ВПР 6 класс. № 1
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Дальние(3) горы, овеянные син..ватой мглой, реяли и распл..влялись у г..ризонта. Лё..кий ветер ш..велил густые травы, п..стревшие разн..цветными г..ловками. Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, будто упавшие на землю и оправленные в изумрудную зел..нь.
Мы миновали (не)большую кучку юрт, распол..жившихся на холме над озером. З..лёный луг опять принял нас в свои молчаливые об(ь/ъ)ят(ь/ъ)я. Горы на другом берегу уже (не)туманились. Всё ближе подступали холмы, разделённые у..кими лужками. Врем..нами(2) в ущельях ра(с/з)давался топот конских копыт, и табун, одичавший и об(ь/ъ)евшийся на буйных травах, выскакивал на луговину. Его пр..влекло ржание наших л..шадей(4). )
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. Горы на другом берегу уже не туманились.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах. Кружева, отрочество, подбодрить, ходатайство.
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Их(3) головы прятались за ворохами сухого бурьяна, который они собрали для будущего костра.
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) не пророняя (слов) 2) в боку 3) знаменитые профессора 4) ихний успех
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ольга Берггольц первый поэт блокадного Ленинграда.
2) Тусклым серебром шумели над головой листья столетних ив.
3) Мы успокоились закинули удочки и стали ждать.
4) Володя стоял у окна и смотрел на улицу.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Тонко пищат рябчики на болоте возятся журавли.
2) Во все времена года хорош русский лес зимой летом осенью весной.
3) Машинисты поездов водители автобусов делают все чтобы мы чувствовали себя в вагоне в автобусе удобно.
4) В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны а в дупле живет сыч зимует летучая мышь.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
(1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.
(5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.
(11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.
9. Напишите основную мысль текста
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Почему судья оставил собаку Дурову?
12. Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Колебаться — ...
13. Определите стилистическую принадлежность слова «поманил» из предложения 8, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Поманил —...
(8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.
14. Объясните значение фразеологизма «белая ворона», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Белая ворона —...
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
(1)Хохлома! — какое странное и веселое слово. (2)В нем и смех слышится и восхищенное — ОХ! (3)И восторженное АХ! (4)Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? (5)Разное рассказывают старики.
(6)Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. (7)Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. (8)Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. (9)Прилетела как-то к его порогу птица Жар. (10)Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей — и чашка стала золотой.
(11)Это, конечно, легенда, сказка. (12)А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. (13)Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. (14)Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.
Задание 10 № 108
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Задание 11 № 109
После чего масляная плёнка на деревянных изделиях хохломских мастеров превращалась в золотистый лак?
Задание 12 № 110
Определите и запишите лексическое значение слова «писали» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное много-значное слово употреблялось бы в другом значении.
Писали —...
(1)Хохлома! — какое странное и веселое слово.
Задание 13 № 111
Определите стилистическую принадлежность слова «сладил» из предложения 7, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Сладил —...
(7)Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал.
Задание 14 № 126
Объясните значение фразеологизма «с чистого листа», запишите. Ис-пользуя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
С чистого листа —...