Представители Российского освободительного движения в Казахстане.




Особенностью общественной жизни Казахстана XIX в. является пребывание здесь представителей освободительного движения.

29 августа 1881 г. принято решение «О распро­странении ссылки на Степное генерал-губернаторство». Наибольшая концентрация ссыльных наблюдалась в Восточном и Центральном Казахстане, т.е. в Акмолинской и Семипалатинской областях.

1880-е гг. – стали перио­дом массовой ссылки.

Ещё до восстания 1825 г. некоторые будущие декабристы работали и посещали Казахстан. П после раз­грома восстания 1825 г. декабристы были сосланы в Сибирь и северный Казахстан.

Политические ссыльные внесли вклад в просвещение Казахстана.

Декабристы:

· Семенов сослан в Усть-Каменогорск и участвовал в немецких экспедициях;

· Муравьев-Апостол – в 1-й пол. XIX в. «много лечил, много помог в Бухтарме»;

· Т.Шевченко – украинский поэт, был в ссылке в 1847-1857 гг. в Казахстане (в стихе «Мои думы» сравнивает жизнь казаха и украинца).

Петрашевцы распространяли русские демократические идеи среди казахов:

· Достоевский – русский демократ, после 4 лет каторги в Омске, сослан в Семипалатинск солдатом за политические взгляды. Здесь он соби­рал археологические памятники края.

Народовольцы:

· Михаэлис изучал Тарбагатай в 1880-х гг.

Особое место в социально-политической жизни России занимает национально-освободительное движение в Польше 1863-1864 гг. 10 тыс. участников этого восстания сослали в Казахстан.

· Зелинский Г. – автор по­эмы «Киргиз» («Казах»), сослан в Семипалатинск;

· Гросс С. – друг Абая, автор «Мате­риалов по юридическим обычаям киргиз» (труд написан на основе сведений о обычаях и суде биев в Семипалатинских уездах), сослан в Семипала­тинск.

Подъем в 1880-е гг. российского освободительного движения привел к притоку ссыльных революционеров. Невзирая на полицейский надзор, они организовали здесь подпольные кружки.

В 1890-е гг. ссыльные открыли в городах Каз­ахстана публичные библиотеки. Деятельность ссыльных повлияла и на периодическую пе­чать в крае.

Ч.Валиханов (1835-1865 гг.).

Родился в крепости Кусмурун. Имя при рождении – Мухаммед-Канапия. Большое влияние на него оказала бабушка Айганым.

Учился в Сибирском кадетском корпусе (Омск) в 1847-1853 гг. Здесь он познакомился с востоковедом Березиным и благодаря ему занялся изучением средневековых восточных хроник. Закончил корпус в звании корнета.

Изучал русский язык с 12 лет. Его друг Достоевский, будучи в Семипалатинске оказал влияние на него и высоко ценил поиски молодого ученого.

Об обучении в мектебах аулов сказал: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика...».

Внес огромный вклад в изучение народов Центральной Азии.

В 1856 г. участвует в экспедиции на Иссык-Куль, где осуществляет съёмку бассейна озера. Знакомится с Семеновым-Тян-Шанский, который впоследствии принимал участие в его экспедициях. Записал отрывок эпоса «Манас».

С 1857 г. Чокан член РГО.

1858-1859 гг. совершил поездку в Кашгарию, где занимался изучением Восточного Туркестана. В результате составил труд «О состонии Алтышара...» (переведён на английский язык), который принёс ему мировую известность.

В 1859-1861 гг. жил в Питере, в 1864 г. в Верном. В этом же году принимает участие во взятии Аулие-Аты.

В 1865 г. вышел его последний труд о восстании дун­ган в Китае.

Умер в Алтын Емеле.

Ыбрай Алтынсарыулы.

Получил главное воспитание от деда Байгожи. Закончил школу в 1857 г. с золотой медалью.

В 1864 г. открыл 1-ю казахскую школу. Автор стиха «Идите дети учиться».

Выдающийся просветитель, педагог-новатор. Основоположник женского образования (открыл 1-ю женскую гимназию в Иргизе) и этим вошел в историю Казахстана. Как просветитель организовал ремесленные, и сельскохозяйственные школы.

С 1879 г. был назначен инспектором школ в Тургайской области. В этом же году была опубликован его труд «Киргизская хрестоматия» для русско-казахских школ, написанная русским алфавитом, что способствовало вытеснению арабицы. Также одним из его главных трудов является «Руководство по обучению киргиз русскому язы­ку».

Свои земли Ыбрай завещал сельскохозяйственной школе в Тургае. Также он осуждал аграрную политику царизма.

Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.).

Настоящее имя Абая – Ибрагим, из рода табыкты. Его нежно Абаем называла мама Улжан. Учился в медресе Ахмета Ризы в Семипалатинске. Отец не дал ему доучиться, привлекая к управлению народом.

На творче­ство Абая повлиял Л.Толстой. Через русскую литературу узнал о культуре Запада. Его другом был Северин Гросс.

Абай – основоположник письменной казахской литературы, занимался переводами, в частности перевёл Гете.

В 1884 г. избран (по предложению политических ссыльных) членом об­ластного статистического комитета.

Ему принадлежат строки: «Я презрел познанье, юноша пус­той...».

Одна из его знаменитых песен «Козымнын карасы».

Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательном памятнике художественно-философской прозы «Гаклии»/«Слова назидания». Также ему принадлежат «Заметки о происхождении родов Средней киргизской орды» (1900 г.).

Сын Абая Абдрахман учился в Питере. После смерти второго сына Магауи через 40 дней Абай умер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: