Особенностью общественной жизни Казахстана XIX в. является пребывание здесь представителей освободительного движения.
29 августа 1881 г. принято решение «О распространении ссылки на Степное генерал-губернаторство». Наибольшая концентрация ссыльных наблюдалась в Восточном и Центральном Казахстане, т.е. в Акмолинской и Семипалатинской областях.
1880-е гг. – стали периодом массовой ссылки.
Ещё до восстания 1825 г. некоторые будущие декабристы работали и посещали Казахстан. П после разгрома восстания 1825 г. декабристы были сосланы в Сибирь и северный Казахстан.
Политические ссыльные внесли вклад в просвещение Казахстана.
Декабристы:
· Семенов сослан в Усть-Каменогорск и участвовал в немецких экспедициях;
· Муравьев-Апостол – в 1-й пол. XIX в. «много лечил, много помог в Бухтарме»;
· Т.Шевченко – украинский поэт, был в ссылке в 1847-1857 гг. в Казахстане (в стихе «Мои думы» сравнивает жизнь казаха и украинца).
Петрашевцы распространяли русские демократические идеи среди казахов:
· Достоевский – русский демократ, после 4 лет каторги в Омске, сослан в Семипалатинск солдатом за политические взгляды. Здесь он собирал археологические памятники края.
Народовольцы:
· Михаэлис изучал Тарбагатай в 1880-х гг.
Особое место в социально-политической жизни России занимает национально-освободительное движение в Польше 1863-1864 гг. 10 тыс. участников этого восстания сослали в Казахстан.
· Зелинский Г. – автор поэмы «Киргиз» («Казах»), сослан в Семипалатинск;
· Гросс С. – друг Абая, автор «Материалов по юридическим обычаям киргиз» (труд написан на основе сведений о обычаях и суде биев в Семипалатинских уездах), сослан в Семипалатинск.
Подъем в 1880-е гг. российского освободительного движения привел к притоку ссыльных революционеров. Невзирая на полицейский надзор, они организовали здесь подпольные кружки.
В 1890-е гг. ссыльные открыли в городах Казахстана публичные библиотеки. Деятельность ссыльных повлияла и на периодическую печать в крае.
Ч.Валиханов (1835-1865 гг.).
Родился в крепости Кусмурун. Имя при рождении – Мухаммед-Канапия. Большое влияние на него оказала бабушка Айганым.
Учился в Сибирском кадетском корпусе (Омск) в 1847-1853 гг. Здесь он познакомился с востоковедом Березиным и благодаря ему занялся изучением средневековых восточных хроник. Закончил корпус в звании корнета.
Изучал русский язык с 12 лет. Его друг Достоевский, будучи в Семипалатинске оказал влияние на него и высоко ценил поиски молодого ученого.
Об обучении в мектебах аулов сказал: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика...».
Внес огромный вклад в изучение народов Центральной Азии.
В 1856 г. участвует в экспедиции на Иссык-Куль, где осуществляет съёмку бассейна озера. Знакомится с Семеновым-Тян-Шанский, который впоследствии принимал участие в его экспедициях. Записал отрывок эпоса «Манас».
С 1857 г. Чокан член РГО.
1858-1859 гг. совершил поездку в Кашгарию, где занимался изучением Восточного Туркестана. В результате составил труд «О состонии Алтышара...» (переведён на английский язык), который принёс ему мировую известность.
В 1859-1861 гг. жил в Питере, в 1864 г. в Верном. В этом же году принимает участие во взятии Аулие-Аты.
В 1865 г. вышел его последний труд о восстании дунган в Китае.
Умер в Алтын Емеле.
Ыбрай Алтынсарыулы.
Получил главное воспитание от деда Байгожи. Закончил школу в 1857 г. с золотой медалью.
В 1864 г. открыл 1-ю казахскую школу. Автор стиха «Идите дети учиться».
Выдающийся просветитель, педагог-новатор. Основоположник женского образования (открыл 1-ю женскую гимназию в Иргизе) и этим вошел в историю Казахстана. Как просветитель организовал ремесленные, и сельскохозяйственные школы.
С 1879 г. был назначен инспектором школ в Тургайской области. В этом же году была опубликован его труд «Киргизская хрестоматия» для русско-казахских школ, написанная русским алфавитом, что способствовало вытеснению арабицы. Также одним из его главных трудов является «Руководство по обучению киргиз русскому языку».
Свои земли Ыбрай завещал сельскохозяйственной школе в Тургае. Также он осуждал аграрную политику царизма.
Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.).
Настоящее имя Абая – Ибрагим, из рода табыкты. Его нежно Абаем называла мама Улжан. Учился в медресе Ахмета Ризы в Семипалатинске. Отец не дал ему доучиться, привлекая к управлению народом.
На творчество Абая повлиял Л.Толстой. Через русскую литературу узнал о культуре Запада. Его другом был Северин Гросс.
Абай – основоположник письменной казахской литературы, занимался переводами, в частности перевёл Гете.
В 1884 г. избран (по предложению политических ссыльных) членом областного статистического комитета.
Ему принадлежат строки: «Я презрел познанье, юноша пустой...».
Одна из его знаменитых песен «Козымнын карасы».
Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательном памятнике художественно-философской прозы «Гаклии»/«Слова назидания». Также ему принадлежат «Заметки о происхождении родов Средней киргизской орды» (1900 г.).
Сын Абая Абдрахман учился в Питере. После смерти второго сына Магауи через 40 дней Абай умер.