курсантов вуза МВД профессиональных установок, предназначенные для разных категорий командно-преподавательского состава.

Проведенное исследование позволяет сделать общие выводы:

1. Теоретико-методологический анализ основных подходов к проблеме формирования профессиональных установок курсантов вуза МВД РФ показал, что социально-психологические установки курсанта в учебно-служебной деятельности являются значимыми факторами его профессионального самоопределения и становления. Исследование профессиональных установок позволяет дать психологический прогноз успешности адаптации курсанта к учебно-служебной и профессиональной деятельности.

2. Исследование показало, что процесс формирования профессиональных установок у курсантов вуза МВД РФ не всегда позитивен и требует системного, постоянного изучения с целью оптимизации социально-психологических условий учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

3. Управление процессом формирования профессиональных установок курсанта может происходить, с одной стороны, за счет изменений условий его учебно-служебной деятельности в вузе МВД, с другой стороны, - за счет коррекции восприятия курсантом его учебно-служебной, профессиональной деятельности (формирования позитивной эмоциональной оценки условий учебно-служебной деятельности, достоверных знаний и представлений о профессии, о системе правоохранительных органов).

4. На формирование профессиональных установок курсанта вуза МВД в наибольшей степени оказывают влияние ряд социально-психологические условий учебно-служебной деятельности, учет которых в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения позволит оптимизировать процесс профессионального становления курсантов, повысить их готовность к службе в органах внутренних дел России.

5. Профессиональные установки у курсантов вуза МВД РФ активно изменяются в период обучения. Процесс их формирования индивидуален для каждого курсанта и является результатом его внутренних личностно-мотивационных конфликтов периода адаптации к условиям учебы и службы. Коррекция негативных профессиональных установок у курсанта требует адресной, обоснованной, индивидуальной работы психолога, учитывающей социально-психологические условия, в которых находится курсант, его значимые социальные потребности, установки сформированные ранее.

6. Авторская методика изучения профессиональных установок у курсантов вуза МВД, разработанная в диссертационном исследовании, позволяет психологу получить необходимую информацию о динамике профессиональных установок у курсанта вуза МВД РФ, тенденциях формирования его профессиональных установок, выделить социально-психологические зоны, переживаемых им конфликтов в профессиональном взаимодействии, оценить групповые профессиональные установки и тенденции их развития, выделить значимые социально-психологические условия формирования профессиональных установок в конкретном учебном подразделении (группе).

7. Комплексная методика оценки профессиональных установок курсантов вуза МВД, разработанная в диссертационном исследовании, позволяет выявить типы негативных профессиональных установок у курсантов, разработать алгоритмы индивидуальной и групповой психокоррекционной работы.

8. Применение комплексной методики оценки профессиональных установок у курсантов вуза МВД может быть использовано при составлении психолого-педагогической характеристики учащегося, выпускника, в индивидуально-воспитательной работе с личным составом. Плановое использование предлагаемой методики стимулирует руководителей учебных подразделений внимательнее относится к поведению курсантов, грамотно его оценивать, повышает их психолого-педагогическую компетентность.

Слайд

9. Формирование профессиональных установок у курсантов вуза МВД наиболее активно происходит в период их первоначальной адаптации к условиям учебно-служебной деятельности. Влияние воспитательной работы, проводимой командным составом учебных подразделений, на формирование профессиональных установок курсантов на этом этапе - наиболее значимо. По мере обучения и адаптации учащихся значимость влияния на формирование их профессиональных установок таких факторов как: учебная деятельность, учебный коллектив, преподавательский состав - возрастает.

10. Модульное обучение, как форма профессионального образования, которая выстраивает учебный процесс в вузе МВД в контексте профессиональной деятельности сотрудников, с обязательным моделированием на занятиях предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности с целью выработки устойчивых знаний, умений и навыков по несению службы в типичных ситуациях правоохранительной деятельности, эффективна в формировании позитивных профессиональных установок слушателей образовательного учреждения МВД РФ.

11. Профессиональные установки курсанта формируются в значительной степени путем принятия или отвержения установок социального окружения, поэтому особое значение в управлении этим процессом мы отводим установкам сослуживцев, родителей курсанта, социально-психологическому климату группы. Характер профессиональных установок преподавательского, командного, руководящего состава вуза МВД имеет решающее значение в процессе формирования профессиональных установок курсантов. Индивидуальный стиль и психолого-педагогическая компетентность руководителей учебно-строевых подразделений, преподавателей оказывают значительное воздействие на формирование профессиональных установок у курсантов.

12. Посредством специализированных социально-психологических тренингов формирования позитивных профессиональных установок у курсантов вуза МВД, разработанных в диссертационном исследовании, психолог образовательного учреждения МВД РФ может эффективно воздействовать на процесс формирования профессиональных установок у курсантов.

13. Исследование проблемы формирования профессиональных установок позволило дать ряд практических рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе МВД с целью формирования у курсантов позитивных профессиональных установок, которые могут быть использованы руководителями учебно-строевых подразделений образовательного учреждения разного уровня.

Слайд

Итак, профессиональная установка курсанта вуза МВД - относительно устойчивое состояние психологической готовности его личности следовать или противостоять нормам профессионального взаимодействия, сложившимся в образовательном учреждении МВД России, которые регламентируются требованиями учебной программы, устава института МВД, обязанностями сотрудника органов внутренних дел, приказами и распоряжениями начальников и старших.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: