Понятие движения и развития. Гегель о диалектическом и метафизическом методах мышления.





Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

Понятия "движение" и "развитие" - разные понятия,- но они суть понятия, отображающие один объект,- процессуальный характер бытия реального мира - и отличаются друг от друга по степени абстрактности фиксированного в них содержания.

Движение – самая абстрактная категория – способ бытия материальных объектов, форма существования материи, ее неотъемлемый атрибут. Движение лишь фиксирует наличие изменений. Категория развития - более конкретная, чем движение. Развитие отражает причины, направление процесса изменений, представляет собой закономерное, целостное, необратимое качественное изменение систем. Как универсальный процесс, развитие - самая универсальная связь бытия. Таким образом, понятие движения есть более общее понятие, чем понятие развития, и отношение их по содержанию можно характеризовать как отношение рода и вида, общего и частного. Если движение относится к миру как целому, то развитие справедливо лишь для локальных и ограниченных форм его бытия.

У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности и представляет собой систематически развитую науку, в которой дана содержательная картина общих форм движения. Гегель делит диалектику на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли. Оно конкретизируется в категориях качества, количества и меры. Исчерпав категорию бытия, Гегель рассматривает то же бытие, но уже с противопоставлением этого бытия ему же самому. Отсюда рождается категория сущности бытия; диалектический синтез исходной сущности и явления выражается в категории действительности. Но сущность не может существовать в отрыве от бытия. Гегель исследует и ту ступень диалектики, где фигурируют категории, содержащие в себе одинаково и бытие, и сущность. Это - понятие. Гегель является абсолютным идеалистом, и поэтому он именно в понятии находит высший расцвет и бытия, и сущности. Гегель рассматривает своё понятие как субъект, как объект и как абсолютную идею

Философская система Гегеля отправляется от идеи, что реальность поддается рациональному познанию потому, что рациональна сама Вселенная. Последней сущностью мира, или абсолютной реальностью, является разум. Разум проявляет себя в мире; реальность есть не что иное, как манифестация разума. Поскольку это так и поскольку, в конечном счете, бытие и разум тождественны, возможно не только применять наши понятия к реальности, но и узнавать о строении реальности через изучение понятий. Ведь всякое понятие, продуманное до конца, с необходимостью ведет к своей противоположности. Итак, реальность «превращается» в свою противоположность. Тезис приводит к антитезису. Но это не все, поскольку отрицание антитезиса приводит к примирению на новом уровне тезиса и антитезиса, т.е. к синтезу. В синтезе противоположность тезиса и антитезиса разрешается, или упраздняется, однако синтез в свою очередь содержит в себе противополагающее начало, которое приводит к его отрицанию. Таким образом, перед нами не имеющая конца смена тезиса антитезисом, а затем синтезом. Этот метод мышления, Гегель называет диалектическим методом.

Метафизика - противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, метафизика впервые была истолкована в идеалистической форме Гегелем. Он противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном, исключающим различия тождестве диалектическое представление о конкретном тождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождества предполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие конкретного тождеств, напротив, указывает на то, что каждое явление изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит в другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего.

Маркс, Энгельс и Ленин показали научную несостоятельность метафизического метода мышления.

Трансцендентальная диалектика (логика иллюзии) – второй отдел трансцендентальной логики Канта, представляющий собой (в отличии от трансцендентальной эстетики и трансцендентальной аналитики, исследовавших чувственность и рассудок) собственно критику чистого разума, как третьей, высшей познавательной инстанции.

Трансцендентальная диалектика у Канта, представляет собой исследование противоречий познания, в которые неизбежно ввергает себя человеческий разум, как только он попытается получить однозначные доказательные ответы на собственно философские вопросы.

Будучи логикой иллюзии, трансцендентальная диалектика довольствуется только обнаружением обманов и противоречий, ибо окончательное их устранение оказывается в принципе невозможно в силу их естественного и неизбежного характера. Кант поэтому называет трансцендентальную диалектику еще «естественной», т.е. неотъемлемо присущей разуму диалектикой.

Ярчайшим проявлением трансцендентальных иллюзий являются, по Канту, антиномии чистого разума, имеющие исключительно диалектический характер, т.е. представляющие собой заблуждения разума, в которые он впадает при отсутствии предписываемой критикой дисциплины. С одной стороны, разум непреодолимо стремится восходить к абcолютно-безусловному (умопостигаемому), а с другой – «опрокидывает» или налагает это умопостигаемое на мир явлений. Сам термин «диалектика» употребляется Кантом исключительно в отрицательном смысле (диалектика = логика видимости = логика иллюзии = заблуждения разума и т.п.). Критика чистого разума и должна устранить эту «диалектику» из метафизики.

 





Читайте также:
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.