Предмет и метод философии, ее место и роль в обществе





 

С выделением специальных наук в самостоятельные области знаний возникает проблема их соотношения с философией, кото­рая решалась с противоположных позиций. С одной стороны, философию продолжали рассматривать как «науку наук», стоящую над всеми науками и решающую их проблемы. Философы пытались создать всеобъемлющие системы, претендующие на включение всех знаний о мире.

Эта панфилософская претензия (греч. раn — все) вызвала противодействие представителей специальных наук, прежде всего — естественных, основанных на опытных знаниях и эмпирических методах, исследования. Складывается противоположное — сциентистское (лат. scientia — наука, знание) отношение к философии, которое выразилось в абсолютизации роли науки и отрицании философии как особой области звания. Теоретическое оформление сциентизм получил в позитивизме (от лат. positivus — положительный), объявившем единственным источником истинного знания положительные (т. е. частные) науки, не нуждающиеся в абстрактных рассуждениях и умозрительных философских конструкциях. Философия, по мнению позитивистов, утратила свой предмет, растворилась в положительном знании, и поэтому нужно отказаться от традиционной философской проблематики, заменив ее анализом языка или вообще отказаться от философии.

Конечно, философия не может заменить специальные науки в решении их конкретных задач. Она не изучает вместо физики строение вещества и взаимодействие элементарных частиц. Это не ее задача. Поэтому попытка строения философских систем, охватывающих все качественное многообразие свойств и связей действительности, несостоятельна. Философия не может и не должна претендовать на роль «науки наук», господствовать над другими науками и руководить ими.

Она отличается от них и по предмету, и по методу. Предмет частных наук — отдельные стороны действительности, предмет философии — всеобщее — мир и человек в их единстве. Не используя эмпирические методы познания, философия решает свои проблемы с помощью теоретического мышления, разрабатывает всеобщие методы познания, систему категорий, имеющих универсальное значение для всех наук.

Связь философии и специальных наук проявляется в том, что философия опирается на частнонаучные знания, подвергая их теоретическому анализу и обобщению. Интегрируя эти знания, она строит универсальную картину мира. Частнонаучные знания связывают философию с действительностью. С другой стороны, перед специальными науками неизбежно встают общетеоретические, философские вопросы, ответ на которые может быть дан с позиций философии, теоретические принципы и ценностные установки которой оказывают воздействие на все науки, на культуру в целом.

Разработанные философией методы познания, категориальный аппарат используются в специальных областях знания.

Философия, не опирающаяся на науку, ведет к отрыву от действительности, к построению абстрактных умозрительных систем. Но и наука, не опирающаяся на философию, сводится к констатации фактов, к их описанию. Между тем, не объясняя явления, не раскрывая их сущность и тенденции развития, не вскрывая внутренние связи между ними, наука перестает быть наукой. Наука не может обойтись без философского осмысления своих результатов, и всякий скептицизм по отношению к философской теории ведет к искажению сущности науки. Сциентизм, проявляющийся в абсолютизации роли науки в жизни общества, в представлении об ее универсальности в духовной культуре, приводит к недооценке мировоззренческих и методологических проблем, духовных ценностей, аккумулированных в философии. А это ведет к узкому практицизму,обеднению человеческой личности.

Но философия взаимодействует не только с наукой, но и с другими сферами духовной жизни общества. Ее теоретические принципы и ценностные ориентации оказывают воздействие на экономику и политику, правовые и нравственные отношения, искусство и религию, на формы общественного сознания. В свою очередь различные сферы общественной жизни воздействуют на философию.«...0бстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и нао6орот, их философия во многом определяет эти обстоятельства». (Рассел Б).

Являясь, по словам Гегеля, духовной квинтэссенцией времени, самосознанием эпохи, философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, вставшие перед человечеством на пороге XXI века: сущность и перспективы научно-технического прогресса, формы организации социальной жизни и международного сотрудничества, экологические, демографические и другие глобальные проблемы современности.

Предметом философского исследования является единая система «общество – природа». В человеческой деятельности по практическому и теоретическому освоению природы и общественной жизни и обнаруживаются в своей целостности общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. Основанная на материалистическом понимании истории, диалектика в философии является методом решения всей совокупности мировоззренческих проблем. Философия в целом определяется как наука об общих законах развития природы, общества и человеческого мышления через специфически открытый ею метод решения этих проблем, через метод, соответствующий объективным законам развития.

Таким образом, понятие «общие законы развития» включает в свое содержание центральную мировоззренческую проблему отношения человека к миру в ее научно философском осмыслении.

Диалектическая философия является теорией и методом познания и преобразования действительности по собственной логике объективных законов развития. Эти законы и выступают мировоззренчески-методологическими ориентирами научного познания и научно осуществляемой социальной практики. Как система объективно-истинного мировоззренческого знания, формируемого на методологической основе общей теории развития, разработанной с позиции материалистического понимания истории философия ориентирует человечес­кую деятельность на достижение высшей формы общественной жизни— подлинно человеческого общества, функционирующего для человека и во имя человека..

Как наука об общих законах развития марксистско-ленинская философия является неотъемлемым компонентом целостной системы научного познания. Она органически связана со всеми науками о природе, обществе в процессе формирования научной картины мира. Но, будучи наукой мировоззренческой, она выполняет по отношению к другим наукам мировоззренчески-методологическую функцию. Эта функция заключается, с одной сторона, в разработке общей теории и методологии научного познания, соответствующей современному уровню, в вооружении ученых диалектическим методом мышления, ориентирующим на творческое решение возникающих проблем. С другой стороны, философия вырабатывает соответствующую социальному призванию науки мировоззренческую ориентацию – служить целям человеческого прогресса. Особое значение эта функция приобретает в современной общественной жизни, когда происходит сущностное изменение роли науки в жизни общества, в процессе ее проникновения во все сферы человеческой деятельности. В этих условиях проблема мировоззренчески-методологической ориентации науки – это не просто внутринаучная, теоретико-познавательная проблема, но и социально-практическая. Это проблема места и роли науки в борьбе за исторические судьбы развития человечества.

Выполняя по отношению к специальным наукам мировоззренчески - методологическую функцию,' марксистско-ленинская философия в реше­нии своих специфических проблем опирается на весь опыт научного познания, обобщает то новое, что порождено современным этапом " развития науки и социальной практики. Опора на опыт научного по­знания, постоянное творческое обогащение своего мировоззренчески-методологического арсенала обеспечивает философии плодотворное выполнение эвристической функции в научном познании.

Особое место философии в решении проблемы формирования человека. Воспитание человека включает в себя формирование гуманистического мировоззрения. Формируя систему мировоззренческих принципов философия играет важнейшую роль в выработке целостной жизненной позиции личности, в развитии ее духовной культуры, формировании творческого отношения к решению теоретических и практических проблем. Овладение философией — необходимая предпосылка и условие научно осознанной гуманистической ориентации личности.

 





Читайте также:
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.