Регулирование экономики и социально-хозяйственных связей




Правовое регулирование экономики в нацистской Германии характеризовалось усилением государственного регулирования всех аспектов социально-хозяйственных связей.

Регулирование промышленности опиралось на установление государственно-монопольных объединений и командной системы управления. Отправным для новой организации промышленности стал Закон об органическом построении германской экономики 27 февраля 1934г. По нему главенствующей формой промышленного производства должны стать крупные «экономические объединения», задача которых – в защите интересов предпринимателей и предприятий; такие объединения не касались только аграрного сектора и сферы культуры. Формирование таких объединений подкреплялось установлением принудительного картелирования (по закону 15 июля 1934г.). Министр экономики полномочен был регулировать рынки производства и сбыта любых продуктов, для чего мог объединять любые предприятия в принудительные союзы. Введенные меры подкреплялись значительными уголовными санкциями.

Сократилось количество банков, вводились строгие условия для создания АО, многие из существующих были упразднены. Для удобства объединенного управления и государственного регулирования все хозяйственные объединения страны сводились в 13 подконтрольных групп: 7 по отраслям промышленности и 6 прочих (торговля, ремесло, банки, страховое дело, транспорт, энергетика). Во главе управления, наряду с Министерством экономики, был поставлен Генеральный совет германского хозяйства (июль 1933г.). Страна была поделена на 18 хозяйственных округов с Хозяйственной палатой для координации планов; создавался особый Хозяйственный суд. Государственные заказы распределялись на основе жесткого планирования.

Закон о порядке национального труда (20 января 1934г.). Упразднялись рабочие профсоюзы, запрещались какие-либо стачки и забастовки. Труд провозглашался особой социальной обязанностью, а договор трудового найма – публичным договором. Владелец предприятия рассматривался как доверенное лицо государства – фюрер предприятия. В регулировании условий труда вместе с ним участвовал небольшой совет доверенных. В национальном масштабе создан единый Немецкий трудовой фронт (май 1933г.), который воплотил идеал социально-корпоративных объединений «во имя пользы государства».

Принудительная картелизация, жесткое регулирование привели к резко сократившейся безработицы в стране. С началом войны регулирование трудовых отношений приобрело в особенности характер принудительного привлечения населения к труду. С 1939 г. рабочий день был увеличен с 10 до 14 час., полностью запрещались увеличение зарплаты и оплата сверхурочных. На основании закона 22 июня 1938г. вводилось обязательное привлечение женщин в возрасте до 25 лет к работе в детских и трудовых учреждениях. С 1938г. ввели принудительные работы в концлагерях.

Все аграрные производители (на основании закона 13 сентября 1933г.) объединились в «имперское сословие продовольствия», которое тем самым включалось в систему государственных корпораций. Министр продовольствия был вправе регулировать цены, закупки, сбыт продукции. Особый статус закреплялся за наследственными дворами, образованными по закону 9 сентября 1933г. К ним относились владения от 7,5 до 125 га, принадлежащие только крестьянам чисто арийского происхождения. Они пользовались значительными налоговыми льготами, на них ориентировались государственные закупки продовольствия, но их собственность вместе с тем была жестко регламентирована, не подлежала продаже, закон установил строгий порядок родового наследования таких дворов.

Возрастание государственного планового влияния на экономику в целом было связано и с принятием в 1936г. Четырехлетнего плана развития в целях улучшения оборонной мощи. Было создано Ведомство 4-хлетнего плана, с особыми полномочиями и административно-принудительной властью в отношении переориентации предприятий, распределения заказов, установления цен и т. д.

 

Выводы

Сформировавшийся в 1933-1945 гг. в Германии государственный уклад стал в истории одним из наиболее полных воплощений тоталитарного государства. Государство практически абсолютно подчинило себе гражданское общество. Государственное регулирование распространилось на вопросы семьи, воспитания детей, вплоть до допущения только государственно разрешенных форм науки, искусства и литературы. Это стало возможным только при полном отрицании политической демократии и установлении диктатуры партии, которая сливаясь с государственной организацией, утрачивала черты рядовой политической партии и превращалась в особый правящий класс, подчиненный культу вождя.

В Германии идеология приобрела особый вид расового национал-социализма. Тоталитарное государство агрессивно по своей сути, поскольку иначе утрачивается возможность поддерживать собственный народ в состоянии определенного внутреннего напряжения, необходимого для примирения с крайностями режима. Тоталитарное государство неизбежно превращается в полицейское государство, когда тотальный полицейский контроль обеспечивает отсутствие инакомыслия и политической оппозиции. Отрицающее либерализм и право государство неизбежно втягивает народ в свои преступления – военные, внешнеполитические, делает его соучастником глобального террора. Политическая гибель режима сопровождается поэтому потрясениями для всей нации, почти гибелью страны, как это и случилось в Германии после поражения во Второй мировой войне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: