Место и роль философии в медицине





 

Важной предпосылкой развития медицинских наук является высокий уровень теоретического мышления. Взаимодействие философии и медицины обнаруживается в совершенствовании логического аппарата, который развивается вместе с прогрессом естественных и медико-биологических наук и формируется диалектическим мышлением.

Как и в других областях науки, в медицине происходит процесс дифференциации и интеграции знаний. Диалектика – основной метод интеграции, обеспечивающий целостность и эффективность процесса научного познания в медицине. Союз философии и медицинских наук – одна из важнейших методологических форм интеграции научных знаний в системе врачебной теоретической и практической деятельности.

Одной из важных задач теоретической медицины является синтез знаний об организме человека и животных, полученных различными науками (анатомией, гистологией, физиологией, кибернетикой, биохимией, биофизи­кой). Объективной основой этого синтеза служит материальное единство окружающего мира, общие свойства живой материи и законы ее изменения, проявляющиеся на различных структурных уровнях.

Основными принципами теоретической медицины являются:

1. Принцип эволюционизма, развития живых систем. Эволюция в живой природе рассматривается как качественное изменение структур в диа­пазоне приспособительных возможностей живых систем. Подход к анализу болезни с эволюционных позиций позволяет избежать догматизма в оценке противоречивых явлений и процессов патогенеза. Важность такого подхода в медицине состоит в том, что человек как живая система входит в опреде­ленные отношения с другими формами жизни.

2. Принцип целостности — понимание природы болезни как процесса, охватывающего все системы и уровни организма./ Анализ патологических явлений с учетом принципа целостности позволяет понять противоречивый характер локализации болезненных процессов, который не может быть понят без учета общих реакций организма.

3.Принцип структурностипозволяетизбежать противопоставления функциональных и морфологических нарушений в патологии, которые всегда выступают в диалектическом единстве.

4. Принцип динамизма, т. е. самодвижения, саморегуляции и самораз­вития живых систем. Не только патологический процесс, но и норма не существует без внутренних противоречий. Она является результатом единст­ва и борьбы устойчивости и изменчивости.

5. Принцип реактивности выражает соотношение раздражителя и реагирующей (живой) системы.

6. Принцип причинности — признание причинной обусловленности всех фаз и стадий патологического процесса. Внешнее воздействие специ­фично преломляется через внутренние особенности реагирующей системы. В этом состоит главная сущность причинной детерминации живого.

Предметом современной медицины как науки является исследование причин возникновения (этиология), закономерностей развития болезней человека (патогенез), методов их распознавания (диагностика) и лечения (клиническая медицина), методов предупреждения заболеваний (профилак­тическая медицина), форм оптимальной организации медицинской помощи населению (теория организации здравоохранения). Современная медицина изучает как нормальные, так и патологические процессы на различных уровнях.

В силу системного характера объекта современной медицины возникла потребность в междисциплинарной интеграции, синтезе теоретических, экспериментальных, клинических и профилактических исследований. Это ставит по-новому и вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров, профессионально владеющих различными медико-биологическими специальностями.

Современная медицина находится на стыке естественных, общественных и технических наук, черпая из них не только методы исследования, но и новые идеи. Особенно важно правильно определить социальные функции медицины, что имеет существенное значение при разработке принципов научной организации всех сторон жизни общества.

Важной тенденцией последнего десятилетия следует признать все большую экологизацию мышления медиков и связанное с этим проникновение в медицину эволюционно-экологических идей.

Создание теоретической медицины в значительной степени связано с многоуровневой трактовкой ее объекта, существенные характеристики ко­торого связаны не только с организмом, но и с рядом надорганизменных уровней. Выяснение подвижных граней между нормой и патологией возмож­но при рассмотрении организма, включенного в популяции с их специфиче­скими закономерностями.

Пристальное внимание современной медицины к проблемам экологии, к санитарно-гигиеническим вопросам, к изучению космических, химических и иных влияний на организм, популяции, биогеоценозы и биосферу свидетельствует о постепенном преодолении организмоцентризма. Разумеется, исследование человеческих популяций должно в полной мере учитывать сложную биосоциальную природу человека. Диалектика как теория развития помогает исследователю разобраться как в сущности объективных процес­сов, реальной диалектике нормы и патологии, так и в противоречиях, порой несовместимых между собой теориях, отражающих сложность диалектики познания.

Резюмируя изложение вопроса о роли философии в развитии науки и практики, общественной жизни в целом, подводя общие итоги лекции, сделаем следующие выводы.

1. Философия как особая форма общественного сознания формирует и особый тип знания, в котором объективные характеристики действительности отражаются в их отношении к человеку, сквозь призму его потребностей и интересов. Формируемые философией знания носят мировоззренческий характер.

2. Философия отличается от специальных наук своими функциями и удовлетворяет специфические общественные потребности. Направленная на формирование целостного мировоззрения, на отыскание «предельных оснований» теоретического и практического отношения человека к миру, философия играет роль особой формы социального самосознания, будучи определенным исторически сформировывавшимся типом мировоззрения.

3. Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления, в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического; он давал статическую картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического.

Являясь взглядом на мир, определенной философской концеп­цией, каждый из них представляет собой всеобщий, философский

4. Таким образом, философия, разрабатывая всеобщие, обосновывая частные и общенаучные методы познания, философия выполняет методологическую функцию.

5.Выделив основные функции философии, отметим, что у нее есть и другие функции, в том числе — интегрирующая, аксиологическая, критическая.

Дифференциация научных знаний, вызванная их ростом и проявившаяся в выделении из единого знания отдельных наук, приве­ла к их обособлению. Вместе с тем необходимость исследовать сложные системы породила противоположную тенденцию — стремление к интеграции. Философия, опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания. Выполняя таким образом интегрирующую.

Аксиологическая функция философии выражается в ее ориентации на определенные ценности (греч. ахiа — ценность). Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обоснованием своих положений; она определенным образом интерпретирует их, дает им оценку, формулирует систему ценностей, выдвигает идеал.

Утверждая определенные ценности и идеалы, та или иная философская система подвергает критической оценке все то, что ей не соответствует, выступая таким образом в своей критической функции.

6. Выяснение основных проблем и функций философии позволяет уточнить ее предмет. Этим предметом является всеобщее — свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи, движение и покой, диалектическое отрицание и противоречие — эти и другие свойства, связи, состояния относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, мышлению.

Таким образом, предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

 

Список литературы

1. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

2. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.





Читайте также:
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.