Поздний (III в до н.э.-VI в. н.э.).




В ранний железный век широко плавили и обрабатывали цветные металлы.

Саки (I тыс. до н.э.).

Это первые племена железного века (раннего).

Источники, писавшие о саках:

· Наскальные клинописи Персии (тесты составлены по приказу царей Дария и Ксеркса). Персидские (иранские) источники называли саков «великие мужи» или «туры с резвыми конями»/древний источник «Авеста».

· Греко-римские труды (здесь наиболее интересные сведения о саках). Геродот (грек) называл саков – азиатские скифы, а кочевников – номадами. Страбон сообщает об архитектуре Приаралья (Чирик-Рабат, Бабиш-мулла, Баланды).

Основные группы сакских племён

Название группы Смысловое значение Место расселения
Тиграхауда Носящие остроконечные шапки Жетысу, Тянь-Шань
Хаомаварга Изготавливающие напиток хаома Долина р. Мургаб (Туркменистан), Бактрия, Маргиана/южнее парадарайя
Парадарайя Живущие за морем, заморские, заречные Приаралье и низовья Сырдарьи

Массагеты – населяли Арало-Каспийский регион/на востоке «по ту сторону Сырдарьи».

Даи (дахи) – по записям Геродота и Ксеркса в I тыс. до н.э. населяли Арало-Каспийский регион.

Исседоны – Центральный Казахстан.

Аргиппеи – северо-запад Сары-Арки, были соседями сарматов (по Геродоту).

Аримаспы (стерегущие золото) – Восточный Казахстан.

Каспии (гирканцы) – на берегу Каспия.

Памятники:

1. Иссыкский курган (1-й золотой человек). Курган – это могила саков. В 1969 г. экспедиция Акишева недалеко от Алматы обнаружила «царский курган», который датируется V-IV вв. до н. э. здесь захоронен 17-летний царевич. На его одежде было 4 тыс. золотых пластинок (в виде зверей). Возможно, у саков была письменность, это подтверждает найденная чаша с 26 знаками.

2. Арал-Тобе (2-ой золотой человек/«царский курган»). Этот курган находится в западном Казахстане.

3. Шиликтинский курган (3-ий золотой человек/«царский курган»). Этот курган расположен в Зайсанском районе Восточного Казахстана. Его изучили в 1960 г. Это самый большой «золотой курган» (VIII-VI вв. до н.э.). Всего в могильнике – 51 курган. В кургане №1 находится самое древнее царское погребение в Казахстане.

4. Тасмолинские курганы (Тасмола у г. Екибастуза в Павлодарской области/Центральный Казахстан). Это курганы «с усами» эпохи раннего железа. Усы направлены на вос­ток и выполняли роль маяка, т.к. ориентированы по сторонам света. В большом кургане хоронили человека, в малом - лошадь. Тасмолинская культура повлияла на культуру саков, проживающих между Волгой и Уралом.

Города саков:

· Бабиш-Молда;

· Чирик-Рабат (300 км. от Кзыл-Орды) являлся столицей саков-аппасиаков/захоронена знать, также здесь найдены железные доспехи сакского воина.

Культура саков юга и севера Казахстана имеет много общего. В VIII-VII вв. до н.э. у саков формируется «звериный стиль» в искусстве (на его формирование повлиял Иран Ахеменидов). По Д.Эдингу – это стиль, вышедший из лесов и долин. В виде животных изготавливали амулеты, которые должны были охранять от злых духов

Из металла сделанного в Казахстане (III в. до н.э.- I в.н.э.) найдены предметы в Восточной Европе и на Кавказе. При изготовлении ювелирных украшений саки использовали метод инкрустации – вставки из цветных камней.

В VI-III вв. до н.э. саки уже активно торговали с другими странами, что подтверждают найденные в могилах изделия из Китая и Персии.

Саки почитали 4 стихии (зороастризм). Также у них был культ предков и огня (археологи обнаружили, что у саков Семиречья существовали храмы огня/бог солнца и огня – конь, бог грома - кабан). Оседлые саки обожествляли землю.

Мир, по представлению, саков четырёхугольный и трёхслойный (нижний, земной, небесный).

Антропологический тип саков – европеоидный, но признаки монголоидности больше были представлены в Северном и Восточном Казахстане. Язык – восточно-иранский.

Основным видом хозяйства саков было скотоводство. Кочевое скотоводство широко было распространено в Западном и Центральном Казахстане. Переход к кочевому скотоводству увеличил стада лошадей и овец. На севере в стаде бы­ло много крупного рогатого скота. Верблюдоводство было развито в Южном и Западном Казахстане. На зимних пастбищах сосредоточено большое количество курганных могильников.

Часть саков занималась земледелием/на Сырдарье/, т.е. земледелие и оседлое скотоводство было развито у са­ков южного Казахстана. Выращивали просо, ячмень, пшеницу.

Оседло-кочевой образ жизни был развит из-за близости к городам и торговым путям.

Юрта – жилище кочевых саков.

Кибитка – передвижное жилище.

Развитие ремесла и торговли достигло высокого уровня, что свидетельствует о высоком развитии материальной культуры. Саки имели торговые связи с народами Востока, Европы, Сибири, Алтая. Через их территорию проходил Лазуритовый участок Великого Шёлкового Пути, который шёл из Памира в Иран и Месопотамию.

Сакское время – это время распада первобытного строя и создание военной демократии. Во главе племенного союза стоял царь (вождь), которого выбирало Народное собрание из числа воинов. Царь отождествлялся с солнцем. Он же распределял пастбища и проводил первую борозду на весенней пахоте, что является демонстрацией связи с нардом.

Народное собрание играло большую роль, в нём участвовали и женщины (высока роль женщин). Женщины в сакском обществе находились в почётном положении/воевали наравне с мужчинами/пережиток матриархата. Известные царицы: Томирис и Зарина.

У саков выделялось 3 группы общества: воины, жрецы, общинники-скотоводы (основное население). Рабство было, но только домашнее.

Оружие саков – акинаки/короткие мечи.

С VI в. до н.э. саки начали вести войны с персами за свою независимость. Первый персидский царь Кир напал на царицу Томирис в 530 г.до н.э. Томирис, победив Кира, бросила его голову в мешок с кровью.

В 519-518 гг. до н.э. в войне с другим персидским царём, Дарием I, совершил подвиг пастух Ширак. Дарий I подчинил часть саков-тиграхауда, а затем саки наемниками у персов воевали против Египта и Греции при Марафоне (490 г. до н.э.).

В IV в. до н.э. на саков напал А. Македонский. Но прежде чем напасть на саков, А.Македонский захватил Мараканду (Самарканд). Во время его похода на р. Сырдарья была построена Александрия Эсхата, которая задумывалась как опорный пункт. Жестокость завоевателя вызвала восстание саков. Жестокость Македонского вызывала восстания саков. Вскоре А.Македонский был ранен и отступил. Таким образом, саки преградили путь грекам на восток.

Уйсуны (III в. до н.э.-IV в.н.э.).

Территория: от Чу, Таласа и Каратау до Балхаша, Тарбагатая и южного приисыкулья (Жетысу) – это были земли саков-тиграхауда. Усуни достигли уровня государственности. Домашнее рабство.

Столица – Чигучен/Город Красной Долины, на южном берегу Иссык-Куля.

Основные сведения встречаются в источниках Китая, а именно у историка Сыма Цянь.

Антропологический тип – европеоидный, но монголоидных черт у них было больше чем у саков. Язык - древне-тюркский.

Титул правителя – гуньмо (великий бек). Беки – племенная и родовая знать.

Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем.были в союзе с гуннами. Первый известные правитель Кунби Елжау.

Главное занятие – кочевое скотоводство. Мерилом богатства был скот, который метили тавром/тамга/знак, печать.

Главным доказательством развития земледелия служат поселения с постоянными жилищами. Также были найдены зернотерки и тостаганы (глубокие чаши).

Ювелирные украшения уйсун отражали их религиозные представления. Ярким памятником культуры является Каргалинская диадема (II-I вв. до н.э.), найденная в Каргалинском ущелье. Главная идея диадемы – это изображение модели Вселенной, где фантастические животные (крылатые кони) – символ солнца.

Встречается много золотых украшений с напаянными золотыми шариками на основу (метод зерни). Также использовали метод скани – напаивание золотой витой проволоки на основу.

Кангюи (III в. до н.э.-V в.н.э.).

Территория: бассейн Сырдарьи и предгорья Каратау.

Столица – Битянь (у Туркестана). Центр городской культуры кангюев – Кок-Мардан. Города кангюев являются предвестниками городов раннего средневековья.

Основные сведения встречаются в источниках Китая, а именно у историка Сыма Цянь. Также китайские источники сообщают о писанных законах и 2-х ставках (летней и зимней) правите­лей кангюев. Возможно было письмо.

Титул правителя – великий хан. У него 3 помощника (визири).

В 46-36 гг. до н.э. воевали в союзе с гуннами против Китая. Пытались сохранить контроль над ВШП/торговля началась со II в. до н.э./(найдено 1300 монет). Имели торговые связи с Китаем, Индией, Египтом, Прибалтикой, что подтверждается находками в могилах.

В большинстве своём были оседлые земледельцы. На р. Чирчик работал Захский канал, протяжённость которого была 20 км. Зерно хранили в хумах (бочкообразные сосуды из необожжённой глины).

Гунны (IV в. до н.э.-III в. н.э.).

Гунны – тюркоязычное (язык древнетюркский) племя из Центральной Азии.

Территория: от Западного Памра до Байкала/от Маньчжурии до пустыни Гоби.

Почти 5 веков были хозяевами степи (204 г. до н.э.-216 г.н.э.).

Основные сведения о гуннах представлены в источниках Китая (китайцы их называли «хунну», «сюнну»).

Достигли уровня государственности. Признаки государства:

· частная собственность на скот и землю;

· примитивная бюрократия;

· налоги как формы эксплуатации;

· наличие права.

