по специальности «Журналистика»




1. Основные проблемы русской журналистики XVIII века. Сатирические журналы XVIII века.

2. Публицистика М.Е. Салтыкова – Щедрина. М.Е. Салтыков – Щедрин о современной ему прессе.

3. «Энциклопедический» тип журнала в истории журналистики XIX века. В.Г. Белинский о журнале «Библиотека для чтения».

4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.

5. Русский «толстый» журнал конца XIX – начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.

6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.

7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия XX века (до 1917 года).

8. Жанрово-композиционные особенности произведений В. Гиляровского.

9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30-е годы XX века.

10. Отечественные средства массовой информации периода «оттепели» (1955-1965 г.г.)

11. Система отечественных СМИ в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.

12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».

13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны И. Ильфа, Е. Петрова и других мастеров сатиры.

14. Функции журналистики в демократическом обществе.

15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.

16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.

17. Журналистская деятельность А.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)

18. «Новые медиа» в структуре СМИ.

19. Традиции аналитической журналистики в российских СМИ.

20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.

21. Предпосылки возникновения, этапы развития и формы пражурналистики. Факторы, обусловившие оформление журналистики в социально-политический институт на рубеже XVI – XVII веков. Журналистика эпохи Просвещения.

22. Разработка теории свободы слова в «Ареопагитике» Джона Мильтона, «Дебатах о свободе печати» Карла Маркса и других трудах зарубежных мыслителей.

23. История печати Германии. Условия становления и развития журналистики Германии как профессиональной деятельности.

24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты и памфлетисты Великобритании XVII – XVIII веков.

25. Становление печати в европейских колониях Америки. Роль прессы в борьбе США за независимость. Деятельность Бенджамина Франклина.

26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах.

27. Основные тенденции развития СМИ в странах Латинской Америки и Австралии.

28. Этапы развития итальянской журналистики.

29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы.

30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.

31. Особенности развития СМИ в странах Азии и Африки.

32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв.).

33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.г.

34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.

35. Основные законы России о СМИ и информации.

36. Права человека и СМИ. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России.

37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности СМИ.

38. Литературный редактор в процессе коммуникации: редактор – автор, редактор – читатель, редактор – текст. Общая характеристика деятельности литературного редактора (этапы анализа, оценки, правки текста).

39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.

40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая характеристика и принципы классификации функциональных стилей.

41. Система СМИ. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.

42. Типология печатных изданий на современном информационном рынке России.

43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации.

44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.

45. Композиционно-графическая модель издания.

46. Современное радио России. Структура и система организации.

47. Современное телевидение России. Структура и система организации.

48. Информационные агентства в системе российских СМИ. Общая характеристика.

49. Формы и методы государственного управления СМИ.

50. Журналистика как социальный институт общества. СМИ как «четвертая власть».

51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.

52. Основные направления и методы социологических исследований СМИ.

53. Социальная психология и журналистика. Исследования социально-психологических эффектов СМИ.

54. Аудитория и СМИ. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.

55. Основные кодексы профессиональной этики журналиста. Дискуссии о роли кодексов в общественной журналистике.

56. Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации.

57. Глобальные проблемы современности и роль СМИ в их решении.

58. Проблемы и перспективы развития научной журналистики в России.

59. Свобода журналистики и условия её осуществления.

60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.

61. СМИ и информационное общество. Общая характеристика проблемы.

62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.

63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая журналистика.

64. Политические технологии и СМИ. СМИ в системе власти и политики.

65. Экономические основы функционирования СМИ.

66. Функции рекламы.

67. Структурно-функциональный подход к анализу СМИ (Г. Лассуэлл, Р. Мертон, Г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции СМИ.

68. Критическая традиция анализа массмедиа (Франкфуртская школа, А. Грамши, Н. Постман).

69. Социально-психологические теории СМИ (бихевиористские теории, теории селективного влияния, концепция повестки дня).

70. Нормативные теории СМИ («четыре теории прессы», концепция Д. МакКуэйла).

71. СМИ и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен С. Хилгартнера, Ч. Боска, конструктивистская теория Ж.-П. Пажеса).

72. СМИ в контексте семиотики и структурализма (В. Пропп, У. Эко, Дж. Фиск)

73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории СМИ (Г. Маклюэн, Ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).

74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.

75. Общероссийская газета «Русское слово» И.Д. Сытина – В.М. Дорошевича в начале XX века.

76. Современное состояние печатных СМИ в информационно богатых странах (основные процессы, тенденции развития, «спираль тиража», современные типы изданий, таблоидизация, распространение бесплатных газет и формирование практики неежедневного чтения, национальные модели печатных СМИ).

77. Основные модели современного зарубежного ТВ (характеристика аудиовизуального сектора СМИ, коммерческое ТВ, общественное ТВ, государственное ТВ, современные национальные модели ТВ США, Британии, Германии, Франции, Италии, стран Северной Европы).

78. Современное зарубежное радио (специфика СМИ, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).

79. Современные СМИ Китая и Японии (национальная специфика СМИ Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния СМИ Китая).

80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование изобразительно-выразительных средств в современной публицистике.

81. Типология сетевых СМИ. Мультимедийные формы контента.

82. Типология региональных (в том числе алтайских) СМИ.

 

Зав. кафедрой теории и

практики журналистики

Декан факультета журналистики ________________/Мансурова В.Д./

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: