Преобразования конституционного строя




Государственная система Германии в период фашистской диктатуры

Установление фашистской диктатуры

К началу 1930-х гг. в Германии наступил политический кризис. Правительство оказалось неспособно в конституционных рамках решать социальные и экономические проблемы страны. Последствия поражения в войне постоянно порождали оппозиционно-националистические настроения в обществе, стремления к военному реваншу. Эти проблемы обострились еще из-за общеевропейского экономического кризиса.

В этих условиях Национал-социалистическая партия стала пользоваться все возрастающей поддержкой народа. С 1928 г. НСДАП постоянно увеличивала свое представительство в рейхстаге. Начался численный рост самой партии, она уже располагала партийными организациями во всех землях. Партия развернула мощную пропаганду своих идей, одновременно оказывая силовое давление при помощи охранных отрядов на политических противников. Совершенно новым орудием в политической борьбе стала пропаганда национальной исключительности, идея расового социализма («социализм – это общность на основе расы»).

В итоге сложных политических интриг и неспособности правительства справиться с тяжелой ситуацией в стране 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил рейхсканцлером Гитлера. На следующих выборах НСДАП получила абсолютное большинство мест. Собравшийся 21 марта 1933 г. рейхстаг при подавляющем одобрении депутатов санкционировал основные акты о чрезвычайных правительственных полномочиях и, по сути, конституировал диктатуру НСДАП. Эта политическая революция разрушила принципы Веймарской конституции и более чем на десятилетие (1933-1945гг.) сформировала тоталитарный уклад в рамках номинально сохранявшейся республики.

Преобразования конституционного строя

В период государственно-политической диктатуры собственно единого нового конституционного закона выработано не было. Но это была другая политическая организация, в основании которой лежали совершенно иные, чем прежде в Германии государственные принципы. Новый уклад характеризовался абсолютизмом исполнительной власти. Основополагающим для диктатуры стал закон 24 марта 1933г. «Об устранении бедственного положения народа и империи». Согласно закону за правительством закреплялось впредь неограниченное право издания законов, включая те, которые «могут уклоняться от конституции» (не затрагивая правового положения райхстага, райхсрата и президента). В дальнейшем большинство законов в Германии были приняты как правительственные постановления, либо как указы главы правительства.

После кончины 1 апреля 1934 г. президента Гинденбурга, правительство приняло закон об объединении постов канцлера и президента. В силу особой значимости закон был утвержден на общенародном референдуме, тем самым приобретя высшую конституционную силу. В итоге с августа 1934 г. Гитлер сосредоточил у себя не только полномочия главы правительства, но и внешнеполитическое представительство, командование армией, обнародование законов, назначение министров, чиновников и офицеров, право вводить исключительное положение, осуществлять помилование. Все эти полномочия были пожизненными, и по закону Гитлер был вправе лично определить своего преемника. Государственный уклад обрел черты вождевого государства. Вождь Партии и Государства приобретал исключительные полномочия: формулировать основы мировоззрения партии и народа, определять форму реализации партийно-государственной программы, полагать свои предписания в качестве непосредственных законов. Практически абсолютный характер полномочий Гитлера как вождя был закреплен постановлением рейхстага 26 апреля 1942 г., которым он был определен «вождем Нации, верховным главнокомандующим вермахта, главой правительства и высшим обладателем правительственной власти, верховным судьей и фюрером Партии единовременно».

В государстве формально продолжало существовать народовластие – и не только продолжало, но и приобрело новые формы. Основной формой стал плебисцит, с помощью которого решались крупные политические вопросы поворотного характера: о выходе из Лиги Наций (1933), о президентских полномочиях рейхсканцлера (1934), об объединении с Австрией (1938). Сохранялся и рейхстаг. Но правительство вправе само определять, спрашивать или нет согласия у рейхстага, а состав парламента определялся по-новому: в ходе плебисцита народное «голосование» одобряло около 2 тыс. официальных кандидатов, из которых Гитлер по собственному усмотрению выделял 810 депутатов. Значение рейхстага было еще более сужено укреплением начал партийного государства и ролью съездов НСДАП.

В течение ближайших лет после прихода нацистов к власти практически прекратил свое существование кабинет министров (последнее заседание в 1938г.). Кабинет превратился только во вспомогательный совет при фюрере, причем наряду с общим возникли особые советы, например, Тайный кабинет по внешней политике (1938г.), Совет министров по обороне (1939г.). Сами министерства значительно увеличили размах своей деятельности, появились Министерство пропаганды (1933), охватившее всю сферу идеологии, культуры, а также часть внутренних дел, Министерство вооружений и боеприпасов (1940), Министерство экономики и др.

Государственная служба была централизована и политизирована. По закону 7 апреля 1933г. все чиновники были объявлены единой корпорацией государственных служащих. Новые административные нормы были сформированы особым уставом – Законом о чиновничестве (26 января 1937г.). Оно определялось как состоящее в публично-правовых отношениях к империи и фюреру, назначение всех госслужащих производилось только фюрером, перед ним они несли ответственность и в любое время могли быть отозваны. Повиновение было объявлено смыслом бюрократической службы. Но это обеспечивает чиновнику достойное положение в жизни. Он всего лишь исполнитель воли государства, установленной НСДАП. Государственный чиновник не только должен был быть арийцем, ему запрещались браки с неарийками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: