Алексеев Анатолий Алексеевич
Курс лекций «История Библии»
Лекция №1 – Типология Священного Писания
Письменность, алфавит и письменные материалы.
Библия — это христианская и иудейская книга, в котором помещены известные книги, в известном порядке.
Есть некая закономерность, которая объединяет священные книги разных религий - все они возникли примерно в одно и тоже время. Это время Карл Ясперс назвал осевым временем - время в котором древние народы перешли от мифологического сознания к рационалистической картине мира. Именно в это время зародилась философия Сократа в Древней Греции, и основания всех современных наук.
В это время в Индии жил Будда, в Китае - Конфуций.
Письменность и алфавит.
В сознании людей этого времени алфавит представляет собой чудесное и культурное явление, дарованное Богом. Культурные герои – это люди (Моисей), которые совершают важные нововведения - культурные явления (изобретение письма), Ной - изобретение вина и основоположник виноделия.
Необходимые условия для появления СП это наличие алфавитов и письменных материалов.
2. Первая форма письменности это - Пиктография - рисуночное письмо. Например: египетская и китайская.
3. Клинописный текст - на глиняных табличках, но к сожалению на них не помещались тексты в большом объеме, зато они сохранялись долго невредимыми.
4. За 2000 лет до РХ появляется папирус. Материал из тростника прочный и легкий. Из него делались свитки до 20 м, на которых можно написать целые книги.
5. Древнейшее алфавитное письмо семитское, которое датируется 15 веком до РХ. Оно не до конца расшифровано. Китайская появилась в 1500 г. до РХ, индийская еще позднее.
6. Алфавитное письмо ускорило распространение культуры и грамотности и расширило круг читателей.
7. Кумранские находки. Среди этих находок сохранились кожаные свитки гораздо более длинные и вместительные.
Библия.
часть - тексты Священного Писания
Еврейская традиция.
В еврейской традиции она называется ТАНАХ. Это слово представляет собой сокращения начальных букв на еврейском языке Тора - Пятикнижие Моисеево или Закон, Навиим - пророки, Кетувим - писания – Микра – текст, который читается во время богослужения.
Именование Ветхим Заветом этой части впервые возникло в послании Апостола Павла. Со строгой библеистической точки зрения оно не совсем точно, ибо в самой книги упоминается о 3 заветах, которые Бог заключал с человеком.
1 Завет - Бог дал Адаму - Быт. 1:28 - «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. только злаковая культура в пищу.»
Здесь определяется отношения человека с миром и питанием его является злаковая культура, а животным дается только трава.
2 Завет - Бог дал Ною - Быт 9 гл.
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте»
Происходит изменение ситуации — в пищу дается не только злаковая культура, но и пища животного происхождения (без крови).
3 Завет - Бог дал Аврааму Быт.12:
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.»
Этот Завет носит абсолютно иную форму по сравнению с 2-ся предыдущими и меняет свое назначение. Если первые 2 указывают на соотношения человека и окружающего мира, то здесь уже решается другая задача. А именно, поиск праведников в среде живущих на земле, также, программа спасения жизни через праведность. Завет достаточно долго сохраняет свою актуальность оно продолжается с Моисеем.
Библия не является единственным произведением еврейской письменности.
В отличии от греко-римской письменной традиции все что писалось в еврейской письменности являлось священным.
В эллинистическую эпоху (после смерти Александра Македонского) начался процесс выявления священных текстов еврейской письменности и в результате очень много священных текстов, ценных произведений оказались за пределами Библии. Они называются апокрифам.
Апокрифы - произведения которые рассказывают о библейских персонажах, и эти тексты не вошли в библейские тексты. (Например: младенец Моисей, на коленах фараона). Например книга Эноха - с объёмом в Библию не вошла в тексты Священного Писания.
Часть их найдена в Кумранских находках на греческом, сирийском и других языках, но утрачены на еврейском языке.
2 часть - комментарии и толкования на СП святых отцов и еврейских раввинов.
1. Отцы церкви это христиане, которые усваивали, толковали народу писания и они оставили громадное количество трудов посвященных СП.
2. Суждения раввинов.
В 17 веке были обнаружены совпадения между этими толкованиями и суждениями. Эти совпадения включены в труд
Аган Ветштейн совпадения между раввинистической письменностью и христианскими комментариями к СП.
Например: заповедь Христа Мтф. 22:39 «возлюби ближнего твоего, как самого себя» встречается в еврейской письменности в отрицательной форме: Товит 4:15 «что ненавистно тебе самому, того не делай никому».