В рамках культурологического подхода





М. Вебер, а за ним А. Тойнби разглядывали цивилизацию как особенный социокультурный парадокс, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, базу которого составляет религия. А. Тойнби указывал также и на верно выраженные характеристики технологического развития. Некие исследователи под цивилизацией соображают не лишь совокупность отношений меж людьми одной конфессии, но и меж индивидумом и государством.

В большинстве словарей термин «цивилизация» интерпретируется как синоним понятия культура. В широком смысле под цивилизацией подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узеньком смысле - лишь материальную культуру.
Понятие цивилизации тесновато связано с понятием культуры, причем не лишь в нехорошем смысле, но и в положительном плане, т.Е. Противопоставляется культуре, как материальное, техническое — духовному, как обычное и бесчеловечное — уникальному и гуманному.

Формация и цивилизация представляют собой каждая особый срез развития общества. Формация— социоэкономическая категория, цивилизация — социокультурная, но обе эти категории связаны с понятием социума и включаются в описание законов его развития. На этом пересекаются материальное и внематериальне в сложном процессе развития нераано-не.сион системы, какой является человеческое общество в его целостности. И формация, и цивилизация могут перекрывать друг друга во времени, могут отстоять по уровню на значительном расстоянии. Формацию можно рассматривать как системообразующее начало общества, понимаемого как совокупность экономических, социальных и политических связей.

В понятие цивилизации входят социальная и культурная составляющие жизни общества. В современном представлении цивилизация начинается одновременно с переходом человека из первобытного состояния к разумному существованию. С этого момента она развивается по своим внутренним законам и исходя из создаваемых ею самой предпосылок. Иначе говоря, необходимым условием для развития цивилизации является лишь ее возникновение.

Теория формаций интересуется структурой, общества на каждом этапе развития и закономерностями его существования. Теория цивилизации занимается анализом тех механизмов, которые обеспечивают существование самой цивилизации, не позволяя обществу опять вернуться в первобытное состояние.

 

23. Понятие общественного бытия и общественного сознания. Диалектика общественного бытия и сознания: субъективное и объективное, стихийное и сознательное в историческом процессе.

Прежде чем говорить о диалектике общественного бытия и сознания, дадим определения этим терминам и выясним, в какой связи друг с другом они состоят.

Общественное бытие можно определить как материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления и развития человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания.

Тогда как общественное сознание – это совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Данные определения показывают связь между общественным бытием и сознанием, отмеченную Марксом в статье «К критике политической экономии». В ней он пишет, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Таким образом, общественное сознание является формой отражения общественного бытия, так же, как сознание – отражением бытия вообще.

Чтобы яснее представить форму связи между общественным бытием и общественным сознанием в понимании диалектического материализма, обратимся к работе Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», в которой приводится следующее рассуждение: «Общественное бытие и общественное сознание не тождественны, – совершенно точно так же, как не тождественно бытие вообще и сознание вообще. Из того, что люди, вступая в общение, вступают в него как сознательные существа, никоим образом не следует, чтобы общественное сознание было тождественно общественному бытию. Вступая в общение, люди во всех сколько-нибудь сложных общественных формациях – и особенно в капиталистической общественной формации – не сознают того, какие общественные отношения при этом складываются, по каким законам они развиваются и т.д. Например, крестьянин, продавая хлеб, вступает в "общение" с мировыми производителями хлеба на всемирном рынке, но он не сознает этого, не сознает и того, какие общественные отношения складываются из обмена. Общественное сознание отражает общественное бытие – вот в чем состоит учение Маркса».

Выделим некоторые особенности общественного сознания:

В своем влиянии на бытие сознание может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его (в этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства)

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью (новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений). Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.

По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

Индивидуальное сознание – это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания - это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию.

Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества.

Групповое сознание диалектически связано с общественным сознанием и индивидуальным как особенное. Оно складывается на основе индивидуального, но, как и общественное сознание, не представляет собой простой суммы индивидуального, хотя и отражает бытие социально-экономических и политических условий жизни каждой группы людей. В то же время групповое сознание опосредуется общественным сознанием и выступает как элемент или подсистема общественного сознания, входя в него частью своих элементов.

Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным, но по мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.

Также выделяют формы общественного сознания, под которыми понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности (вопросы 24-26)

Что касается стихийного и сознательного в историческом процессе, то до появления диалектико-материалистического понимания истории считалось, что исторический процесс движется отдельными историческими личностями, их сознаниями, а также целью, заложенной в структуре духа и стремлением людей к идеалу. Однако если понимать, что общество является сложной открытой динамической материальной системой, то никакой цели быть не может, так как развитие материальных систем стихийно, а направленность его определяется тем, как разрешаются внутренние противоречия (между производительными силами и производственными отношениями). Принимая во внимание тот факт, что отдельные личности и их индивидуальные сознания могут вознестись до уровня общественного, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое значение, нужно, тем не менее, помнить, что через преемственность общественного сознания каждое индивидуальное сознание является продуктом общественного. Таким образом, отдельные великие личности могут быть лишь субъективированными отражениями возникающего способа разрешения внутреннего противоречия и только в таком качестве (инструмента) могут двигать исторический процесс.





Читайте также:
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.