Проблема человека в философии.





Проблема человека в философии была 1 из наиболее интересных проблем во всей истории философии. Уже буквально с древних времен мыслители обращались к феномену человека, пониманию сущности человека. Пытаясь понять человека, мнения философов разделились следующим образом: одни считали, что человека создал Бог, другие – человек – закономерный продукт развития природы в результате закономерных трансформаций единой материальной субстанции, некой первоматерии.

Что означает: «Человека создал Бог»? в философии никогда не предполагалось, что есть некий Бог, который что-то вообще создает. Частично это такой мифологический взгляд на вещи, только в религиозной мифологии так утверждается. Когда философы говорят, что человека создал Бог, это некий образец отрицательного философского мышления, которое, по сути дела, говорит о том, что человек не является продуктом развития природы. Это означает, что не природа создала человека, а кто – неизвестно. Почему такое расхождение во мнениях? Все заключается в той загадочной способности, которой обладает человек, которая с древних времен связывалась с загадкой человеческого «Я», с загадкой наличия у человека ДУШИ, СОЗНАНИЯ. Именно эта способность человека иметь душу и сознание вызывала двойственное толкование сущности человека. В зависимости от этого решался вопрос о происхождении человека.

ЧТО ТАКОЕ ДУША?

В сущности, понимание души было одинаковым во все времена. Все философы более или менее ясно понимали, о чем идет речь, но объяснить и дать понятие этому было достаточно сложно. Пример: свет, который излучается каким-то источником и рассеивается, отражается, попадает на предмет и в сетчатку глаза. Почему мы видим не свет, а предмет? Были различные мнения, почему мы видим именно отражения предметов в пространстве:

ДЕКАРТ: у человека есть некие врожденные идеи в человеческой душе (даны высшим разумом), по средствам которых мы осознаем любые воздействующие на нас вещи. «на нас непосредственно воздействует предмет→мы чувствуем контакт→возникает в душе эта идея→осознаем этот контакт»

Чтобы объяснить, как у человека возникла такая удивительная способность, то есть непосредственно осознавать окружающий мир, используют понитие некоторого «Я», котрое нельзя ни увидеть, ни потрогать (это что-то нематериальное). А что это, по0прежнему было неясно. Понятие нематериального «Я», души просто дает возможность как-то об этом говорить .=> когда говоря ДУША, нематериальное и пр., это не означает, что за этим стоит какая-то реальность, просто определенный способ говорить о чем-то неявном. Развитие философской мысли, проблемы человека вращались вокруг этой темы:

МАТЕРИАЛИСТЫ: человек – материальное существо. Так как в мире нет ничего, кроме материи => эта способность человека, его сознание, душа – тоже некая материя. Эта позиция не смогла объяснить, каким образом предметы вне нас отражаются в виде образов в сознании, ведь не сами же предметы испускают образы. Теория уязвима.

ИДЕАЛИСТЫ. ПЛАТОН: душа содержит некие принципы вообще всякого бытия. Общее предшествует единичному, а => и тому, что чувственно воспринимается. => духовное должно быть раньше телесного. Тело принадлежит душе. ДУША – тот принцип, который позволяет человеку управлять не только вещами материального мира, но и теми вещами, которые составляют его собственное телесное бытие; тот принцип, который позволяет подчинить свое тело.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: благодаря механо-математическому взгляду на мир материализм выступал в виде материализма механистического. Объяснить мир как некий механизм означало познать его. Работа «Человек-машина».:попытки последовательно математически (механистически) объяснить все процессы, протекающие в человеке.

АНГЛИЙСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ XVII В. (аналогичная позиция философии нового времени). Сенсуалистический материализм и чисто механистический взгляд на природу позволили дать новую модель взаимодействия человека и окружающего мира, в котором якобы возникает человеческий разум и познание.

Противоположная точка зрения в эту эпоху была у ИДЕАЛИСТОВ (прежде всего у последователей ДЕКАРТА). Декарт обозначил психофизиологическую проблему. Считал невозможным объективно объяснить появление у человека сознания чисто из механистических причин. Почему? Человек – универсальное существо (может действовать по бесконечно большому разнообразию путей. Пример: рука художника.(нет схемы поведения. В этом универсальность поведения). Если попробовать объяснить с точки зрения механистического подхода, в механике каждое действие связано с особой конструкцией механизма, т.е. механизм запрограммирован на выполнение одного действия. Пример: циркуль- только круги. Если человек – некий механизм, способный выполнять бесконечное множество операций, => он должен содержать бесконечное количество механизмов для выполнения этих действий, что невозможно =>ДЕКАРТ: «человеческое тело достаточно компактно. Оно сложно устроено, но это не механизм».

Еще один аргумент: человек способен действовать универсально еще и в том смысле, что способен открывать законы. Они дают возможность предвидеть не только то что есть, но и то что может быть. Пример: зная законы движения космических тел, открыли планеты (нет чувственного опыта =>сенсуализм объяснить не может)





Читайте также:
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.009 с.