Диалектика материальных и идеологических отношений.





Производственные (или материальные) отношения – отношения, которые складываются между людьми в процессе общественного производства материальной жизни по поводу основных факторов производства: предмет, продукт труда, средства производства – т.е. отношения обмена, распределения, перераспределения. (это материальные отношения, складывающиеся стихийно, для общественного разделения труда, кооперации. + государство может их контролировать (запрет стихийно совершающихся форм перераспределения, которые общественно-опасны = кража, разбой, грабеж) + Мы не можем создать, выбирать эти отношения, но можем придать им форму)

Идеологические отношения - общественная форма, в которой развиваются производственные отношения.

Производственные отношения могут существовать независимо от отношений идеологических, но идеологические тоже чрезвычайно важны, т.к. они создают условия для развития отношений производства (Пример: правовые отношения – правовая форма, в которой развиваются господствующие материальные отношения, поэтому правовые отношения ¹производственные отношения)

+ производственные отношения складываются не только в процессе труда, но и в процессе производства чужой жизни; (Пример: отношения между мужем и женой, бракосемейные отношения = материальные; отношения родства = идеологические)

 

21. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к периодизации.

Формационный подход. Исследуя проблему движущих сил исторического процесса, основатели исторического материализма выделили материальное производство в качестве главной детерминанты исторического развития. На этом основании история подразделялась на различные этапы в зависимости от уровня развития материального производства. Для характеристики этапов развития общества в историческом материализме была разработана категория общественно-экономической формации. Считалось, что основным фактором развития общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают с точки зрения марксизма определяющее воздействие на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь. В этом смысле история - это естественноисторический процесс возникновения и смены способов материального производства и общественно-экономических формаций. Он имеет свои законы и логику развития. Идеалом и конечной целью истории марксисты провозгласили коммунизм, представляющий собой, по их мысли идеальное устроенное и богатое общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников. Это обусловлено всем контекстом исторического материализма, представлении о природе и развитии человека. Человек — субъект предметно-практической деятельности, преобразующей среду обитания. Речь идет о том, что человек, обладая теми или иными потребностями, пытается их удовлетворить, производит материальные блага, и материальное производство является главной детерминантой исторического развития. Данная теория в качестве ключевой выделяет именно экономическую сферу.

Цивилизационный подход к периодизации процесса направлен против взгляда на историю как на единый мировой процесс. Как правило, при таком подходе историю представляют в виде калейдоскопа отдельно взятых культур или цивилизаций. В цивилизационном подходе культуры, которые однажды рождаются и умирают, не связаны между собой, нет преемственности. Здесь вообще речь не идет об едином, закономерном процессе. Речь идет о калейдоскопе локальных культур или цивилизаций. Иногда в отдельную группу выделяют культурологический подход, в котором история представлена как многообразие культур, несводимых к универсальным законам мировой истории. В современной социологии выделяют концепции в рамках единого цивилизационного подхода.

Культурологическая теория П. Сорокина. В его культурологической концепции выделяется три типа, или три сверхсистемы культуры: идеациональная, чувственная и идеалистическая. Каждый тип культуры отличается собственным менталитетом, религиозными установками, политической и экономической организацией. В конечном счете, все особенности, характеризующие тот или иной тип культуры, концентрируются вокруг главных ценностей культуры. В идеациональной системе бог сверхчувственный и сверхрациональный является основной ценностью культуры. Для чувственной культуры характерно признание чувственной реальности в качестве единственно существующей и выступающей тем самым как основной ценностный ориентир. Идеалистическая культура признает взаимодополнимость сверхчувственных и чувственных ценностей. Исторически существовавшие общества классифицируются в соответствии с предложенной схемой. Так, например, идеациональной системе соответствуют культуры средневековой Европы и брахманской Индии, чувственной системе – европейская культура XVI-XX вв., а идеалистической – западноевропейская культура XIII-XIV вв. Историческое развитие мыслится в данной концепции как смена типов культур.

 





Читайте также:
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.009 с.