часть - тексты Священного Писания




Алексеев Анатолий Алексеевич

Курс лекций «История Библии»

Лекция №1 – Типология Священного Писания

 

Письменность, алфавит и письменные материалы.

Библия — это христианская и иудейская книга, в котором помещены известные книги, в известном порядке.

Есть некая закономерность, которая объединяет священные книги разных религий - все они возникли примерно в одно и тоже время. Это время Карл Ясперс назвал осевым временем - время в котором древние народы перешли от мифологического сознания к рационалистической картине мира. Именно в это время зародилась философия Сократа в Древней Греции, и основания всех современных наук.

В это время в Индии жил Будда, в Китае - Конфуций.

 

Письменность и алфавит.

В сознании людей этого времени алфавит представляет собой чудесное и культурное явление, дарованное Богом. Культурные герои – это люди (Моисей), которые совершают важные нововведения - культурные явления (изобретение письма), Ной - изобретение вина и основоположник виноделия.

 

Необходимые условия для появления СП это наличие алфавитов и письменных материалов.

2. Первая форма письменности это - Пиктография - рисуночное письмо. Например: египетская и китайская.

3. Клинописный текст - на глиняных табличках, но к сожалению на них не помещались тексты в большом объеме, зато они сохранялись долго невредимыми.

4. За 2000 лет до РХ появляется папирус. Материал из тростника прочный и легкий. Из него делались свитки до 20 м, на которых можно написать целые книги.

5. Древнейшее алфавитное письмо семитское, которое датируется 15 веком до РХ. Оно не до конца расшифровано. Китайская появилась в 1500 г. до РХ, индийская еще позднее.

6. Алфавитное письмо ускорило распространение культуры и грамотности и расширило круг читателей.

7. Кумранские находки. Среди этих находок сохранились кожаные свитки гораздо более длинные и вместительные.


Библия.

часть - тексты Священного Писания

Еврейская традиция.

В еврейской традиции она называется ТАНАХ. Это слово представляет собой сокращения начальных букв на еврейском языке Тора - Пятикнижие Моисеево или Закон, Навиим - пророки, Кетувим - писания – Микра – текст, который читается во время богослужения.

Именование Ветхим Заветом этой части впервые возникло в послании Апостола Павла. Со строгой библеистической точки зрения оно не совсем точно, ибо в самой книги упоминается о 3 заветах, которые Бог заключал с человеком.

 

1 Завет - Бог дал Адаму - Быт. 1:28 - «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. только злаковая культура в пищу.»

 

Здесь определяется отношения человека с миром и питанием его является злаковая культура, а животным дается только трава.

 

2 Завет - Бог дал Ною - Быт 9 гл.

«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте»

Происходит изменение ситуации — в пищу дается не только злаковая культура, но и пища животного происхождения (без крови).

 

3 Завет - Бог дал Аврааму Быт.12:

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;

и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.»

Этот Завет носит абсолютно иную форму по сравнению с 2-ся предыдущими и меняет свое назначение. Если первые 2 указывают на соотношения человека и окружающего мира, то здесь уже решается другая задача. А именно, поиск праведников в среде живущих на земле, также, программа спасения жизни через праведность. Завет достаточно долго сохраняет свою актуальность оно продолжается с Моисеем.

 


Библия не является единственным произведением еврейской письменности.

В отличии от греко-римской письменной традиции все что писалось в еврейской письменности являлось священным.

В эллинистическую эпоху (после смерти Александра Македонского) начался процесс выявления священных текстов еврейской письменности и в результате очень много священных текстов, ценных произведений оказались за пределами Библии. Они называются апокрифам.

Апокрифы - произведения которые рассказывают о библейских персонажах, и эти тексты не вошли в библейские тексты. (Например: младенец Моисей, на коленах фараона). Например книга Эноха - с объёмом в Библию не вошла в тексты Священного Писания.

Часть их найдена в Кумранских находках на греческом, сирийском и других языках, но утрачены на еврейском языке.

 

2 часть - комментарии и толкования на СП святых отцов и еврейских раввинов.

 

1. Отцы церкви это христиане, которые усваивали, толковали народу писания и они оставили громадное количество трудов посвященных СП.

2. Суждения раввинов.

В 17 веке были обнаружены совпадения между этими толкованиями и суждениями. Эти совпадения включены в труд

Аган Ветштейн совпадения между раввинистической письменностью и христианскими комментариями к СП.

Например: заповедь Христа Мтф. 22:39 «возлюби ближнего твоего, как самого себя» встречается в еврейской письменности в отрицательной форме: Товит 4:15 «что ненавистно тебе самому, того не делай никому».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: