Источники правового регулирования выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.





 

43. Понятие и содержание принципов выборов.

Принципы избирательного права — это установленные законом ис­ходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пас­сивного избирательного права, организацию и проведение демократиче­ских выборов. Основными принципами избирательного права в России являются: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном го­лосовании, обязательность и периодичность выборов, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, состязательность в ходе выборов. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избира­тельными правами в России может пользоваться широкий круг лиц. Право избирать принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет. Право избираться принадлежит гражданам РФ, достигшим возрас­та, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, зако­нодательством субъектов РФ. Например, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Рос­сии не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть из­бран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. На выборах в законодательные (представительные) органы го­сударственной власти субъектов РФ минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 года, на выборах высшего должностного лица субъекта РФ — 30 лет, на выборах в органы местно­го самоуправления — 21 года. При этом установление максимального возраста кандидатов на всех уровнях выборов в России не допускается.

Существуют ограничения всеобщего избирательного права. Не име­ют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по при­говору суда. В федеральном законодательстве о выборах не допускается возможность дополнительных ограничений активного избирательного права. Ограничения пассивного избирательного права допускаются толь­ко в связи с возможностью устанавливать положения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность бо­лее определенного количества сроков подряд. Принцип равного избирательного права заключает в своем содер­жании три элемента: а) все субъекты избирательного процесса наделя­ются равным объемом прав и обязанностей; б) каждый избиратель обла­дает на выборах одинаковым количеством голосов, то есть «один изби­ратель — один голос»; в) на выборах должно обеспечиваться равное представительство избирателей. Каждое должностное лицо должно из­бираться приблизительно от одинакового числа граждан, и голоса изби­рателей, таким образом, должны иметь «равный вес». Принцип прямого избирательного права при тайном голосовании означает, что каждый гражданин, обладающий активным избиратель­ным правом, лично участвует в выборах. Голосование за других избира­телей допускается только в исключительных случаях, установленных законом. При тайном голосовании исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Тайна результатов го­лосования избирателя обеспечивается заполнением избирательного бюл­летеня в кабине или ином специально оборудованном месте, где присут­ствие других лиц недопустимо. Принцип обязательности и периодичности выборов означает, что граждане должны иметь возможность контролировать деятельность выборных органов, отстраняя в результате очередных выборов одних должностных лиц от управления делами государства и наделяя других полномочиями на осуществление власти. Периодичность выборов опре­деляется установленными сроками полномочий соответствующих орга­нов власти. Периодические выборы обеспечивают постоянный до­ступ к участию в управлении делами государства всем гражданам и яв­ляются гарантией реализации ими активного и пассивного избиратель­ного права. Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граж­дан означает, что каждый избиратель добровольно реализует свои изби­рательные права. Не допускается любое принуждение его к участию в выборах. В ряде государств, например, в Турции, Греции, Бельгии, Ита­лии, Австралии предусматривается юридическая обязанность избира­телей принять участие в голосовании, за неисполнение которой устанав­ливается ответственность. В России избирательные права рассматрива­ются с точки зрения возможного, а не должного. Ответственность за неучастие в выборах не устанавливается. Принцип состязательности означает, что выборы не могут быть безальтернативными, т. е. избиратели должны иметь возможность вы­бора между двумя и более кандидатами. Поэтому в российском законо­дательстве устанавливается положение о том, что если ко дню голосова­ния в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов ока­жется меньше числа мандатов, которые необходимо распределить на выборах, или равным этому числу, а также, если будет зарегистрирова­но менее двух списков кандидатов, проведение голосования откладыва­ется для дополнительного выдвижения кандидатов.

 

44. Основные стадии избирательного процесса.

 

Избирательный процесс — это урегулированная законом деятель­ность граждан, политических партий, избирательных комиссий и дру­гих субъектов выборов по подготовке и проведению последних. Избира­тельный процесс является упорядоченным и состоит из последователь­но осуществляемых стадий (этапов). К основным из них относятся: назначение выборов; регистрация избирателей; образование избиратель­ных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная аги­тация; голосование; подсчет голосов, определение и опубликование ре­зультатов выборов; второй тур голосования (повторное голосование) или проведение повторных выборов. На стадии назначения выборов определяется дата проведения голо­сования, в ходе которого будут избраны должностные лица в органы го­сударственной власти и местного самоуправления. Выборы назначают уполномоченные на то органы или должностные лица. Например, выбо­ры Государственной Думы назначает Президент РФ. В субъектах РФ дату выборов депутатов в соответствии с федеральным законодатель­ством определяет законодательный (представительный) орган государ­ственной власти. На этапе регистрации избирателей составляются списки избирате­лей. Включение гражданина в список избирателей означает, что этот граж­данин будет допущен к голосованию. Списки составляются соответству­ющими избирательными комиссиями. Например, на выборах депутатов Государственной Думы — это территориальные и участковые избиратель­ные комиссии. Сведения об избирателях (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес проживания) формируют и уточняют уполномоченные на то органы или должностные лица местного самоуправления, в частно­сти, глава муниципального образования, а также командиры воинских частей, если избиратели — военнослужащие, руководители дипломати­ческих представительств, консульских учреждений, если избиратели проживают за пределами территории России. Следующий этап — образование избирательных комиссий. Основ­ными полномочиями избирательных комиссий являются: составление списков избирателей, образование избирательных округов, регистрация кандидатов, организация голосования и определение результатов выбо­ров на соответствующей территории, рассмотрение жалоб субъектов из­бирательного процесса. Необходимым этапом является образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения прожива­ющих в них граждан для избрания кандидатов на выборные должности. В России избирательные округа могут быть одномандатными, когда в округе избирается один кандидат, многомандатными, когда в округе избираются два и более кандидата. На этапе выдвижения регистрации кандидатов определяется круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности. В России выдвижение кандидатов допускается в порядке самовыдвижения, в том числе при поддержке группы избирателей с определенным числом участ­ников и в порядке выдвижения политическими партиями. На выборах местного самоуправления выдвигать кандидатов, списки кандидатов могут общественные организации или общественные движения. Выдвижение кандидата не обязательно приводит к его регистрации, а значит, к его участию в предвыборной агитации и включению в изби­рательный бюллетень для голосования. Выдвинутым кандидату, списку кандидатов для регистрации необ­ходимо выполнить одно из следующих условий:• собрать определенное число подписей избирателей;• внести избирательный залог (за исключением выборов Президента России).Предвыборная агитация может проводиться на телевидении и радио, в периодических печатных изданиях, посредством проведения массовых мероприятий (например, встреч с избирателями, митингов, демонстра­ций, шествий, публичных дискуссий), путем распространения агитаци­онных материалов и иных не запрещенных законом методов.

Кандидатам и их сторонникам запрещается осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки и иные матери­альные ценности, кроме как за выполнение организационной работы. Следующим этапом избирательного процесса является голосование. Законодательство предусматривает жесткие требования к помещениям для голосования: специально оборудованные места для тайного голосо­вания, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями; стенд, на котором размещается информация о кан­дидатах.На заключительном этапе избирательного процесса осуществляется подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результа­тов выборов. После окончания времени голосования участковые изби­рательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составля­ют протоколы об итогах голосования. Экземпляры протоколов незамед­лительно направляются в вышестоящие избирательные комиссии с последующей передачей этих данных в комиссию, определяющую ре­зультаты выборов. В ходе избирательного процесса возможны: второй тур голосования (повторное голосование) или повторные выборы. Повторное голосование допускается, например, на выборах Президента РФ, когда в первом туре ни один из кандидатов не набирает 50 % голосов избирателей. Повторные выборы назначаются избирательными комиссиями в случаях признания ими выборов несостоявшимися или недействительными.

 

45 Порядок выдвижения, регистрации и правовой статус кандидатов на должность Президента РФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ № 76 «О выборах Президента РФ» последний избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на четыре года.

Выборы Пр. РФ назначает СФ ФС РФ. День выборов - первое воскресенье после истечения срока, на ~ был избран предыдущ. Пр. РФ. Исчисление срока, на ~ был избран Пр. РФ. начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов - не менее 4 месяцев. Если СФ не назначит выборы Пр. РФ в указанные в К. сроки, выборы проводятся Центральной избир. комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ.

Выборы проводятся по всей терр. РФ. Право выдвижения кандидата на должность Пр. принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

Требования к кандидату:

- д.б. гражданином РФ.

- он должен обладать избирательными правами (д.б. дееспособным и не отбывать наказания в виде лишения свободы)

- нижний предел возрастного ценза - 35 лет.

- ценз оседлости - кандидат должен постоянно проживать на терр. РФ не менее 10 лет.

- одно и тоже лицо не м. занимать должность Президента РФ боле двух сроков подряд.

Кандидат на должность Пр. РФ избранн при - более половины голосов избирателей (50 % + 1 голос). принявших участие в голосовании (но не менее половины внесенных в списки избирателей). Повторное голосование назначает Центризбирком РФ - по двум кандидатам, получившим наиб. число голосов.При повторном голосовании избран - получивший большее число голосов (но число голосов за него д.б. не менее числа голосов поданых против всех).

Если выборы признаны несостоявшимися (участвовало менее половины избирателей из списков), недействительными (нарушение ФЗ), или если ни один из кандидатов не был избран - СФ назначает повторные выборы.

Избранный Пр. в соотв. с К. и ФЗ № 76 вступает в должность на 30 день со дня офиц. объявления результатов выборов.

При вступлении в должность Пр приносит присягу (в присутствии СФ, ГД и судей К. Суда) - с этого момента Пр. вступает в должность.

45.

Порядок выдвижения, регистрации и правовой статус кандидатов на должность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта федерации (на примере Кемеровской области).

47. Подсчет голосов и определение результатов голосования (избирательная система в узком смысле) на выборах Президента РФ, депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ и представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта федерации (на ­примере Кемеровской области).

48. Порядок обжалования нарушения избирательных прав граждан России.

Решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

Конституционный статус Президента РФ: требования, предъявляемые Конституцией РФ к кандидату в Президенты РФ, порядок занятия должности и основания прекращения его деятельности.

Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государ­ства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Феде­рации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государ­ственной власти. резидент осуществляет государственную власть (ст. 11), при этом глава государства не входит непосредственно ни в одну из ветвей госу­дарственной власти. Президент — это постоянно действующий орган государственный власти, он осуществляет свои полномочия как едино­личный глава государства. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральны­ми законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. По­рядок выборов Президента РФ установлен ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О выборах Президента Россий­ской Федерации»). Установлены конституционные требования к кандидатам на должность Президента России. Главой государства может быть избран гражданин Российской Федерации (вне зависимости от основания при­обретения им российского гражданства) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Поскольку одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд, то не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, зани­мающий на день официального опубликования решения о назначении выборов Президента должность Президента второй срок подряд. В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, то выборы на­значаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ. Днем голосования на выборах Президента является второе воскре­сенье месяца, в которое проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в которое четыре года тому назад был избран Пре­зидент. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты полити­ческими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Рос­сии может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его са­мовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан России, обладающих активным избирательным правом. В поддержку выдвинутого кандидата для его регистрации необходимо собрать не ме­нее 2 млн подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Избирательный залог на выборах Президента не используется. Избранный Президент приступает к исполнению полномочий с мо­мента принесения им присяги народу и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. При вступлении в должность Президент приносит присягу народу в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, де­путатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. В тек­сте присяги отражаются фундаментальные ценности, закрепленные в Конституции РФ.

Одним из важных конституционных последствий вступления в долж­ность Президента служит то, что перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в слу­чае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осу­ществлять принадлежащие ему полномочия, смерти или отрешения от должности. При досрочном прекращении исполнения главой государства своих полномочий проводятся выборы нового Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ. При этом выборы Президента РФ должны состоять­ся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполне­ния полномочий. Процедура отрешения Президента России состоит из двух основных этапов.

Первый этап — это выдвижение обвинения против главы государства. Решение о выдвижении обвинения принимается Государственной Думой 2/3 голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее 1/3 депута­тов Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образован­ной Думой. Основанием для отрешения Президента от должности и, соот­ветственно, для выдвижения обвинения является государственная изме­на или совершение Президентом иного тяжкого преступления. На этом этапе предусматривается участие Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ дает заключе­ние о соблюдении установленного Конституцией порядка выдвижения обвинения. Второй этап — это собственно рассмотрение Советом Федерации воп­роса об отрешении Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения. Решение Совета Федерации об от­решении Президента от должности должно быть принято 2/3 голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Думой обвинения против Президента. Если в этот срок ре­шение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президен­та считается отклоненным. В случае досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий, а также во всех случаях, когда Президент РФ не в состоя­нии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ). Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распус­кать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

 

Конституционный статус Президента РФ: основные полномочия, взаимодействие с федеральными органами государственной власти, виды правовых актов и их юридическая сила.

Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государ­ства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Феде­рации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государ­ственной власти. Президент осуществляет государственную власть (ст. 11), при этом глава государства не входит непосредственно ни в одну из ветвей госу­дарственной власти. Президент — это постоянно действующий орган государственный власти, он осуществляет свои полномочия как едино­личный глава государства. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральны­ми законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В сфере законодательной власти Президент РФ обладает полно­мочиями:1)назначать выборы Государственной Думы. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Данное решение подлежит официально­му опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия;2) распускать Государственную Думу 3) назначать референдум в порядке, установленном ФКЗ «О рефе­рендуме Российской Федерации»;4)вносить законопроекты в Государственную Думу, т. е. обладает законодательной инициативой. Президент также вправе вносить пред­ложения о поправках и пересмотре положений Конституции;5) подписывать и обнародовать федеральные законы, принятые пар­ламентом, тем самым придавая им обязательную силу. Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении федеральных законов (ст. 107 Конституции РФ). 6) обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посла­ниями, в которых анализируется положение в стране, формулиру­ются основные направления внутренней и внешней политики госу­дарства. В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает полномо­чиями:1) назначать с согласия Государственной Думы Председателя Пра­вительства РФ. Глава государства вправе представить Государственной Думе одного и того же кандидата дважды или трижды либо каждый из трех раз представить нового кандидата. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Дума подлежит роспуску;2) председательствовать на заседаниях Правительства РФ;3) принимать решение об отставке Правительства РФ;4) назначать по предложению Председателя Правительства РФ на должность и освобождать от должности заместителей Председателя Пра­вительства РФ, федеральных министров;5)устанавливать систему и структуру федеральных органов испол­нительной власти;6)руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждать по пред­ставлению Председателя Правительства РФ положения о них и назна­чать руководителей и заместителей руководителей этих органов;7)отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в слу­чае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента. В сфере судебной власти Президент РФ обладает полномочиями:1) представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;2)назначать судей других федеральных судов;3) осуществлять помилование;4) обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных ст. 125 нормативных актов, а так­же о толковании Конституции. В сфере обороны и безопасности Президент РФ имеет важные пол­номочия. Глава государства:

1) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Си­лами РФ;2) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Согласно Зако­ну РФ «О безопасности» Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в обла­сти обеспечения безопасности. 3)утверждает военную доктрину Российской Федерации;4)назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;5)присваивает высшие воинские звания 6)вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвы­чайном положении ». 7) в случае агрессии против Российской Федерации или непосред­ственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным за­коном «О военном положении».В международной сфере Президент РФ обладает полномочиями:1) осуществлять руководство внешней политикой Российской Феде­рации;2) представлять Россию в международных отношениях, вести перего­воры и подписывать международные договоры Российской Федерации; 3)подписывать ратификационные грамоты;4) принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;5) назначать и отзывать после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания диплома­тических представителей Российской Федерации в иностранных госу­дарствах и международных организациях. В сфере правового статуса личности Президент РФ имеет полно­мочия:1) решать вопросы гражданства Российской Федерации;2)решать вопросы предоставления политического убежища;3) награждать государственными наградами России, присваивать почетные звания России и иные специальные звания. В сфере взаимоотношений с органами государственной власти субъектов РФ за Президентом РФ закреплены довольно широкие пол­номочия. Глава государства:1) предлагает законодательному (представительному) органу госу­дарственной власти субъекта РФ кандидатуру высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ;2) отрешает высшее должностное лицо (руководителя высшего ис­полнительного органа) субъекта РФ от должности в связи с выражени­ем ему недоверия законодательным (представительным) органом госу­дарственной власти субъекта РФ или в связи с утратой доверия Прези­дента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;3)вправе вынести предупреждение законодательному (представи­тельному) органу субъекта РФ, а также вправе распустить его;4) вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации до решения этого вопроса соответствующим судом;5)может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также меж­ду органами государственной власти субъектов РФ;6) возглавляет Государственный совет РФ, членами которого явля­ются все высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. Это совещательный орган, содействующий реализации полномочий Пре­зидента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирова­ния и взаимодействия органов государственной власти.Президент России, реализуя свои полномочия, издает нормативные и ненормативные акты, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Видами актов главы государства являются указы и распоряжения. Акты Президента РФ не должны про­тиворечить Конституции РФ и федеральным законам, т. е. указы и рас­поряжения главы государства носят подзаконный характер. Вместе с тем указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения. Однако издание главой государства таких указов возможно только при трех условиях. Во-первых, при отсутствии федерального закона и соответствующего предмету регулирования. Во-вторых, такие указы не могут противоре­чить Конституции РФ и федеральным законам. В-третьих, действие ука­зов во времени должно быть ограничено периодом до принятия соответ­ствующих федеральных законов. Указы нормативного характера могут издаваться Президентом как по предметам ведения Федерации, так и по предметам совместного веде­ния Российской Федерации и ее субъектов. Это вытекает из правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в постановлениях от 9 ян­варя 1998 г. и от 27 января 1999 г. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 (в ред. от 28.06.2005 № 736) «О порядке опубликования и вступления в силу ак­тов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Фе­дерации и нормативных правовых актов федеральных органов испол­нительной власти» указы и распоряжения главы государства подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдель­ных их положений, содержащих сведения, составляющие государствен­ную тайну или имеющие конфиденциальный характер. Акты Президента подлежат официальному опубликованию в «Россий­ской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в те­чение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликовани­ем актов Президента РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

 

 

51. Порядок формирования, внутренняя организация и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания — парламента России. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного орга­нов государственной власти. Формирование Совета Федерации осуще­ствляется органами государственной власти субъектов РФ в соответ­ствии с ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Член Совета Федерации от предста­вительного органа избирается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ. Член Совета Федерации от исполнитель­ного органа назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, избравшего (назначившего) члена Совета Федерации для парламент­ской работы. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Иных ограниче­ний для кандидата в члены Совета Федерации не предусмотрено. Подробно порядок формирования СФ ФС указан в фед. законе «О порядке формирования совета федерации фед. собрания РФ» Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания РФ и порядок ее работ определяется постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г.,12 февраля, 26 марта 2003 г.)// СЗ РФ от 18 февраля 2002 г., № 7, ст. 635. Возглавляет Совет Федерации должностное лицо, именуемое Председателем. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Избранный Председатель предлагает кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации, количество которых устанавливается палатой. В соответствии с Регламентом на первом заседании Совета Федерации второго созыва было избрано четыре заместителя Председателя Совета Федерации. Регламент палаты устанавливает, что Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. Совет Федерации: 1) утверждает изменения границ между субъектами РФ на основе взаимного согласия последних;2) утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрез­вычайного положения;3)решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России;4) назначает выборы Президента РФ;5) избирает судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Прекращение полномочий Совета Федерации невозможно. Прези­дент РФ не имеет права роспуска этой палаты Федерального Собрания.

 

52. Порядок формирования, внутренняя организация и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Госдума – нижняя палата ФС РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Срок полномочий остальных созывов Государственной Думы — 4 года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на 5 лет.

В Регламенте Государственной Думы и Регламенте Совета Федерации определяются различные вопросы их деятельности: внутреннее устрой­ство палат; порядок проведения заседаний, парламентских слушаний, работы парламентариев с избирателями; законодательная процедура в соответствии с конкретными этапами рассмотрения законопроектов в Федеральном Собрании и др. Государственная Дума имеет следующее внутреннее устройство: Палата избирает Председателя, его первых заместителей и заместите­лей, образует Совет палаты, комитеты и комиссии из числа своих депу­татов. Председатель Государственной Думы ведет заседания, ведает во­просами внутреннего распорядка, организует работу Совета палаты, осу­ществляет общее руководство деятельностью Аппарата палаты, направляет внесенные в палату законопроекты в депутатские объедине­ния для сведения и в комитет в соответствии с вопросами его ведения, подписывает постановления Государственной Думы, направляет приня­тые палатой законы для одобрения в Совет Федерации и т. д. Заместите­





Читайте также:
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.024 с.