Титул правителя – шаньюй. Шаньюю подчинялись князья из числа близких родственни­ков – темники (их было 24 – по количеству родов). Народное собрание собирали 3 раза в год. Рабы у гуннов – домашняя прислуга и пастухи.

Основное занятие – кочевое скотоводство. Выращивали все виды скота. Жилище гуннов – юрта.

Высокого уровня достигло военное дело. Основа армии - конница.

Гунны начали тюркизацию восточно-иранских племен Казахстана, придав им монголоидные черты, особенно на юге.

При них в искусстве начинает действовать полихромный стиль и скань (III-V вв.), который сменяет звериный стиль.

В III в. до н.э. гуннов объединил Модэ (по Гумилеву в 209 г. д.н.э.). При нем они достигли наибольшего могущества и стали сильнейшим государством Евразии. В течение 300 лет гунны воевали с Китаем. С III в. до н.э. китайцы от гуннов стали отгораживаться Великой Стеной. Войны шаньюя Модэ с Китаем закончились мир­ным договором.

В 55 г. до н.э. гунны разделились на южных, и северных. Южные – приняли Китайское подданство. Непокорные северные в конце I в. до н.э. во главе с Чжи-Чжи двинулись на запад, заключили союз с кангюями в южном Казахстане против усуней (1-ое проникновение на территорию Казахстана).

В 46-36 гг. до н.э. в союзе с кангюями воевали против Китая. Война с Китаем и усунями закончилась пленением Чжи-Чжи/при обороне своего города Чжи-Чжи использовал пленных римлян из армии Марко Красса.

Во 2-ой раз гунны проникают на территорию Казахстана в I в. н.э.(93 г.). До гуннов в Казахстане жили европеоиды. С их проникновением у племен Казахстана появляются монголоидные черты.

II в. до н.э.-IV в.н.э. - движение гуннов на запад. К IV в.н.э. гунны заняли весь Казахстан, дошли до Дуная и заняли Венгрию. В 395 г. гунны стояли у Константинополя (столицы Восточной Римской империи), император Византии обещал платить дань золотом.

Гунны начали Великое Переселение народов (II-V вв. н.э.). В V в.н.э. Аттила возглавил набег на Европу (в 437 г. гунны углубились в Европу). При Аттиле (445-453 гг.) у гуннов пик могущества. Он соединил племена гуннов Румынии и Венгрии. При нём сложилась военная демократия.

В 451 г. римско-германское войско недалеко от г. Труа в Галлии в Каталуанской долине разгромили войско гуннов («Битва народов»). В 452 г. гунны стояли у Рима. В 453 г. Аттила умирает и союз гуннов распадается.

Римская империя переживала кризис и не сдержала натиск гуннов. Гунны способствовали распаду рабовладения. Они освободили Европу от Римского владычества.

Об Аттиле воспоминания оставил римский истории Прииск. В целом, о гуннах писали Марцелин. Первым из казахских учёных об Аттиле писал Ш.Уалиханов. Композитор Верди о гуннах написал оперу «Аттила».

События Великого Переселения народов отражены в средневековом германском эпосе «Песнь о Нибелунгах».

Сарматы (VIII в. до н.э.-Vв.н.э.).

Ранних сарматов называли «савроматы». Этноним «сармат» употребляется с III в. до н.э. в античных источниках (древних греческих и римских). По Диодору (грек), сарматы – это племена опустошившие Скифию.

Антропологический тип – европеоидный, но у них уже начинает преобладать монголоидность. Язык сарматов, согласно Геродоту, схож со скифским (ираноязычны до гуннов, с их приходом тюркизируются). К сарматам относятся племена: роксоланы, аланы, сираки.

К умершим у сарматов было двойственное отношение: с одной стороны почитали, а с другой боялись их возвращения. Самые известные курганы – «Холмы Бэра».

При сарматах военная демократия переживала расцвет. Вопросы внутренней и внешней политики решали в узком кругу вождя и старейшин. Роль женщин у сарматов была выше, чем у други племён. С сарматами связаны легенды об амазонках.

Со II в. до н.э. савроматы захватили междуречье Урала и Волги (Западный Казахстан) и достигли Причерноморья (Украина).

Савроматы-сарматы связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья, были связаны с Боспорским государством. Савроматы совершили походы в Переднюю Азию, на Северный Кавказ, Парфию (Малая Азия). Во II-I вв. до н.э. в союзе с Митридатом воевали против Рима.

Главная отрасль – кочевое хозяйство, преобладало коневодство и овцеводство. Верблюдов и КРС было мало – использовали их как тягловую силу. Частично занимались земледелием. Дополнительным источником питания у них служила охота (рыбьим жиром склеивали луки из двух и более пород дерева).

Из-за засухи и суровых условий жизни уменьшилось количество скота, и соответственно число сарматов. Оставшаяся часть сарматов присоединилась к гуннам при Великом Переселении народов и дошла с ними до Испании (II в. до н.э. – миграция на запад).

Испытывали влияние культуры Греции, что подтверждается находками в могилах изображения бога виноделия Диониса и вещами из Греции. Они вобрали в себя культуру Центральной Азии и Причерноморья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: