Человек как субъект предметно-практической деятельности. Понятие общественных производительных сил.





Воспроизводство своей собственной физической жизни осуществляется людьми посредством труда. Именно в этом специфика общественного воспроизводства мат жизни в отличие от биосферы.

Люди начинают понимать себя как существа отличные от других живых существ только тогда, когда начинают производить необходимые для жизни материальные блага. И тот процесс, кот обеспечивает специфику воспроизводства мат жизни - это процесс труда.

Человек по своему положению в биосфере является гетеротрофом, поэтому, когда человек начинает производить необх для жизни мат блага, он производит их в таком виде, в кот они необходимы ему, прежде всего, для поддержания физической жизни, т. е. белки, жиры, углеводы (такие же, как есть в исходной природе). Возникает вопрос производства искусственных питат веществ.

Что такое труд, как способ, кот дает возможность человеку осуществлять воспроизводство его собственной мат жизни, т.е., прежде всего, обеспечивает его необходимыми питат веществами?

Труд – процесс взаимодействия ч-ка с природой, в ходе которого ч-к меняет вещество природы. Мы не можем создавать материю, можем превращать одну форму материи в другую. В ходе этого процесса, ч-к контролирует, регулирует обмен веществ между собой и природой. (определение из «Капитала» Маркса).

Человек отличается от животного тем, что он не просто присваивает предметы природы, а преобразует ее, взаимодействует с ней. В этом взаимодействии не предметы природы, а человек является активной, деятельной стороной. Эта активность и делает ч-ка субъектом. (цитата из словаря, в лекциях слов про субъект не нашла )

Что значит «превращ одну форму вещ-ва в другую»: ч-к выращивает животных, чтобы употреблять их в пищу. Эти животные, в свою очередь, питаются определенным растительным субстратом, кот человек не может употреблять. Ч-к производит этот субстрат и дает его животным и таким образом превращает питат энергию этого субстрата в питат энергию тех веществ, кот составляют субстрат уже живого существа. В дальнейшем ч-к употребляет уже эту форму вещества. Это и есть процесс производства, потому что в процессе производства происходит увеличение питат энергии вещества.

Кулинария не является процессом производства, т к в процессе кулинарии не происходит увеличение калорийности вещества.

Собирательство нельзя назвать про-вом, т к ч-к в этом прочесе ведет себя так же, как и любое др сущ-во, нет превращ формы вещества.

Нельзя говорить о труде животных, т к труд – целесообразная деятельность. Животное – просто как орудие труда, используется его мускульная сила.

Благодаря чел-ой деят-ти происходит перенос стоимости его рабочей силы, тех средств про-ва, кот он применяет, на конечный продукт. Именно чел-кая целесообр деят-ть переносит стоимость животного, кот человек дрессирует, готовит для участия в процессе про-ва. Животное не может изначально участвовать в процессе труда.

Труд – способ существования ч-ка.

Затрата способности к труду. Чел-к не тратит труд, т к труд – это процесс. Чел-к тратит мускульные, физические и нервные усилия (способности к труду)!

Нельзя говорить о стоим-ти труда, т к труд – это процесс, в кот создаются различные потребительные стоимости (продукты пит, одежда, жилье, средства производства) Можно говорить о ст-ти рабочей силы (способность к труду).

Труд опосредует все связи ч-ка с природой , в этом смысле он выступает основой бытия общества.

Передача питат вещ-ва: в биосфере – однозначно, по цепям питания (один ест другого). В обществе – продукт, кот производит человек, является объектом его деят-ти, жестко отделен от человека, находится вне. Этот предмет передается от одного ч-ка к др. – в этом специфика бытия общесв про-ва мат жизни.

Почему труд носит изначально общественный характер, не может быть индивидуальным:

Если посмотреть на процесс труда с точки зрения закона сохранения энергии, преобразов одной формы вещ-ва в др. требует от ч-ка затрат его мышечной, нервной энергии, следовательно, ч-к должен восстановит затраты тем питат вещ-вом, кот он произвел – это закон воспроизводства рабочей силы. Если учесть, что процесс превращ формы вещ-ва в условиях, когда сам этот процесс неразвит, требует достаточного кол-ва времени (растение только через опред время начинает приносить плоды…). Поэтому в это время че-к, тратя энергию на поддержание жизни другого сущ-ва (вырещивая его), должен как-то сам воспроизводить свою энергию. Как, если питат вещ-во еще не появилось? Брать эту энергию из биосферы ч-к не может, т к , нельзя одновременно заниматься собирательством и производством, поскольку собирательство тоже связано с расходованием энергий ч-ка и требует их восстановления. Кроме того, с годами у человека теряется способность к труду, ч-к стареет, следовательно, нужно воспроизводить и чужую рабоч силу, кот поддержит его на старости. Для этого нужно кормить и мать, вынашивающую ребенка и самого ребенка потом – это явно непроизводственные затраты. Поэтому концепция Робинзона – ч-ка, кот содержал себя , благодаря про-ву, становится нереальна. Ч-к может в биосфере, питаясь питат вещ-ми, кот производит биосфера. Но заниматься про-вом одному невозможно, поэтому про- во возникает только в том случае, ести есть опред численность народонаселения.

Эта численность народонас , благодаря кооперации усилий каждого индивида, создает ту массу энергии, кот способна произвести необходимое кол-во этих веществ для воспроизводства этих затрат. Значит, человеческий труд является трудом общественным, люди совместно воспроизводят свою мат жизнь и это является необходимым, потому что кооперация их отдельных усилий создает качественно новую производительную силу , способную и произвести гораздо больше, чем отдельный индивид и, вместе с тем, сама сложнейшая иерархия тех связей, кот возникают в этой организации, позволяет решать самые разнообразные процессы. Один может заниматься про-вом питат веществ, другой – собирательством, третий – воспроизводством чужой мат жизни, выращивая детей. Вся эта иерархия чел-ской организации только при определенной численности способна выживать, исключительно занимаясь производством.

Поэтому, очевидно, люди занимались про-вом не изначально, возникнув в биосфере, а жили как животные, занимались собирательством, а только при опред численности начинает развив про-во.

Чем более приметивен труд, чем более он неразвит, тем большей численности народонаселения он требует.

Т к люди совместно, как некий конкретно-исторический коллектив, воспроизвдят свою мат жизнь, значит, неизбежно каким-то образом распределять готовый продукт между участниками про-ва.

Из общественного характера труда , связанного с организацией особого качества производит. сил , легко понять, что в процессе труда люди неизбежно вступают в отношения, кот не зависят от их воли и сознания. Ни одно общество не сможет устранить пропорциональное распределение произведенного продукта. Пропорции определяются тем качеством общественной организации, кот составляет производит силу этого общественно-исторического коллектива .

Мы знаем различные форма организации общественной жизни и различные формы пропорционального распределения. Например, в древнем архаическом об-ве господствовал принцип пропорцион-го распред «от каждого по способностям, каждому по труду», т е в зависимости от того, какое напряжение в прцессе про-ва испытывает человек, такую часть продукта он и получает.

Другое дело тип об-ва, связанный с разделение труда (РТ), здесь возникает рынок – механизм пропорционального распределения, которое подчиняется закону стоимости (основной экономич з-н). Нарушение этого з-на приводит к тому, что общественная дея-ть людей как целое осуществляться не может. Смысл з-на стоимости = смысл з-на сохранения энергии, применимый к чел-кой дея-ти. Т. е. у людей есть опред масса потребностей , которая требует затрат чел-х усилий. Следовательно, в условиях рынка пропорциональное распределение осуществляется по общественно необходимым затратам труда. Т е частные обособленные производители обменивают свой товар сообразно общественно необходимым затратам труда. Рынок и выявляет эту пропорцию при обмене.

Пропорция продиктована именно тем фактом, что все так или иначе являются участниками общ про-ва→тратят свои усилия →усилия должны быть воспроизведены. А как воспроизведены и устанавливается этой пропорцией. Пропорция не имеет отношения к воле и сознанию людей. Эти затраты труда составляют некие средние для общества затраты труда.

Основная идея Маркса (идея обще-х отношений про-ва) : Коль труд носит общественный характер , неизбежно то, что люди вступают в независящие от их воли и сознания отношения по поводу факторов про-ва, произведенного продукта, средств про-ва. Маркс исследовал это в «Капитале».

Если опровергать Маркса, нужно доказать, что труд не обладает изначально общественным характером, иначе неизбежно придется принять идею пропорционального распределения, идею того, что эти отношения являются определяющими, система образующими в структуре общественного про-ва.





Читайте также:
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.