Основной вопрос философии и метод философского познания





План лекции

 

1. Философия как форма общественного сознания и особый тип знания. Логика изложения вопроса: философия в системе научных знаний и ее значение в жизни общества. Природа и специфика философского знания. Мировоззрение как форма социального самосознания и способ духовно-практического освоения мира. Значение научно обоснованного мировоззрения в жизни общества. Философия как мировоззренческая теория. Философские проблемы как особая трансформация мировоззренческих проблем. Социальная обусловленность внутренней противоречивости философского знания.

2. Основной вопрос философии и метод философского познания. Логика изложения вопроса:выражение специфики философского в основном вопросе философии. Проблема отношения материи и сознания как трансформация коренной мировоззренческой проблемы – соотношения «человек – мир». Две стороны основного вопроса философии. Материализм и идеализм – основные противоположные направления в философии. Познаваемость мира и критика агностицизма. Место метода познания в решении мировоззренческих проблем. Диалектика и метафизика. Органическая связь диалектики и материализма в формировании научного мировоззрения.

3. Предмет и метод философии, ее место и роль в научном познании и социальном преобразовании. Логика изложения вопроса:Специфика философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Сущность диалектико-материалистического и диалектико-исторического подхода к центральной мировоззренческой проблеме и пути ее научного решения. Философия и частные науки, их взаимосвязь и взаимообогащение. Мировоззренческая и методологическая функции философии. Роль философии в теоретическом осмыслении новых явлений жизни, о ее роли в развитии науки и практики, в формировании активной жизненной позиции личности.

4. Место и роль философии в медицине. Логика изложения вопроса.

Как и в других областях науки, в медицине происходит процесс дифференциации и интеграции знаний. Диалектика – основной метод интеграции, обеспечивающий целостность и эффективность процесса научного познания в медицине.

Поскольку медицина находится на стыке естественных, гуманитарных и технических наук, занимает особое место в жизни человечества – мировоззренческая функция философии остается в современных условиях очень актуальной. Общие выводы.

Перед человеком встают не только вопросы, связанные с решением повседневных практических задач: житейских, производственных и т.п. Он пытается найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего – материальное или духовное начало? Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими.

Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или же на научные знания, стремясь найти объяснение в естественных при­чинах. Это зависит от типа мировоззрения, одним из которых является философское.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства я идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Философия – любовь к мудрости, любомудрие (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор,а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон.

Позже внутри самой философии, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология — учение о бытии и его сущности, гносеология — учение о познании, логика — учение о мышлении, его законах и формах, этика — учение о морали, эстетика — учение о прекрасном в жизни и искусстве, социальная философия — учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

Основные понятия и категории

Философия, мировоззрение, основной вопрос философии, метод философского познания, диалектика, метафизика, материализм, идеализм, агностицизм, диалектический и исторический материализм.

По мере формирования человека, становления его сознания он приобретает знания не только о внешнем мире, но и о себе – о своем происхождении, своем месте в природе и обществе, предназначении, о том, как следует жить. Иначе говоря, у людей формировалось самосознание, являющееся неотъемлемым элементом сознания наряду со способностью к познанию и целеполаганию. Формирование самосознания неизбежно связано с ценностным отношением к действительности, т.е. с сознанием своих потребностей и выработкой представлений о том, что и как в мире, в жизнедеятельности человека удовлетворяет эти потребности.

Особым уровнем и особой формой самосознания является мировоззрение. На этом уровне человек поднимается до выяснения вопроса о сущности мира и собственной сущности, предельных оснований своего отношения к миру, осознания своих коренных потребностей и интересов, формирования высших ценностей жизни и понимания их взаимосвязи, до решения вопросов о смысле жизни. Итак, мировоззрение – это особая, высшая форма самосознания общественного человека. С нею связана и другая характеристика мировоззрения: это – способ практически – духовного освоения действительности. Данный момент нуждается в разъяснении. Существует три основных способа освоения действительности: практический, теоретический и практически-духовный. Практическое освоение мира – это предметное преобразование действительности. В его основе лежит материальное производство. Теоретическое – это отражение мира в научном познании. Оно отражает действительность, объекты такими, какими они есть сами по себе, безотносительно к человеку. В отличие от теоретического, практически-духовное освоение действительности – это не просто отражение мира, каким он есть сам по себе, а отражение его с точки зрения потребностей и интересов общественного человека; это не просто отражение сущего,но и выражение должного. Поэтому мировоззрение включает в себя целеполагание, т.е. формирование высших целей преобразования действительности и обоснование путей и способов их реализации в практической деятельности. Следует особо подчеркнуть, что на мировоззренческом уровне формируются именно высшие, так называемые конечные цели, цели-идеалы, выражающие образец должного и принципдеятельности. В мировоззрении, таким образом, происходит интеграция знания, самосознания и целеполагания на высшем уровне обобщения и предельном самоопределении человека. Главный продукт мировоззренческого сознания – идеи – представляет собой неразрывную слитность знания, самосознания и целеполагания. Поэтому мировоззренческие идеи играют роль важнейших жизненных ориентиров, исходных принципов практической и познавательной деятельности.

