Филосовское учение о материи





Проблема бытия в философии: понятие бытия, единство бытия. Проблема отношения мышления и бытия.

Бытие - это основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охватывает все то, что только имеет место «Быть». При этом в понятии бытия выделяют следующие его формы:

¾ материальное бытие (бытие вещей, предметов)

¾ идеальное бытие (бытие мыслей, «понятий»)

¾ социальное бытие (бытие материального и идеального в человеке, единой взаимосвязи, получившей свое отражение в человеке)

Бытие как сущее: бытие как все, что есть, имеется, все, что существует; быть - значит, существовать в предметно-чувственном смысле этого слова. Совокупность всех окружающих нас вещей, процессов, свойств, связей, отношений.

Бытие как субстанция: существенное (сущностное) существование, бытие отождествляется с чем-то достаточно самостоятельным, устойчивым и постоянным, с основой сущего.

Бытие как Абсолют: это Единое, Абсолют, Космический Разум, в конечном счете - сам Бог. Бытие - как высшее, верховное начало, определяет собой все конкретные виды бытия. Оно вечно и самодостаточно. В нем принято видеть подлинное существование или истинную реальность. В данном плане бытие противопоставляется сущему.

Единство бытия по Августину Блаженному: чем больше в чем-то бытия, тем больше в нем единства, истины, блага. Бог - высшее бытие. Бог дал бытие тем вещам, которые сотворил из ничего; но бытие не высочайшее, а одним дал больше, другим меньше и таким образом распределил природы существ по степеням. Чем ближе к Богу, тем больше бытия и совершенства.

По Хайдеггеру: бытие как Абсолют не познается, а только открывается в особом "бодрствующем" состоянии, в "краткие счастливые часы или минуты". Оно - тайна, которую нельзя постигнуть или выразить в понятиях, но которую можно и нужно пережить или прожить.

Отношение бытия и мышления

Из дискуссии о единстве бытия вытекает еще один фундаментальный философский вопрос о познаваемости мира. Здесь есть две противоположные позиции.

Гностицизм усматривает прямую связь между принципом единства бытия и принципом тождества мышления и бытия, ориентирует на изучение новых принципов для отыскания новых форм связи бытия, и в целом полагает мир познаваемым (если бытие постигается только мышлением, а мышление и бытие тождественны, то тогда мы действительно можем познать мир, получая с помощью мышления некоторые истинные знания о нем).

Агностицизм, напротив, не выводит из принципа единства бытия принцип тождества, полагая, что отношение между мышлением и бытием совершенно иное, а значит, мир не познаваем.

Проблема объяснения происхождения нового знания, с которой столкнулся Гегель (полагавший, что развитие знания идет по кругу, существует некая система абсолютного знания, и ничего нового возникнуть не может), снимается диалектическим материализмом, предложившим, как уже было сказано, другую концепцию материи (атрибутивную). Кроме того, существенным преимуществом и шагом вперед диалектического материализма являлось его понимание связи духовного и материального и духовного вообще – теория отражения, возникшая в поле французского материализма в XIX веке. Если Гегель как идеалист считал, что материя пассивна, она не может развиваться сама по себе, а дух существует через материальное и воплощается в нем (а такое понимание материи сходно с натурфилософским), то диалектический материализм иначе понимает духовное (о понимании материи – атрибутивной концепции – см. выше).

Начнем с того, что такое отражение. Отражение – это следствие и результат взаимодействия вещей, способ бытия и атрибут материи. При взаимодействии вещь может зафиксировать некоторые свойства (особенности) других вещей – это и есть отражение этих вещей в ней.

Тогда человеческое сознание – это высшая форма отражения. Человек как вещь, вступающая в отношения с другими вещами, прежде всего с равными себе (другими людьми), обладает сознанием в качестве функции, необходимой для социального взаимодействия (сознание – атрибут социально-экономической системы /Маркс/).

Материалисты не отрицают существования духовного, но показывают, что духовное не обладает самостоятельностью, а существует как функция человеческих отношений, особая форма отражения.

 

Философское учение о материи и ее атрибутах. Диалектико-материалистическое понимание материи.

Филосовское учение о материи

От лат materia - вещество. Это вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике, означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от качественного разнообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира - первоматерии. Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все качественное разнообразие миравыводилось из какого-либо одного тоже качественно определенного, эмпирически воспринимаемого элементата. (огонь, вода...) Но уже Демокрит заметил, что с помощью одного качественного определяемого вещества невозможно объяснить происхождение другого.

Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего. С этой теорией связаны многие открытия в физике (тяжесть, теор теплоты, сохранение в-ва...). Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явлений и событий мира на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и физ. картина мира получит полную завершенность. Г Лиргоф: “Разве осталось еще что-нибудь открывать?”

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей вещества. Открытие электромагнитных полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле - принципиально отличное от вещества состояние материи.

Первоначально поле понималось как окружающее какой-нибудь предмет пространство. (поле - атрибут в-ва). В домарксистском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, параматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Домарксистский материализм рассматривает ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира.

Материя - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

Но затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоятельная реальность, т.е. новый вид материи, основным свойством кот. является непрерывность.

Все это привела к фил кризису - “Материя исчезла” Этот кризис связан с утратой представлений о материи как о веществе.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира привела к фил кризису - “Материя исчезла”. Некоторые предали забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Диалектико-материалистическое понимание материи. Необходимо было освободить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием вещества. Ленин замечал, что исчезла не материя, а метафизическое представление о ней. Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.” Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

1)материя существует независимо от сознания (первичность материи по отношению к сознанию)

2)она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира). - Гольбах.

Достоинство этого определения - единство онтологического и гносеологического подходов и является исходным пунктом естествознания и философии.

Домарксистское понимание материи является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

 





Читайте также:
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.