Какова роль мировоззрения в жизнедеятельности общества и человека? Ведь и познание, и самосознание, целеполагание люди осуществляют и не на мировоззренческом уровне. Для ответа на этот вопрос необходимо осознать различие между двумя уровнями практики, двумя способами жизнедеятельности: практически-приспособленчески и революционно-творчески. Человек, не руководствующийся четким, систематизированным и обоснованным мировоззрением, не имеет устойчивой жизненной позиции, ясной жизненной линии. Он всегда и всецело во власти сиюминутных обстоятельств. Такой человек не свободен. Не он строит свою жизнь в соответствии с сознательно поставленными целями, а стихийные объективные обстоятельства бросают его, как щепку, в волны житейского моря.

Столь же важную роль играет научно обоснованное мировоззрение в жизнедеятельности общества.

Ряд моментов, порождаемых НТР, как никогда ранее актуализируют задачу вооружения научным мировоззрением всех людей мира. Укажем лишь на некоторые из них. Под влиянием НТР резко усложняются и быстро меняются те ситуации, в которых людям приходится жить и действовать. Если в прежние времена, когда новые поколения начинали свою жизнедеятельность в условиях, практически неотличимых от условий их родителей, важнейшим способом выработки ориентаций были традиции, живой жизненный опыт, перенимаемый от отца; в нынешних же условиях, когда в жизни одного поколения многократно качественным образом меняются жизненные ситуации, такой способ становится явно недостаточным.

В условиях НТР, когда люди имеют дело с громадными производительными силами (которые легко могут превращаться в разрушительные силы), значительно возрастает социальная роль, а значит и социальная ответственность каждой личности. Например, одно дело – социальная роль и социальная ответственность кузнеца, подковывающего лошадей своим односельчанам, и другое – социальная роль и ответственность монтера, участвующего в подготовке космического корабля, или воина-летчика, у которого на борту самолета находится водородная бомба. Для того чтобы правильно осмыслить сущность происходящих процессов, осознать свое место в них, свою роль и ответственность, определить свою позицию, здравого смысла обыденного сознания уже недостаточно. Сложность и динамизм современного типа могут быть правильно отражены и просвещены мировоззренческим сознанием, опирающимся на научное решение мировоззренческих проблем.

Кажущийся на первый взгляд далекими от жизни вопросы на самом деле имеют фундаментальное практическое значение. Ибо ответы на них определяют жизненную линию человека, его главные ценностные ориентации и целевые установки.

Но могут ли мировоззренческие проблемы, которые возникают не в тиши кабинетов ученых, а объективно, в процессе практической жизнедеятельности людей, решаться научным образом? Возможна ли наука о мировоззрении? Такая наука и называется философией.

Исторически философия возникла ответ на необходимость осмыслить встающие перед людьми мировоззренческие проблемы и дать их обоснованное решение, т.е. с самого начала и до наших дней она играет роль мировоззренческой теории. Закономерность исторического образования философского знания состоит в трансформации духовно-практических мировоззренческих проблем в собственные философско-теоретические проблемы путем образования особых абстрактно-теоретических объектов. Например, центральная мировоззренческая проблема «человек – мир человека» в философской теории трансформируется в рассмотрение проблемных отношений субъекта-объекта, сознания-бытия, идеального-материального. Все это различные теоретические абстракции с реальных отношений «человек – мир человека».

Историческое предназначение – теоретически решать мировоззренческие проблемы – определило особенности философии как формы общественного сознания, которые так или иначе, в большей или меньшей мере присущи всем типам и формам философии. Чтобы быть мировоззренческой теорией, философия, естественно, должна вырабатывать знания особого рода.

Если все частные науки в качестве предмета имеют всеположенный человеку объект (даже если этим объектом выступает сам человек), то философия в качестве исходного берет отношение человека

к миру (выражаясь философским языком - субъект-объектное отношение). Все развитые философские системы предполагают противостояние человеку внешней к нему действительности. Философия берет своим предметом различные способы отношения человека к действительности: практический, познавательный, аксиологический (ценностный, нравственный, эстетический).

Поскольку философия должна дать ответы на фундаментальные мировоззренческие вопросы о высших ценностях, конечных целях, предельных основаниях отношения человека к миру, она выступает учением об общем (точнее, всеобщем) – о всеобщих формах бытия, познания, мышления. Поэтому в области философского знания исторически сформировались учения о бытии (онтология), о мышлении (логика), о нравственных отношениях между людьми (этика), об освоении мира с позиций прекрасного (эстетика). Особой отраслью философского знания является история философии, обобщающая исторический опыт философского познания, раскрывающая законы развития самой философии. -

Как учение о мышлении и познании философия стремится открыть законы правильного мышления, выработать всеобщий метод истинного, познания, а также разработать критерии истинного знания и критерии для определения ценностей и построения их иерархии. В отличие от других форм мировоззрения (например, мифологического, где определяющим является миф, традиция, предание, или религиозного, основанного на слепой вере), философия нацелена на рациональное постижение мировоззренческой проблематики, на обоснование своих решений путем обращения к фактам, опыту, логическим доказательствам. На эту ее особенность указывает и сама этимология термина: слово «философия» происходит от греческих слов «филео» – любовь и «софия» – мудрость. И в этом своем качестве – по способу постижения своего предмета – философия тождественна с наукой.

 

Основной вопрос философии и метод философского познания

Глубокие истоки этого вопроса уходят в специфическую сущность человека, в его способ бытия в мире. Этим способом является практика. Практика есть целенаправленная, сознательно осуществляемая предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование действительности в соответствии с потребностями и интересами человека. В этом определении также заключено противоречие: практика – это деятельность с природными и социальными предметами, которые существуют сами по себе, независимо от человека (это обстоятельство и обозначается словом «материя»). Чтобы преобразовать предметы, человек должен действовать предметным образом, в соответствии с природой самих предметов. Значит, практика материальна. Вместе с тем она определяется целью, имеющейся в голове человека в виде мысленного (идеального) образа желаемого результата; она основывается на определенных знаниях о преобразуемых предметах. Знания также существуют в голове человека в виде идеального образа. Итак, практика – это и предметно-чувственная, материальная, и в то же время духовная деятельность. Эта двойственность практики, а значит двойственность самого человека как существа предметного (материального) и существа мыслящего, осознающего, является источником вопроса об отношении духа и бытия. Различие между ними, между предметом и его идеальным образом фиксируется в голове человека тогда, когда он замечает расхождение между намеченной целью и полученным на практике результатом.

С развитием общественного разделения труда, с разделением умственного и физического труда различие между духом и материей фиксируется уже как антагонистическое противоречие. Именно тогда это отношение становится предметом особого философско-теоретического анализа. Таким образом, философия и ее основной вопрос имеют земную основу своего происхождения.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Во-первых, это вопрос о том, что первично, что чем порождается и определяется: бытие производно от сознания или сознание производно от бытия.

В зависимости от ответа на этот вопрос философы разделились на два лагеря, борьба между которыми проходит через всю историю философии. Те, кто за исходное берет природу, саму предметную, в том числе и социальную действительность, или, выражаясь философским языком, бытие, материю, являются материалистами. Сознание ими трактуется как свойство материи, которое она порождает в своем развитии. Противоположное направление – идеализм – за исходное и определяющее принимает дух, сознание, идеальное, а природу и общество считает производными от них. В свою очередь, сами идеалисты подразделяются на два направления. Объективные идеалисты первичным считают некий надмировой, сверхприродный дух, надиндивидуальное сознание. Субъективные идеалисты за исходное принимают индивидуальное человеческое сознание.

Во-вторых, вопрос о том, как сознание относится к внешнему миру, в состоянии ли человек в своем мышлении отразить объективный мир. Этот вопрос о познаваемости мира. Все материалисты независимо от различия своих концепций признают познаваемость объективного мира. Его могут признавать и объективные идеалисты, хотя они извращенно толкуют процесс познания (об этом подробно речь идет в последующих лекциях). Но есть философы, отрицающие познаваемость мира, саму возможность познания. Их называют агностиками («гносис» – знание, «а» – отрицательная приставка).

Вопрос о познаваемости мира тесно связан с вопросом о его преобразовании, т.е. с тем, может ли человек реализовать свои цели в действительности. Практика и ее успешное историческое развитие – главное опровержение агностицизма.

Чтобы дать аргументированный ответ на основной вопрос философии, как, впрочем и на все другие философские вопросы, необходим правильный метод познания действительности, человека и его отношения к миру. Причем, поскольку философия рассматривает всеобщие формы бытия, познания и мышления, способы отношения человека и его сознания к действительности, философский метод является всеобщим. Метод – еще не ответ на вопрос, но это путь для получения ответа. Метод выполняет роль компаса, инструмента в познании. Метод познания должен быть адекватным предмету познания, т.е. если речь идет о философском методе, отражать всеобщие законы и формы бытия.

В истории философии сформировались два противоположных метода - диалектика и метафизика. Их сравнительную характеристику преподаватель может дать по пяти основным моментам.

.

 

Диалектический метод 1.Рассматривает все вещи и явления мира в их взаимной связи и опосредованности.   Метафизический метод   1. Рассматривает вещи и явления в их изолированности, оторванности друг от друга.
2. Подходит к изучению объектов как находящихся в постоянном движении (изменении) и развитии. Считает движение и развитие атрибутом (неотъемлемым свойством) их носителей.   2. Рассматривает предметы и явления как застывшие, неизменные. Фиксируя изменение как факт, не признает его неотъемлемым свойством самой материи
3.Считает, что источник движения, развития – в самих развивающихся явлениях, в их внутренней противоречивости. Поэтому нацеливает познание на поиск внутренней противоречивости объектов как на постижение их сущности.   3. Не признавая внутренней противоречивости предметов и явлений, не постигает внутреннего источника и самодвижения. Источник движения всегда усматривает во внешних воздействиях, поэтому остается на уровне фиксации внешних явлений без постижения их сущности.  
4. Рассматривает развитие как сложный многоступенчатый процесс, где периоды непрерывных количественных изменений прерываются скачкообразными изменениями качества. Нацеливает на постижение меры явлений, указывающей границы их качественной определенности.   4. Признает только непрерывность количественных изменений; не признает скачкообразного изменения качества. Поэтому не постигает законы самоперехода одних качественных состояний в другие.    
5. Признавая цикличность изменения вещей и явлений (возникновение, развитие, исчезновение),вместе с тем признает восходящее развитие – по линии усложнения, совершенствования, прогресса, осуществляющееся по спирали, где каждый новый цикл, свершая как бы возврат к исходному пункту, происходит на качественно новой основе.   5. Не признавая внутренней противоречивости и скачкообразного изменения качеств, изображает действительность как движение по замкнутому кругу. Не способен осмыслить развитие, как прогрессивное движение.  

Яркую характеристику противоположности диалектического и метафизического методов дал Ф.Энгельс в работе «Анти-Дюринг»: Для метафизика вещи и их мысленные отражения, понятия суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Он мыслит сплошными непосредственными противоположностями, речь его состоит из «да-да, нет-нет, - что сверх того, то от лукавого».

Материализм и диалектика являются способами познания, адекватными объективной действительности и сущности человека. Философский материализм опирался на позитивное знание о природе, развивался в союзе с наукой. Идеализм же прямо или косвенно связан с религией.

В истории философии причудливым, на первый взгляд, образом сочетались материализм и метафизика, идеализм и диалектика.

Через всякие исключения пробивает себе дорогу закономерность: материализм и диалектика в конечном счете являлись и являются знаменем прогрессивных социальных сил, а идеализм и метафизика – духовное оружие реакции.

 





Читайте также:
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.019 с.